01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Лица

Мария Каневская о статистике, типологии и будущем НГО

Вы здесь: Главная / Лица / Интервью / Мария Каневская о статистике, типологии и будущем НГО

Мария Каневская о статистике, типологии и будущем НГО

Автор: Андрей Рысев — Дата создания: 09.11.2009 — Последние изменение: 10.11.2009 Cogita!ru
Сколько общественных и некоммерческих организаций в Петербурге? Данные регистрационной службы и Правительства Петербурга за 2008 расходятся... О статистике, типологии, проблемах и будущем "третьего сектора" с Марией Каневской, директором АНО «Ресурсный правозащитный центр», руководителем Федеральной прямой линии по правовой поддержке НКО побеседовал Андрей Рысев.
Сколько Некоммерческих организаций в Петербурге? По данным, которые опубликовала Федеральная регистрационная служба, на 1 января 2008 года в Санкт-Петербурге и области – насчитывалось 16 663 некоммерческих организаций. В тоже время на заседании правительства Петербурга 12 февраля 2008 года глава Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Сергей Гришин, сообщил, что в Петербурге действуют 13485 НКО и 6540 общественных объединений.

 

В целом по России в 2007 году было зарегистрировано 75 112 НКО. Но несмотря на появление почти 22 тысяч организаций в течение 2008 года, на 1 января 2009 года их насчиталось лишь 73 212 НКО.

Разницу в статистике и другие аспекты комментирует Мария Каневская.

Мария, что происходит с мониторингом НКО? Можно ли сегодня точно подсчитать количество Некоммерческих организаций?

Даже профильные чиновники путают понятия и данные в этой сфере. 17 декабря 2007 года начальник управления методического обеспечения и контроля в сфере госрегистрации и деятельности НКО действовавшей в то время Росрегистрации Александр Степанов заявил, что за 11 месяцев 2007 года его ведомство зарегистрировало "8718 неправительственных организаций, из них около 30% — это общественные объединения". Сравнивая эти цифры с данным Росстата за весь год, можно обнаружить, что за декабрь госорганы успели зарегистрировать больше объединений, чем за предыдущие 11 месяцев. В том же году чиновник упоминал "расчеты экспертов Общественной палаты" и сообщал, что в России более 300 тыс. НКО.

Это входит в противоречие с данными правозащитных организаций. 22 апреля 2008 года председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева в интервью Deutsche Welle сообщила, что до ужесточения законов в стране было более 650 тыс. НКО, но затем "их численность стала очень значительно и катастрофически сокращаться. Согласно последнему отчету Федеральной регистрационной палаты, их чуть больше 200 тыс.". Следует отметить, что в отчете, который Росрегистрация предоставила Росстату в 2008 году, цифра 200 тыс. получается только при сложении общественных объединений и НКО. Еще одну цифру на встрече с Дмитрием Медведевым 15 апреля 2009 года назвал ректор Государственного Университета - Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов: "В стране 413 тыс. негосударственных, некоммерческих организаций: четверть — это потребительские кооперативы, реальных НКО около 70 тыс.". При этом, по его словам, треть НКО "вообще не имеет сотрудников".

Интересно, почему так происходит?

Насколько я понимаю, существуют разные методики классификации НКО. Кто-то утверждает, что организационно-правовых форм НКО-17, кто-то - 23. Парадоксально, но это факт. Например, государственные учреждения, это ведь тоже НКО.

С другой стороны мы не имеем официальной статистики количества НКО по итогам, например, 2008 года. Это, я думаю, следствие таких разночтений. Пока мы можем использовать данные лишь по 2007 году. По официальной статистике в России насчитывается порядка 227 тысяч НКО. Это данные Минюста. Туда не вошли ТСЖ, так как они вышли из под ведения Минюста и их регистрацией занимается налоговая инспекция.

И это лишь то, что можно назвать доступной информацией. Минюст может лишь представить тенденцию и показать динамику регистрируемых организаций. Она такова, что в 2000 году в нашей стране было зафиксировано 600 тысяч НКО, а к началу 2008 – 227 тысяч.

В чем причина столь серьезного сокращения количества НКО? Во всем вина изменения законодательства в 2007 году, проблемы с регистрацией или, может быть обществу НКО не нужны?

Многие люди начинали работу в рамках некоммерческих организаций, а затем, вырастая, переходили в бизнес. Это естественный процесс. Нельзя отрицать, что вступление  в силу нового законодательства – изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» с 2006 года по 2009 год тоже повлияло на количество НКО. Не могу сказать, что сокращения стали повальными. Но все же после этих изменений, отсеялось порядка 20% от того количества, которое существовало раньше.

Но в это количество попали, в том числе и те организации, которые были фактически «мертвыми». Напомню, что среди юридических лиц периодически проходит чистка реестра. В «третьем секторе» было немало «брошенных» организаций. Такая очистка прошла в последние годы и в НКО-шной среде. Я думаю, что по итогам 2009 года уже можно будет сказать точно о ходе этого процесса, и мы надеемся, что новая реальная статистика все же появится.

А как можно оценить процессы, которые развивались в течение последних трех лет в части развития общественного движения и НКО?

 

Сейчас у некоммерческих организаций, на мой взгляд, новый виток в развитии. Безусловно, прошедшие два года для некоммерческого сектора были крайне сложными, но в этом, как ни странно, был и свой плюс. Сейчас НКО поняли, что необходимо быть более профессиональными. На мой взгляд, организации и доноры стали смотреть в сторону молодежи, поиска новых идей и подходов в работе.

До этого времени была своеобразная граница между НКО, которые работают уже давно и новыми организациями. Сейчас эта ситуация меняется. Третий сектор переходит из количества в качество.

В чем заключаются эти перемены?

Третий сектор после 2006 года встал перед классическим русским вопросом «что делать?» Первый путь, который был выбран – объединяться. Второе – так работать нельзя и нужно переходить на новый уровень. Но серьезная проблема заключается в том, что в организациях практически нет качественных менеджеров, хороших управленцев. Я пришла в сектор в 2002 году, когда уже закончилась эпоха, когда любая организация спокойно могла найти средства в западных фондах. К тому времени уже начался постепенный процесс сворачивания программы и ухода грантодателей из третьего сектора, который набрал свою силу в 2009 году. По-своему последние 2 года стали временем заката многих старых организаций, у которых иссякли идеи, накопилась усталость, чему, конечно способствовал и экономический кризис, и скандальный поправки в законодательство об НКО 2006 года. Пришлось навсегда забыть о лозунге девяностых годов - «нам все должны». В то же время по старинке НКО пытались оставаться непрозрачными. Но поверьте, коммерческой тайны в некоммерческих организациях быть не может!

Сейчас же все стало полностью прозрачным. На сайте любой организации можно увидеть, какие деньги получены НКО и на что они потрачены. И это идет на пользу НКО. Ведь если есть желание  развивать благотворительность и увеличивать число жертвователей, то организации должны быть прозрачными.

Это имеет и другой резонанс. В последнее время появилась тенденция, когда органы власти стали поворачиваться лицом к НКО. Так, создана рабочая группа по совершенствованию законодательства по вопросам деятельности НКО при Президенте Российской Федерации. Наш Ресурсный правозащитный центр постоянно участвует в этой работе по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность НКО.

5 октября, 2009 года в Петербурге мы провели Всероссийскую конференцию «Законодательство о некоммерческих организациях: проблемы и перспективы совершенствования». Предложения, которые были выработаны в ходе конференции, были разосланы во все органы государственной власти. Идет серьезная работа по изменениям законодательства. Разрабатываются поправки в налоговое законодательство.

Сейчас существует серьезное различие между законодательством об общественных объединениях и законодательством о некоммерческих организациях, поскольку есть большая разница в подходе, в понимании того, что общественные объединения являются реализацией нашего права на свободу объединений, гарантированное нам Конституцией Российской Федерации.

Вы сказали и о том, что развитие гражданского общества в данный период шло очень сложно. В чем на Ваш взгляд, представлялись эти сложности?

То, что происходило в 2006-2008, например, в Петербурге невозможно назвать только чисткой рядов. К сожалению, у нас сложилась очень сложная практика взаимодействия НКО и существовавшей в то время Росрегистрации. Петербург стал первым регионом в России по количеству отказов в регистрации НКО (в численном соотношении), а также занял одно из первых мест по ликвидации НКО. Система проверок была достаточно искусственна, непрозрачна. Не существовало открытого плана проверок, которым подвергались не все НКО, а те которых нужно было проверить. Сейчас, конечно, проверки проходят более-менее спокойно, но уже есть информация о проблемах, возникающих, например, у некоммерческих партнерств.

Помимо уже действующих организаций то и дело возникают вопросы и с регистрацией вновь создаваемых НКО. И, зачастую, мы слышим, что та или иная организация не регистрируется Минюстом. Возникают судебные тяжбы, которые не всегда дают результат. В чем проблема?

Сложившаяся практика взаимоотношений НКО и Минюста дает основание говорить о специфике данной ситуации в Петербурге. Вот, например - Центр философии синтеза. Им было отказано дважды в регистрации по той причине, что «из названия нельзя сделать вывод о характере вашей деятельности, что подрывает конституционные устои…». Претензии возникают по названиям, по целям, видам деятельности организации, по техническим моментам. Добавим к этому, что с 1 августа 2009 года вступили в силу поправки в Федеральный закон об НКО, которые вводят процедуру о приостановке регистрации. Так, если есть какие-то технические моменты – неправильно поставлена запятая, еще какие-то ошибки, то сейчас существует норма, по которой на три месяца приостанавливается регистрация, в течение которых эти ошибки можно устранить. Это то, чего мы добились. Однако эта норма в Петербурге по-прежнему не действует.

 

Но НКО в Петербурге и в целом в России, тем не менее, появляются. Что это за организации?

Самая широко используемая форма – автономная некоммерческая организация. Общественных объединений регистрируется меньше. Да, кризис повлиял на активность организаций. Заявок на регистрацию НКО стало меньше в начале года. Но в последние месяцы тенденция изменилась. Связано это, естественно с тем, что если есть свободная ниша в общественной жизни, то рано или поздно она будет заполнена.  Получилось интересно – зарубежные фонды, которые уходили из России, ушли, но на их смену приходят  новые фонды, меняются приоритеты программ с фокусом на Россию. Случилось изменение  в законодательстве о НКО в 2006 году, затем грянул кризис и после чего выяснилось, что поставленные цели оказались не достигнуты. Они возвращаются с новыми программами, с новыми концепциями. Это, например, программы правовой поддержки, правового просвещения: по-своему свой вклад в борьбу с правовым нигилизмом, о котором было заявлено Президентом РФ. Особенно растет число организаций по защите прав пациентов. Это пациентское движение, пожалуй, в ближайшие годы перерастет в активно действующую систему. Я рада отметить, что именно Ресурсный правозащитный центр совместно с Национальной ассоциацией «Генетика» является инициаторами создания сети пациентских организаций по всей России.

Кроме того, активизировалось и молодежное движение. Молодежь пытается помогать таким же, как они, в частности, по вопросам правовой защиты. С одной стороны, власть активно работает в этой сфере, с другой – есть желание и у самой молодежи к объединению.

Также не может не радовать, что создается много фондов помощи незащищенной части населения. Шефство над детскими домами, домами-интернатами для пожилых граждан и так далее. Это сейчас очень активно поддерживается, причем не только крупным бизнесом, но и малыми и средними предпринимателями, а также просто гражданами.

При этом стоит отметить тенденцию сокращения регистрации НКО, занимающихся культурой.

Буквально несколько слов о том, какие организации и как ликвидируются?

Все моменты, связанные с ликвидацией НКО после 2006 года со стороны претензий Минюста, в целом закончились. Но появилась новая тенденция. Когда выяснилось, что организации имеют деньги, то увеличилось число претензий со стороны налоговых органов. Ведь не секрет, что если к какой-нибудь организации предъявить претензии скажем, на 3 – 5 млн рублей, а то и меньше, то она сама закроется… И этот процесс имеет, увы, не единичный характер.

Но в целом, есть ощущение, что государственные органы власти, то ли в силу кризиса, то ли по иным причинам, все больше внимания уделяют к деятельности НКО. Есть ли какие-то подвижки в этом вопросе на Ваш взгляд?

Действительно, такая тенденция просматривается и это не может не радовать. Первое, что хочется сказать в защиту данной тенденции  - это предлагаемые поправки в Федеральный закон об НКО, состоящие из 3-х этапов, первый из которых уже завершился. Основные направления второго этапа - поправки, касающиеся экономической деятельности НКО в сфере налогообложения, участия в государственных торгах, тендерах, аренды помещений, принятие Концепции развития благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации в 2009-2010 годах; третий этап (зима – весна 2010 года) - систематизация законодательства об НКО и устранению противоречий в нем.

Есть предложения по изменению в Закон «О рекламе», благодаря которым улучшится ситуация с публикацией социальной рекламы в средствах массовой информации. Так что я с оптимизмом смотрю на будущее развитие третьего сектора.

 Беседовал Андрей Рысев

Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг «Ресурсный правозащитный центр создана в 2008 году юристами-профессионалами в области некоммерческого права. Юристы Ресурсного правозащитного центра работают по всей России, но очные консультации можно получить в 4 федеральных округах России: Северо-Западном, Приволжском, Сибирском и Южном.
Ресурсный правозащитный центр оказывает правовую поддержку некоммерческим неправительственным организациям и инициаторам их создания. Юристы Ресурсного правозащитного центра проводят консультации по правовым аспектам деятельности, содействуют в регистрации, помогают при подготовке документов к проверкам и годовой отчетности, проводят правовой аудит, оказывают досудебную и судебную защиту нарушенных прав на объединение.

 

comments powered by Disqus