Территориальная целостность vs Право на самоопределение
В лекции были рассмотрены следующие вопросы: территориальная целостность как ценность, формирование представлений о праве народов на самоопределение, рассмотрение международным правом принципов территориальной целостности и права народов на самоопределение, модели решения противоречий, которые содержат в себе эти принципы.
Решение дилеммы «территориальная целостность vs. право на самоопределение» в законодательствах различных стран представлено по-разному. Мария Ноженко выделила три основные модели. Первая модель «территориальная целостность превыше всего» — «это, когда государство ни при каких условиях не позволяет выйти той или иной территории из своего состава». В современном мире примерами такой модели являются Франция и Российская Федерация. Вторая модель «решение о сепарации — общегражданское дело» — «если тот или иной регион решает выйти из состава государства, то судьбу этой территории должно решать все государство», поэтому попытки провести референдумы о выходе Каталонии из состава Испании не легитимны. Наконец, третья модель «регион решает за всех», которая действовала в СССР и действует сейчас в Великобритании. Следует отметить, что универсальной модели нет, так как каждая имеет свои плюсы и минусы.
Обсуждая принципы территориальной целостности и права народов на самоопределение, сложно не упомянуть о такой актуальной теме как присоединение Крыма. Здесь Мария рассказала о парадоксах российской политики, связанных с моделями, описанными выше. Так, выбрав для себя модель «территориальная целостность превыше всего», для Украины Россия выбрала модель «регион решает за всех», хотя в законодательстве самой Украины закреплена модель «решение о сепарации — общегражданское дело». Таким образом, присоединение Крыма, по мнению ряда международных и европейских организаций (ЕС, ОБСЕ), противоречит международному праву, потому что формальным референдумом, проведенном в Крыму, регион не мог решать за всех, каким образом будут проведены границы нового государства.
Лекция Марии Ноженко не только представляет интерес для публики, но и поднимает актуальные вопросы, над которыми хочется задуматься и размышлять, что и показала дискуссия, возникшая в аудитории.