Социальный протест как предмет академических исследований: социологическое понимание
Владимир Костюшев, профессор кафедры прикладной политологии ГУ-ВШЭ в СПб.
Зреет протест…
(А. Илин)
1. Сциентизм как миссия.
Социология
протеста: сциентистское понимание, попытка инвентаризации
исследовательского опыта в области изучения протеста – теоретического и
методического, обозначение концептуальных/методических достижений,
новых возможностей в социологическом понимании протеста. Миссия
сциентизма.
2. Изменение матрицы: Эскалация неправовых силовых практик.
Тезисы,
выносимые на обсуждение, основаны на предположении (констатации)
качественного переформатирования социального протеста в российском
обществе - в контексте изменения самой матрицы взаимодействия
государства и общества, государственных институтов/властвующих групп –
с социальными и гражданскими группами. Переформатирование сводится к
эскалации практик государственного насилия, в том числе неправовых
силовых практик, и ответной радикализации общества, в целом - усиления
силовых, в том числе неправовых, практик в поле политики, экономики и в
повседневной жизни, в т.ч. в радикализации протеста.
3. Пять тезисов: относительная депривация, ценностные конфликты и конвертация, силовые практики слабого, раскол власти, радикализация протеста.
Основные тезисы, связанные с пониманием протеста, сводятся к интерпретации:
(1) усиления относительной депривации в разных социальных группах,
(2) формирования ценностных рассогласований и перехода их в ценностные конфликты - как между поколениями, так и между ценностно некомплиментарными группами в молодых поколениях – с последующей конвертацией ценностных конфликтов из поля культуры в поле политики («война за молодежь»),
(3) усиления силовых практик слабых/дисфункциональных) государственных институтов, включая неправовые силовые практики (избиения, похищения, пытки, убийства), сопряженные с имитацией правовой конвенциональности силы,
(4) обозначения векторов рассогласования в государственном управлении – «институционально-правового» (Медведев) и «ручного силового» управления (Путин),
(5) изменения формата протеста: рост потенциала, радикализация дискурса и репертуара протеста как следствие радикализации государственной политики: экстремизм государства вызывает эстремизм общества и эскалацию насилия.
4. Эвристические возможности социологии общественных движений.
Тезисы основаны на понимании протеста, представленном в концептуальных моделях, разработанных в социологии общественных движений с 1960-х гг. За 50 лет сформировалось последовательно пять базовых концепций, обладающих хорошими эвристичными возможностями для понимания российского политического поля.
Потенциал концепций представлен ключевыми понятиями:
относительная депривация,
мобилизация ресурсов,
ценностные конфликты,
структура политических возможностей,
конвертация капиталов в поле политики.
Эвристичные возможности концепций для понимания протеста в российском поле:
1) в группе социально-психологических теорий коллективного поведения хорошие объяснительные возможности у теории относительной депривации: существенной для стратегий протеста является не абсолютная, а относительная депривация - как рассогласование между наличным статусом и желаемым/проектируемыми статусами людей, и вызываемое состояние тревожности, недовольства, рост потенциала протеста,
(2) в организационной теории мобилизации ресурсов ценным является проективное понимание как потенциальных ресурсов протестного движения (люди, пространство, техника, etc., пространство которых остается проективным и конструируемым), так и способов их мобилизации – для понимания «успеха» и «неудачи» движений,
(3) в ценностных теориях новых движений эвристична интерпретация ценностных рассогласований и ценностных конфликтов между общностями как основы протеста,
(4) в политической модели структуры политических возможностей определяются политические факторы взаимодействия государственных и общественных институтов, стратегии протеста: раскол властных групп, открытость/закрытость власти, функциональность институтов, радикализм политических решений и др. – политическая инфраструктура принципиальна для понимания поля политики,
(5) концепция культурных капиталов и их конвертации в поле политики дает теоретические возможности для понимания динамики поля и сопряженности, ускользающей из прикладного анализа - социокультурных, экономических и политических процессов; возможность синтеза ресурсов других моделей.
5. Эстетический вызов социологии.
Важно, что модели формировались как ответ на существенные изменения реального социального и политического мира – как теоретический и ответ на вызовы реальности.
Не менее важно, что теории развивались вследствие собственной сциентистской эстетики и становились самостоятельным фактором политических изменений – от легитимации протеста как атрибутивной характеристики современного мира до социологической интервенции с прямым участием в подготовке политических решений и изменений повседневных практик.
Хорошие теоретические ресурсы для понимания протеста представлены в «прагматическом повороте» социальных наук - в теории практик, меняющей язык понимания протеста и поля политики; возможность «метаполитики» - анализ реальности властного поля в языке неполитизированных гуманитарных дисциплин.
6. Методический арсенал: акционистская методология.
Возможности понимания протеста обеспечены методическим арсеналом полевых исследований, среди которых выделю возможности акционистской методологии:
- методика «событийного анализа», представленная техникой анализа протестных событий за долгие периоды времени;
- социологическая интервенция, связанная с прямым участием в подготовке политических решений и изменения практик гражданского действия;
- методология наблюдающего участия А. Алексеева для проверки устойчивости/изменчивости нормативных основ социального порядка.
7. Формальная модель протеста: десять тезисов.
Теоретическая – «рабочая» - модель протеста, обладающая описательными, объяснительными и прогностическими возможностями в понимании протеста в перспективе актуального политического цикла российской политики, включает в себя следующие - взаимно комплиментарные - теоретические конструкты (показатели):
(1) уровень относительной депривации, позволяющий определять как состояние социальной тревожности, недовольства и готовности протестовать (потенциал протеста), так и потенциальных акторов сцены протеста – с предположением их наличия в группах с высоким уровнем относительной депривации («новые бедные»),
(2) состояние структуры ценностных конфликтов, формирующийся из системы устойчивых ценностных рассогласований между актуальными поколениями и между ценностно некомплиментарными группами в одном поколении (в молодежной среде),
(3) формирование и устойчивость/изменчивость как традиционных (сословных, статусных, профессиональных), так и новых (проектных) - идентичностей и сообществ (солидарностей), их артикуляция в идеологических конструктах и требованиях протестующих (дискурс протеста),
(4) направленность и динамика процессов конвертации ценностных конфликтов поколений и групп - из поля культуры в поле экономики и политики,
(5) уровень радикализма государственных институтов, прежде всего силовых ведомств, включая меру неправовых силовых практик в репертуаре действий государственных институтов – в структуре политических возможностей,
(6) мера рассогласования/консолидации властных групп в системе государственной власти как условие формирования, солидарности и элиминации социального протеста,
(7) мера открытости/ закрытости органов власти от общества,
(8) незавершенность цикла радикальной политической модернизации в сопряжении с незавершенными циклами радикальной идеологической и радикальной экономической модернизации, задающие структуру политических возможностей протеста,
(9) направленность и функциональность коллективных протестных действий (репертуар протеста) в сопряжении с репертуаром действий других акторов поля политики и государственных институтов по отношению к протестующим акторам (тактики игнорирования, репрессий, переговоров и согласования), фиксируемая в завершенности или незавершенности цикла протеста,
(10) интерпретация протеста в категориальном аппарате теории практик, понимание дискурса и репертуара протеста как функционально значимых протестных практик.
8. Протест в российском измерении: гипотезы тенденций.
Можно предполагать, что в современном российском обществе:
(1) усиливается относительная депривация различных социальных групп российского общества, что приводит к устойчивым состояниям социального беспокойства, тревожности, недовольства, готовности протестовать – растет потенциал протеста, прежде всего в группах с высоким уровнем относительной депривации,
(2) обозначаются ценностные рассогласования между различными социальными группами в российском обществе, прежде всего между поколениями - между нынешним «поколением власти» и молодым поколением, обладающим более высоким культурным капиталом, но также и между ценностно некомплиментарными группами в молодежной среде (условными группами «системных карьеристов» и «несистемных альтернативщиков»), с перспективой формирования новых ценностных конфликтов – как между поколениями, так и между группами в молодых поколениях, которые будут социокультурным фундаментом протестного потенциала и коллективных протестных действий на долгосрочную перспективу политического цикла,
(3) обозначаются стратегии конвертации ценностных рассогласований и конфликтов из поля культуры в поле экономики и политики, в частности, различные каналы рекрутирования в политику,
(4) усиливаются силовые практики в государственной политике, в том числе неправовые, неконвенциональные практики, сопряженные, с одной стороны, с имитацией их правовой легитимности и, с другой стороны, их широкой общественной поддержкой,
(5) обозначается возможность рассогласования властных групп – метафора «раскола власти» продолжается в метафоре «правовой» и «силовой» группировок - в понимании российского общества и стратегий его политической и экономической модернизации,
(6) в целом качественное изменение структуры политических возможностей (усиление относительной депривации, формирование ценностных конфликтов, доминирование силовых практик, потенциальный раскол властных групп, имитация легитимности, общественная поддержка силовых практик, информационная закрытость/открытость власти) существенно изменяет репертуар и динамику гражданского позиционирования и социального согласия/протеста, а именно: усиление силового радикализма государственных институтов по отношению к обществу – в том числе усиление неправовых силовых практик государственного регулирования - вызывает в качестве ответной реакции радикализм общественных групп, в том числе протестный гражданский радикализм, что вызывает в свою очередь еще больший радикализм государственных институтов (метафора: экстремизм государства провоцирует экстремизм общества – этой краткой формулой можно обозначить главное изменение формата отношений государственных институтов и общественных групп последнего десятилетия),
(7) сценарии изменений российского поля политики становятся определенными – с предположением усиления силовых практик в государственной политике и радикализацией репертуара протеста – наиболее вероятным представляется (а) сценарий упрощения и архаизации силовой неправовой политики с последующей нейтрализацией социального протеста, и менее вероятным (б) сценарий изменения власти и политики в сторону правовой культуры и институциональной модернизации.
9. Триада протеста.
Трехкомпонентная модель протеста (потенциал, репертуар, дискурс как эмотивная, конативная, когнитивная компоненты протеста, сопряженность и рассогласованность).
Потенциал протеста как эмотивная готовность к протесту, к защите нарушенных прав.
Дискурс протеста как артикуляция идентичности депривированных, опознавание виновных в нарушении справедливости («мишени протеста»), артикуляция требований, конструирование идеологической матрицы протеста.
Репертуар протеста как совокупность практик протеста: насильственных и ненасильственных, конвенциональных и неконвенциональных, опосредованных и практик прямого действия и др. Информационная база данных «Продат». Протест: публичный призыв (дискурсивные практики) и сопротивление (репертуар практик).
10. Триадная модель политического позиционирования.
Политическое позиционирование рассматривается как конструирование отношение субъекта к тем или иным политическим событиям, процессам, институтам.
Предположение о трех типах практик политического позиционирования - эмотивных, когнитивных и конативных, в соответствии с которыми можно выделять:
- эмотивное позиционирование (симпатия/антипатия: «нравится – не нравится»),
- когнитивное позиционирование (информированность и знания),
- конативное позиционирование (действие: поддержки/протеста/ игнорирования).
Эмотивные, когнитивные и конативные практики позиционирования сопряжены между собой, но их выделение как самостоятельных практик представляется эвристичным. У разных людей доминирующей формой будет одна из компонент - можно идентифицировать следующие типы протестных практик:
- эмотивный протест (основанный на эмоциях),
- когнитивный протест (основанный на информации и знаниях),
- конативный протест (основанный на действии) типы практик позиционирования.
Политическое позиционирование в целом можно рассматривать как атрибутивную характеристику социальной жизни, свойственную абсолютному большинству людей, включая ту значительную социальную группу, которая идентифицирует и позиционирует свою «аполитичность». Но т.н. «аполитичность» в этом контексте может рассматриваться принципиально иначе - как форма политического позиционирования, сознательного личностного конструирования негативного отношения к политическим событиям, институтам и процессам. В аполитичности также можно предполагать доминирование эмотивной, когнитивной или конативной компоненты позиционирования.
Различные социальные группы в молодежной среде также позиционируют себя в поле политики и культуры. В целом для молодых людей, особенно младших возрастов, можно предполагать общие характеристики позиционирования, связанные с небольшим объемом знаний, незавершенным образованием, небольшим опытом в принятии решений. Такой общей характеристикой также является доминирование эмотивного позиционирования, связанное, в частности, с вынужденной аполитичностью. Для старших возрастных групп молодых людей можно предполагать усиление когнитивного и конативного позиционирования, выражающихся в поиске политической информации и более активном политическом участии. В случае сильной вовлеченности молодых людей в политические организации, в горизонтальные политические сети, мера их политического активизма и устойчивость политического позиционирования значительно возрастает.
11. Триада поля политики: напряженность.
Трехкомпонентная модель напряженности поля политики: состояние эмотивной, когнитивной и конативной компонент напряженности политического поля.
12. Цикличность политических процессов.
Тема незавершенности циклов модернизаций: радикальная идеологическая модернизация, радикальная экономическая модернизация, радикальная политическая модернизация, радикальная модернизация в сфере международных отношений.
13. Цикл протеста.
Понимание цикла протеста с его основными стадиями-этапами:
(1) стадия нарушения прав человека (абсолютная депривация),
(2) стадия идентификации ситуации нарушения (относительная депривация),
(3) стадия артикуляции требований и конструирование идеологии (дискурс протеста),
(4) стадия коллективных протестных действий (репертуар протеста),
(5) стадия переговоров и посредничества других акторов поля политики,
(6) стадия действий власти по отношению к протесту (игнорирование, репрессии, переговоры и согласования) – фактор завершенности/незавершенности цикла протеста.
* * *
Социология протеста как самостоятельная отрасль знания и академическая исследовательская дисциплина в рамках социологии общественных движений и политических наук – институционализация дисциплины (потребность в исследовательских группах в ассоциациях, научных направлений в исследовательских центрах, подготовки специалистов в университетах, специализированных изданий).
30 марта, 11-30. Версия 2.0. Дополнения и уточнения возможны. ВВ.
Приложение 1. Алина Закирова
(1 курс факультета социологии, ГУ-ВШЭ в СПб).
Это необычное слово создает необычное впечатление: кажется, оно само против чего-то протестует, что-то хочет нам объяснить и доказать. Немного поиграв с ним, я получила свое особое определение этого слова.
p protect - защита
r (for) radical - радикального
o opinion - мнения
t (for) transformation - ради изменения
e existing - существующего
s system - строя
t (and) trim – и порядка
Приложение 2. Николай Голь (петербургский поэт).
Тут не может быть двух мнений -
Это ясно, в общем-то:
Без общественных движений
Нет движенья общества!
[Экспромт поэта, скучающего на заседании Комиссии по изучению общественных движений Северо-Западного отделения Советской социологической ассоциации, 1988]
Другие публикации Владимира Костюшева на Когита!ру:
Вторая волна социального протеста и возможности демократической оппозиции в России
Участие молодежи в российской квази-политике исследуют в ГУ-ВШЭ
Владимир Костюшев: Возможно ли в России антивоенное движение?