01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

Из прошлого в настоящее: правоприменение и классовый подход

Вы здесь: Главная / Наука / Открытые дискуссии, круглые столы и публичные лекции / Из прошлого в настоящее: правоприменение и классовый подход

Из прошлого в настоящее: правоприменение и классовый подход

Автор: Евгения Литвинова — Дата создания: 22.07.2015 — Последние изменение: 29.07.2015
Участники: Артём Доможиров, Татьяна Косинова (фото), Павел Барков (видео)
Когита!ру
15 июля 2015 НИЦ "Мемориал" состоялась лекция Марии Шклярук «Закономерности работы правоохранительной системы». Её слушала Евгения Литвинова.

Это была уже шестая встреча в рамках нового цикла публичных лекций в «Мемориале». Рассказы о предыдущих лекциях Николая Вахтина, Дмитрия Травина, Григория Голосова, Игала Халфина и Владимира Гельмана можно прочесть на сайте Когита!ру. Цикл организует и проводит в НИЦ «Мемориал» главный редактор Когита!ру Татьяна Косинова при участии Московского филиала Фонда Фридриха Науманна.

Мария Шклярук – научный сотрудник Института проблем правоприменения, кандидат экономических наук, магистр права. С 2002 по 2011 годы Мария служила сначала в милиции, затем в прокуратуре и СК РФ. В 2012 перешла к научной работе.  Мария Шклярук - автор колонок в "Ведомостях", "Отечественных записках", Forbes.ru, РБК и других СМИ. Она написала учебник "Экономические инструменты поддержки возобновляемой энергетики". Ранее о лекции на Когита!ру.

Социология права, о которой рассказывала Мария Шклярук, – это европейское понятие и европейская тема для исследования. В России это направление раньше не существовало. Сейчас этой темой занимается преимущественно Институт проблем правоприменения.

О работе правоохранительной системы мы знаем в основном по многочисленным случаям задержания политических активистов на акциях протеста и затем возбуждения против них административных дел. Кроме того, в центре внимания оказываются «громкие», политически мотивированные дела (узники Болотной, Ходорковский, Навальный, Pussy Riot, организации, получившие ярлык «иностранных агентов» и пытающиеся оспорить это решение в суде, и т.д.). Во всех этих делах видна пристрастность полиции, следствия и суда. Правоохранительная система выступает в них защитницей государства в своем собственном понимании: не защитницей законов и Конституции, не защитницей прав личности, а защитницей действующей власти от любой критики. Но «политические процессы» - лишь верхушка айсберга. Большая часть работы правоохранительных органов связана с различными уголовными преступлениями (имущественными или преступлениями против личности). Обычно осужденные по этим статьям – люди со средним или незаконченным средним образованием, безработные или работающие на низкооплачиваемой, не требующей высокой квалификации работе. Представления о собственных правах у таких людей довольно смутные. Адвокатов им обычно назначают за счет государства. Как работает система с такими подозреваемыми и обвиняемыми? Есть мнение, что нарушения закона, имеющиеся в «политических процессах», не могут существовать изолированно, что теми же пороками страдает вся система. Так ли это? О том, как работает правоохранительная система в целом, о том, что мешает этой работе, рассказала Мария Шклярук.

Прежде всего, Мария остановилась на числовых показателях деятельности МВД и на том, откуда берутся эти числа.

Работа российской правоохранительной системы – это, в частности, фильтры, последовательно отсекающие часть обращений в полицию. Верхушка айсберга – количество лиц, приговоренных к реальному сроку лишения свободы. В МВД за год поступает около 30 миллионов обращений граждан. 12 миллионов расцениваются как сообщения о происшествиях. Возбуждение уголовных дел – это 2 миллиона из 12. Отказ в возбуждении уголовного дела – это 7 миллионов. Как правило, отказывает участковый уполномоченный. Остальные 3 миллиона отсеиваются на следующих ступенях. Из 2 миллионов возбужденных дел (+800 тысяч, оставшиеся с прошлого года и посчитанные по второму разу) 1,2 миллиона приостанавливаются в связи с тем, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, не установлено. Соответственно, раскрываемость – 55-56%. Около 60 тысяч дел в год прекращается. Из них по реабилитирующим обстоятельствам – около 20 тысяч, то есть тогда, когда нет состава преступления или события преступления. 40 тысяч дел прекращаются по не реабилитирующим обстоятельствам. Это означает: дело было такое, что его никто не рискнул направить в суд. Система работает так, что нет стимулов признавать ошибки. Хотя это нормальная ситуация: начинается расследование преступления, обнаруживается лицо, которое становится подозреваемым, потом выясняется, что этот человек не совершал преступление и его надо отпустить. Закон позволяет это. В советское время, расследуя преступление, задерживали «всю деревню», а потом разбирались. Дальше, если выясняется, что человек не виновен, его должны отпустить и извиниться. Он имеет право на компенсацию морального и материального вреда. Если следователь всё сделал правильно, он не должен нести за это никакой ответственности. Но на деле не всё так просто. Во-первых, вопрос компенсаций. Они предусмотрены законом, но не предусмотрены бюджетом. Поэтому ситуация, когда можно законно задержать, законно содержать под стражей, а потом законно освободить, превратилась в ситуацию, когда что-то из этих трех действий оказалось незаконным. Во-вторых, если из-за действий следователя человек был задержан, содержался под стражей, а потом был реабилитирован и обратился за компенсацией и ему ее присудили, компенсация взыскивается со следователя. Таким образом, у следователя остается два варианта: или не задерживать, или не отпускать. Поэтому число реабилитированных неуклонно снижается.

Мы живем в западной цивилизации, которая придерживается принципа: уголовное преследование – это функция государства. Наказание – только после решения суда. Уголовный кодекс описывает, что нельзя делать. Уголовно-процессуальный определяет процедуру: когда звать защитника, как возбуждать уголовное дело, когда и как проводить обыск и т.д. Далее вступают в действие органы, которые должны осуществлять процедуру. И тут всё не так однозначно. Имеются: Следственный комитет, где есть следователи; МВД, где есть следователи, дознаватели, оперативники, патрульно-постовая служба и участковые; ФСКН, где есть оперативники и следователи. Поле, на котором много игроков.  Между ними выстраиваются сложные взаимоотношения. Кроме того, все эти организации выстраивают оценки своей работы и мотивацию. Так работает любая бюрократия. Проблема в том, что эта бюрократия работает без внешнего контроля. Внешний контроль – это не правительство. Это СМИ и общественные организации. Без внешнего контроля бюрократия стремится к двум целям: расширить свои полномочия и расширить свой бюджет. Значит, бюрократии необходимо доказать необходимость расширить полномочия и расширить бюджет. Для этого нужны цифры. МВД не очень везет: его деятельность всё-таки оценивают по борьбе с преступностью. А Следственный комитет может придумать свою систему оценок эффективной работы и экспортировать ее вовне. Очень быстро происходит подмена понятий: результат подменяется процессом. Результатом отчитываться сложно, а процессом – легко. Процесс – это количество совершенных действий. В работе ФСКН вообще всё непонятно. Если посмотреть на статистику МВД, там в год около 10 тысяч раскрытых преступлений по особо крупному обороту наркотиков. А если посмотреть, сколько человек предстало перед судом за сбыт особо крупных партий наркотиков, то мы увидим 62 человека. Наверное, есть какое-то объяснение разницы между 10000 и 62, но исследователи его пока не нашли.

Право – это норматив. Но на практике происходит искажение норматива. Ему должна противостоять в качестве регулятора корпоративная культура. В Европе или в США корпоративная культура – защита от искажений и от бюрократии. В США есть Ассоциация юристов, в которую входят все американские юристы. Билла Клинтона исключили из Ассоциации юристов за то, что он соврал под присягой. Это исключение означает, что Клинтон не может работать адвокатом, представлять чьи-то интересы в суде. Фактически его исключили из профессии. Так работает этический кодекс.

Но российская корпоративная культура требует от сотрудников правоохранительных органов не строгого соблюдения закона, а подчинения начальству, подчинения организационным правилам. В результате сотрудник (например, участковый) каждым своим действием нарушает какие-то нормы. Инструкции часто противоречат друг другу. Любой сотрудник на любом уровне знает, что его можно наказать. Все имеют те или иные взыскания. Любой эксцесс трактуется как эксцесс исполнителя: кто-то из сотрудников виноват. Системная проблема не рассматривается. О проблемах на местах рассказывать нельзя. Надо демонстрировать, что «у нас стабильная, нормальная ситуация». Таким образом, мы получаем корпоративную культуру, где ты или соглашаешься с этими правилами, или не работаешь.

Вопрос: надо ли поднимать зарплату в правоохранительных органах? Ответ: нельзя. Одно дело, когда в стране есть сильная корпоративная культура. Тогда у сотрудника есть стимул не брать взяток, бороться с преступностью, ощущать пользу своей работы. Но если корпоративной культуры нет, а зарплата значительно больше, чем в других сферах деятельности по региону, эта высокая зарплата приносит только вред. Она в разы повышает лояльность к начальству и лояльность к практикам нарушений (вплоть до преступлений). Соответственно, эта зарплата понижает лояльность правоохранителей к обществу.  

Особенность российской судебной системы такова, что среднестатистический следователь сталкивается с оправдательным приговором один раз за десять лет. С учетом того, что средний стаж работы в Следственном комитете – три года, оправдательный приговор – это нечто, о чем все слышали, но никто не видел. Все, с кем общались ученые, отвечали: «У нас, слава богу, не было». Однако в практике самой Марии Шклярук было два оправдательных приговора. Но обычно следователь не готов рискнуть и заняться делом, где нет гарантии обвинительного приговора. То есть по части преступлений уголовные дела вообще не возбуждаются.  По-настоящему сложные преступления никто не берется расследовать. Проигрывает слабейший. Это и обвиняемый, и потерпевший.

Если мы сравним с другими странами, мы увидим, что в России полиция дорогая, многочисленная, но не капиталоемкая. 80% бюджета МВД уходит на зарплаты сотрудникам. Нет денег на реформирование, на переоснащение. При этом очень низкая эффективность, если оценивать количество раскрытых преступлений. К тому же, 92% дел, поступающих в суды районного уровня, имеют признание обвиняемого: «признание – царица доказательств».

60% обвиняемых – безработные, 20% – рабочие. Это слабые слои общества. Коррупционной составляющей в таких делах нет. Коррупция существует там, где вообще не возбуждаются уголовные дела. Шанс на оправдательный приговор возрастает, если человек не признал вину, если у него высокий социальный статус. Государственные чиновники и правоохранители оказываются в суде в лучшем положении: они получают более легкие наказания. Но есть группа граждан, чьё положение хуже, чем у безработных. Это предприниматели. Элла Паниях рассматривает это как историю противостояния социальных слоев в обществе. Судьи относят себя к гос. чиновникам и проявляют по отношению к ним корпоративную солидарность. А предприниматели – классовые враги. Их сажают чаще, и приговоры жестче. Предприниматель – это частная инициатива. Там, где расширяется частная инициатива, расширяется рынок, расширяется поле свободы, – сужается поле гос. чиновников. Чем больше предпринимательства – тем меньше гос. чиновничества. И обратно. А если оценить распределение гос. бюджета, выяснится, что деньги идут на гос. чиновников, на гос. корпорации. За 10 лет сформировался слой, который представляет наш «средний класс», принципиально отличающийся от среднего класса в развитых странах. Российский «средний класс» является таковым с точки зрения доходов и возможностей. Вместо инициативного, предпринимательского среднего класса, готового требовать экономические и политические свободы, эту нишу занимает гос. чиновничество. Это слой, на который опирается режим. С этой точки зрения работа российской правоохранительной системы становится понятной и закономерной. Чтобы система изменила работу нужен сигнал: оправдание по громкому политическому делу без последствий для судьи.

Еще одна проблема: важно, чтобы государство являлось единственным источником права на насилие. Проблемы начинаются тогда, когда право на легитимное насилие начинает распыляться. Если государство уходит от роли арбитра в разрешении конфликтов, если государство отказывается от исключительного права на легитимное насилие, на его место приходят другие игроки. Например, бандиты. Они определяют правила взаимодействия членов общества: казаки бьют Pussy Riot, православные врываются на чужой праздник и пытаются сорвать его, гомофобы нападают на ЛГБТ-активистов на согласованном митинге, но полиция не пресекает это, а просто наблюдает со стороны. Государство не говорит: так нельзя. Значит, так можно. Значит, еще одна группа граждан получила право на насилии в отношении другой группы граждан.

Государство перестает быть монополистом в этой сфере. И с этого момента государство заканчивается.

Полная видеозапись лекции и обсуждения

 

Следующая лекция в НИЦ «Мемориал» состоится в 29 июля 2015 в 19:00. Она будет посвящена поэтам самиздата. Прочтет лекцию русист из Кембриджа Жозефина фон Цитцевитц.