01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

«Акме» Олега Божкова

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / «Акме» Олега Божкова

«Акме» Олега Божкова

Автор: А. Алексеев; Б. Докторов — Дата создания: 09.08.2016 — Последние изменение: 09.08.2016
Участники: З. Вахарловская (фото)
Сегодня, 10 августа 2016, исполнилось 75 лет одному из самых давних моих друзей и коллег – Олегу Борисовичу Божкову…

 

 

 

 

 

 

 

…У нас с ним много общего: и журналистский старт пути в социологию, и профессиональные (методологические и методические) интересы, и совместные научные предприятия вроде «100 вопросов о Вашей жизни» или социологии театра, и соратничество в борьбе с околонаучным и общественным мракобесием.

Есть и различия.

Я успел стать кандидатом наук до того, как понял, что мне это вовсе не нужно. Олег – понял это раньше, чем мог бы защитить диссертацию (отчего вовсе не потерял в профессиональных достижениях и авторитете).

Я периодически менял места работы (в общем оставаясь социологом, при любом социальном статусе). Олег – всю жизнь проработал фактически в одном и том же трудовом коллективе, который на протяжении десятилетий менял вывески и названия (Институт социологии, Институт социально-экономических проблем, снова - Институт социологии, Социологический институт). Так что я в известном смысле «летун», а Олег – всю жизнь работает в системе АН СССР – РАН.

У меня профессиональная (да и вообще всякая) мысль – «на кончике пера» (теперь – «пальцев, стучащих по клавиатуре»). Олег равно владеет устной и письменной речью, чему лучшее подтверждении - его многолетний и успешный педагогический опыт.

Есть у Олега Божкова целый рад качеств, которые смело можно назвать счастливыми. Это и мощный «жизненный драйв», энергетика, не иссякающая с годами (о чем еще скажу). Это и креативность (раньше сказали бы – «творческие начало»), чему свидетельство оригинальный,  авторский характер лекционных курсов (см. приложение).. Это и чрезвычайная коммуникабельность, талант общения… Это и высокая заинтересованность в судьбе, жизненном благополучие и душевном комфорте окружающих людей, а также в сбережении памяти о тех, кого уж нет.

Олег принадлежит к той относительно немногочисленной части моих друзей-коллег, у которых, я бы сказал, позднее «акме» и не слабеющая, а нарастающая с возрастом творческая продуктивность. В этом ряду для меня стоят: Докторов, Дмитриевский, Гилинский… Пожалуй, и я сам к этой категории принадлежу.

Названные лица, в возрасте 70-80 вдруг обнаруживают повышенную работоспособность, и, если рассматривать предшествующую жизнь в профессии как «полевой этап», начинают активнейшую «камеральную» работу, притом что вовсе не покидают «поле».

Такие работники науки (Олег – в их числе) начинают на пороге четвертой четверти жизни создавать и издавать монографию за монографией (как минимум по одной в год). Весь накопленный профессиональный и жизненный опыт в этих итоговых трудах аккумулируется и плодоносит. Это уже не «цветочки», а «ягодки». Это их opus magnum.

Вот и Олег. Напомним главные позиции его библиографии последних лет, т. е. навстречу 75-летию:

- Божков О.Б. Социология: ориентир — классика. Предварительные итоги. СПб: Эйдос, 2014. — 504 c.

- Божков О.Б. Социология. Курс лекций. — СПб, «Эйдос», 2015. — 192 с.

- Божков О.Б. Технология социологического исследования: как это варится. Курс

лекций. — СПб, «Эйдос», 2016. — 296 с.

С выходом в свет первой из названных книг мне уже приходилось поздравлять Олега на Когита.ру: Социологическая автоантология Олега Божкова. Там приводилось и весьма информативное и репрезентативное (для всей научной биографии автора) оглавление этой книги. Оглавления остальных двух приведу ниже, в качестве приложения к настоящей апологии юбиляра.

Обратите внимание на датировки этих изданий: 2014 - 2015 - 2016. Нельзя сказать, чтобы О. Божков не позаботился о подарке самому себе к своему 75-летию?

Но лучшим подарком юбиляру является масштаб аудитории, численность и состав читателей  его произведений, слушателей его лекций, прямых и опосредованных учеников и последователей. Ну, студентов, так или иначе выучившихся социологии под кураторством Олега, – многие сотни. А как насчет

читателей?

Тут, казалось бы, проблема. Тираж каждой из названных монографий Олега Божкова – от 100 до 150 экз. Хватит – раздарить друзьям да (в лучшем случае!) в несколько профессиональных библиотек. Выход, однако, найден, и как я считаю, выход единственно правильный. Все три упомянутых книги одновременно с бумажным изданием размещены в интернете. Вот сетевые ссылки:

- Божков О.Б. Социология: ориентир — классика. Предварительные итоги. (2014) - http://socioprognoz-ru.1gb.ru/files/File/2014/Bozhkov.pdf

- Божков О.Б. Социология. Курс лекций. (2015) - http://socinst.ru/sites/default/files/books/bozhkov_uch.pdf

- Божков О.Б. Технология социологического исследования: как это варится. Курс

лекций. (2016) - http://socioprognoz-ru.1gb.ru/files/File/2016/bozhkov_uc_new(6).pdf

Это значит, что главные труды моего коллеги и друга общедоступны – для профессионалов и любителей, для студентов и просто интересующихся.

Надо сказать, что созданием такой неограниченной потенциальной аудитории озабочены далеко не все авторы достойных трудов. Между тем, чем больше потенциальная аудитория, тем больше и аудитория реальная.

Не будет преувеличением сказать, что Олег Божков не только старожил, но и один из самых продуктивных сегодня сотрудников Социологического института РАН. Он, наряду с еще немногими коллегами, являет его (Института)  «лицо», или, как теперь говорят, «бренд». Да простят меня нынешние руководители этого института, но правильнее говорить не «Божков, который, работает в СИ РАН», а «СИ РАН, в котором работает Божков».

Назову лишь три сферы деятельности Олега Божкова, которые во многом обеспечивают позитивный имидж данного научного учреждения. Это: а) заведование уникальным Биографическим фондом, основанным его покойным коллегой и другом В.Б. Голофастом; б) организация и руководство ежегодными социологическими экспедициями в сельские районы Северо-Запада; в) организация ежегодных Чтений памяти В.Б. Голофаста, привлекающих к участию социологов всей России (изданы Материалы уже 8-х таких чтений!), и организация первых Чтений памяти В.А. Ядова (2015).

Правомерно сказать, что О.Б. Божков сегодня является одним из лидеров петербургской социологии. Отрадно, что именно он представляет Петербург и в руководстве Российского общества социологов.

Завершая свою здравицу в честь Олега Божкова, пожелаю (и мы все – пожелаем) ему и впредь «высоко руль держать», как заметил Л. Толстой по поводу картины Н. Рериха «Гонец» (*).

 

(*) Толстому очень понравилась дипломная работа Рериха - картина "Гонец". И при встрече он сказал Рериху: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше – жизнь все снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет!».

 

А. Алексеев. 10.08.2016.

**

 

Олег Божков – полпред «Ленинградской социологической школы»1

 

Начну с давно известной мне то ли легенды, похожей на правду, то ли правды, смахивающей на легенду. Речь идет о нашумевшей в Ленинграде в 70-х годах выставке работ художника Натана Альтмана. Она имела огромный и заслуженный успех, более месяца была открыта для обозрения в одном из лучших выставочных залов города, и попасть на нее, особенно в первые дни, было непросто. Сам художник бывал на ней часто, и однажды его застал там фотокорреспондент одного из столичных журналов или одной из центральных газет. Он заснял маэстро на фоне одной из наиболее удачных его картин, а затем спросил: «Натан Исаевич, вы ведь Народный художник СССР?» Альтман отрицательно покачал головой. Чуть смутившись, фотокорреспондент уточнил: «Народный художник РСФСР?» Снова отрицательный ответ. Тогда, уже совсем растерянным голосом: «Заслуженный деятель искусств?» - «Нет!». И уже совсем отчаявшись: «Натан Исаевич, у вас есть какое-нибудь звание?». На это последовал афористичный ответ: «Молодой человек, у меня нет звания, у меня есть имя!»

Такой же ответ может дать Олег Борисович Божков.

В Ленинградской социологии Олега знали все. Скажем, это и не удивительно, когда он входил в социологию, в ней работали немногие, и практически все знали друг друга. Мне кажется, что и в Петербургской социологии Олега (или Олега Борисовича) Божкова знают все. Иначе не избирали бы его уже многие годы в состав Бюро СПАС, был он и Председателем Бюро.

В Москве, в Институте социологии РАН Божкова безусловно знают старожилы, но не только. И чему я несколько удивился пару лет назад, его знают многие и многие молодые московские и региональные социологи, занимающиеся изучением общественного мнения. Сам видел это, участвуя в международной социологической конференции «Продолжая Грушина», проводимой ВЦИОМ.

Знают и ценят Божкова участники «Голофастовских чтений», уже много лет организуемых им в Петербурге. И нередко, я получаю вопросы от своих коллег из разных городов, собираюсь ли я (наконец!) приехать на «конференцию Божкова»

Конечно, эта известность приобретена Божковым за годы, с уверенностью можно сказать, высочайшей включенности в дело всей его жизни – в социологию. Это и методолого-методическая проблематика, и прикладные исследования во многих предметных областях нашей науки, и преподавание. Но одновременно, и особенно значимым это стало в последние годы, известность Божкова определяется тем, что он, так по жизни случилось, представляет «Ленинградскую социологическую школу». И не спрашивайте меня, есть ли она, в чем она выражается и т.д. Послушайте Божкова, почитайте его трёхкнижие: «Социология: ориентир — классика. Предварительные итоги» (2014 г.), «Социология. Курс лекций» (2015 г.) и «Технология социологического исследования: как это варится» (2016 г.), задайте ему при встрече какие-либо вопросы о подготовке и проведении социологического исследования. Все, что вы узнаете, - это есть образцы «Ленинградской социологической школы».

Божков «пропитан» духом «Ленинградской социологической школы». Многие из тех Петербургских социологов, кому сейчас за 50, работали под руководством отцов-основателей: А.Г. Здравомыслова, О.И. Шкаратана и В.А. Ядова. Но, по-моему, лишь Олег работал в коллективах каждого из этой «тройки». Если добавить, что он работал также с теми, кто очень давно вошел в Ленинградскую социологию: А.Н. Алексеев, А.В. Баранов, С.В. Иконникова, Б.И. Максимов, Г.И. Саганенко, А.А. Русалинова, Б.М. Фирсов (извините, если кого не назвал), то сказанное о его «пропитанности» атмосферой «Ленинградской социологической школы» станет очевидной.

Добавлю, что он – добровольный и ответственный хранитель многих «твердых» носителей нашего прошлого: давних отчетов, малотиражных книг, фотографий.

Все вместе это слилось, соединилось и позволяет Олегу Божкову считаться и быть полномочным представителем Ленинградской социологической школы. Уникальным. Единственным.

Дорогой Олег, многих тебе еще лет пребывания в этом временем и делами данном тебе, наконец-то, ЗВАНИИ.

 

1 Полный текст этой заметки будет опубликован в журнале «Телескоп», 2016, №4.

**

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

(1)

 

Божков.  О.Б. Социология. Курс лекций. — СПб, «Эйдос», 2015. — 192 с.

 

Книга содержит курс лекций, прочитанный для студентов не социологических специальностей и методическое пособие для них же «Как писать реферат по социологии». Адресована студентам и всем, кто интересуется, что же такое социология и что она изучает.

 

Содержание

От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Лекция первая: Когда и почему возникла социология?

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Огюст Конт (1798–1857). . . . . . .. . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  12

Tри стадии умственного развития человечества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Классификация (система) наук. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . 15

Позитивизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 17

Лекция вторая: Период ≪начального накопления≫:

от основания до возникновения неопозитивизма

Формирование языка социологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 19

Влияния и заимствования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . .  . . 20

Концепции ≪природы≫ и развития общества. . . . . . . . .. . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Особенности российской социологии этого периода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Попытки выработки собственно социологического метода. . .. . .. . . . . . . . . . . . . . 27

Лекция третья:

≪Метод социологии≫ или что же изучает социология?

Ранние представления об объекте и предмете социологии. . . . . . . .. . . .. . . . . . . 29

Современное представление о предмете социологии. . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 32

Резюме. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

Лекция четвертая: Американский период — завершение

институциализации социологии

Социально-политические предпосылки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

Теоретическая социология американского периода . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 43

Становление эмпирических исследований, разработка методического арсенала

социологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 44

Социологическое образование в США. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 46

Накануне кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . 47

Приложение 1. Хронология Американской социологической ассоциации (ASA). . . . 50

Приложение 2 Конгрессы Международной Социологической Ассоциации (ISA) ..52

Лекция пятая

Возвращение социологии в Европу. Первый кризис. Европа — 1968. . . . . . . .. . .. 55

Приложение к лекции 5 Конференции Европейской

социологической ассоциации (ESA). . . . . . . . .. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68

Лекция шестая: Постмодерн — углубление кризиса,исчезающие объект и предмет социологии. Классика — модерн — постмодерн. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69

Постмодерн как феномен современной культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 70

Генеалогия постмодерна в социологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .. . . . . . . . . . 71

Лекция седьмая:

Краткий очерк истории российской/советской социологии

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . 77

Октябрь 1917 — социология востребована?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 77

Социология — опасная наука. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78

Второе рождение российской социологии, как советской. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . 81

Обусловленность прагматической ориентации советской социологии. . . . . . . .. . 81

Социология в период перестройки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85

Специфика кризисных явлений в российской социологии. . . . . . . . . . . . . . ... . . . . 88

Приложение. Президенты Советской социологической Ассоциации. . . . . . . . .. . . 92

Лекция восьмая:

Об объективности социологического знания.

Проблема языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 93

Продолжим про язык: качество и количество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 95

О ≪навязывании≫ респондентам своего языка социологами . . . . . . . . . . . .. . . . . 98

О смысле выборочных исследований, т. е. опять же — о языке. . . . . . . . . .. . . . 100

Еще несколько слов о ≪субъективности≫ социологической информации . . . . .. 104

Лекция девятая:

О методическом арсенале современной социологии

Объектные методы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 110

Вещи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111

Документы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . . . . . . . . . . . . 114

Два принципиальных замечания относительно объектных методов. . . . . . . . .. . 116

Лекция десятая:

О методическом арсенале современной социологии.

≪Нулевой цикл≫. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 119

Начинаем строительство, или ≪Игра в пазлы≫. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 120

Анкетные опросы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . . . . . . . . . . . 129

Интервью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 135

Резюме. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141

Лекция одиннадцатая:

Что же такое — социология? Её образ в массовом и профессиональном сознании.

Социология под сомнением? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . 146

Как писать реферат по социологии

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 154

Где и как искать источники по тематике реферата. . . . . . . . . . . . . . . . . ….. . . . . 160

Что искать в Интернет?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . .  . . 166

Общие требования и рекомендации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 166

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 190

 

(2)

 

О. Б. Божков. Технология социологического исследования: как это варится. Курс лекций. — СПб, «Эйдос», 2016.

 

Предлагаемый вниманию читателя курс лекций по методике и технике социологического исследования рассчитан на четыре вузовских семестра. Автор вел этот курс в Петербургском университете культуры и искусств (СПбГУКИ) в течение двух с лишним десятков лет — с 1989 по 2011 год. А также методическое пособие по подготовке письменных работ в рамках этого курса. Книга адресована, в первую очередь, студентам социологических факультетов высших учебных заведений, а также всем, кто серьезно интересуется проблемами получения надежного и достоверного знания об обществе, как о реальном феномене, который в очень многом (если не в основном) определяет жизнь каждого из нас.

 

Содержание

 

Предисловие................................................................................................................6

Лекция 1.

Все начинается с программы исследования ............................................................9

Лекция 2.

Обзор методического арсенала современной социологии.

Часть первая...............................................................................................................22

Лекция 3.

О методическом арсенале современной социологии.

Часть 2. .......................................................................................................................34

Лекция 4.

Инструментарий ........................................................................................................60

Лекция 5.

Что такое пилотаж? ...................................................................................................80

Лекция 6.

Проблемы достоверности и надежности социологических данных ......................91

Лекция 7.

Когда определен объект и предмет исследования. Проблемы выборки ............106

Лекция 8.

Сбор первичных данных .........................................................................................125

Лекция 9.

Подготовка данных к анализу ................................................................................146

Лекция 10.

Анализ данных. Часть 1 ..........................................................................................164

Лекция 11. Анализ данных. Часть 2 .......................................................................174

Лекция 12.

Опыты разработки отечественных компьютерных программ

для социсследований ..............................................................................................188

Лекция 13.

Как обрабатывать качественные данные ...............................................................198

Лекция 14.

Представление результатов исследования ...........................................................216

Письменные работы по методологии, методике и технике

(рефераты, курсовые и диплом) ..............................................................................230

Приложения  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………………….285

Послесловие ............................................................................................................288