Драматическая социология… Из неопубликованных глав. Тома 2/1 и 2/2
Из рассылки А. Алексеева от 11.09.2013:
…Пользуюсь случаем оповестить, что на сайте Центра социального прогнозирования и маркетинга, где вот уже год как вывешен 4-томник А.Н. Алексеева «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия» (СПб.: Норма, 2003-2005), а также том 1 электронного издания «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Из неопубликованных глав», - появились новые тома этого издания: 2/1 и 2/2. Адрес – тот же, что и для предыдущих томов: http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=216 .
Кроме того, в интернет-журнале Евгения Берковича «Семь искусств. Наука. Культура. Словесность» с апреля 2013 г. образовалась рубрика «Драматическая социология», в которой опубликованы следующие работы автора этих строк (в скобках – номера журнала) :
= Познание действием. Так что же такое “драматическая социология”? (№ 41)
= Еще о драматической социологии (№ 42)
= Корни и ветви. В помощь пишущим о предках и о себе самом/самой: «эстафета памяти» и два примера семейной хроники (№ 43)
= Корни и ветви. В помощь пишущим о предках и о себе самом/самой: «эстафета памяти» и два примера семейной хроники (окончание) (№ 44)
= Эксперимент социолога-рабочего. Из «Писем Любимым женщинам» (№ 45)
Все эти материалы доступны по адресу: http://7iskusstv.com/Avtory/Alekseev.php
В журнал-газете «Мастерская» () Е. Берковича (13 августа 2013) см. также :
= Диалоги о предмете социологии (Памяти Леонида Кесельмана)
Ваш – Андрей Алексеев. 11.09.2013.
**
Из рассылки А. Алексеева от 7.09.2013
Уважаемые коллеги и друзья!
Мне удалось закончить и подготовить к электронному изданию тома 2/1 и 2/2 книги «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Из неопубликованных глав». Их оглавление и автоаннотации см. ниже. Полные тексты – под скрепкой.
Как Вы, возможно, знаете, том 1 из этого цикла, вместе с 4-томником «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия», уже давно вывешены на сайте Центра социального прогнозирования и маркетинга: http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=216 Теперь по этому же адресу доступны и новые два тома.
Вряд ли мыслимо все это читать подряд, но просмотреть оглавления и заглянуть в заинтересовавшие разделы, пожалуй, стоит.
Многие из Вас найдут в этих томах себя и / или хорошо известных Вам людей.
Пользуюсь случаем еще раз выразить свою признательность тем, кто откликнулся на присылку мною тома 1 «…из неопубликованных глав» в прошлом году.
Ваш – Андрей Алексеев. 7.09.2013.
**
«Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Из неопубликованных глав».
= Эскиз предисловия: Из истории написания книги «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия». Краткое пояснение к новому проекту.
Часть 1
1. ОПЫТ ИЗЫСКАНИЙ В ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
2. ЧЕЛОВЕК, ЕГО РАБОТА И ЖИЗНЬ НА БАМе
3. ОБРАЗ ЖИЗНИ, ЖИЗНЕННЫЙ ПРОЦЕСС И СОЦИОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
4. СОЦИОЛОГИЯ И ТЕАТР
5. ЭПИСТОЛЯРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ или НАСКОЛЬКО ПРАВОМЕРНО «ОБОБЩЕСТВЛЕНИЕ» ЛИЧНОЙ ПЕРЕПИСКИ
6. ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУГОМ
Часть 2
7. УЧИТЕЛЯ ЖИЗНИ: А. ШВЕЙЦЕР, А.А. УХТОМСКИЙ, А.А. ЛЮБИЩЕВ (триптих)
Часть 3
= Вместо предисловия к части 3: СУДИ СЕБЯ САМ (ауторефлексия 1991 г.)
8. ДУРНОЙ ШЕСТИДЕСЯТНИК (Комсомольская журналистика. 1957–1963)
9. ЭКЗАМЕН НА ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ (Партийная журналистика. 1964-1965)
10. ПРОФЕССИЯ: СОЦИОЛОГ (Массовая коммуникация. 1966-1975)
11. ПРОФЕССИЯ: СОЦИОЛОГ (Контент-анализ. 1970-1975)
12. ПРОФЕССИЯ: СОЦИОЛОГ (Участие в проекте «Человек и его работа – 1976»)
13. ПРОФЕССИЯ: СОЦИОЛОГ (Общественные движения и новая пресса России. 1989-1999)
14. РАЗНОЕ
= Приложение к тому 1: План-проспект рукописи «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия» (1999-2001)
= Послесловие: Из автопрезентации тома 1
Глава без №. АВТОПРЕЗЕНТАЦИЯ ТОМА 1
= От автора – сегодня. Предуведомление к главам 15-17
15. ЗАСЛУЖЕННЫЕ СОБЕСЕДНИКИ (начало)
16. ЗАСЛУЖЕННЫЕ СОБЕСЕДНИКИ (продолжение – 1)
17. ЗАСЛУЖЕННЫЕ СОБЕСЕДНИКИ (продолжение – 2)
18. СУБЪЕКТЫ САМОСТОЯНИЯ
Приложения к тому 2/1
= Седьмая глава: несколько вступительных слов ко 2-й части "Выхода из мертвой зоны"
= Театр и публика. Современный отклик на труды 30-летней давности
Часть 1
19. СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИ: РЕТРОСПЕКЦИЯ, РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ, РЕФЛЕКСИЯ
Часть 2
20. КОРНИ И ВЕТВИ (Аносовы-Пузановы. XIX-XXI век)
21. КОРНИ И ВЕТВИ (Семейная хроника Зинаиды Вахарловской)
22. ЭСТАФЕТА ПАМЯТИ. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ДИСКУРС. ДНЕВНИК И ПИСЬМО КАК СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Часть 3
23. О НАБЛЮДАЮЩЕМ УЧАСТИИ И ДРАМАТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
24. ДИСКУССИЯ ЧЕРЕЗ ОКЕАН (О нарративной идентичности, о жизненном выборе, о натурном эксперименте)
Приложения к тому 2/2
= Генеалогические дерева: Сабакины, Аносовы, Пузановы
= «Все мы родственники…» (народная генеалогия)
= Эвристичный сон
**
Автоаннотации:
Алексеев А. Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Из неопубликованных глав. Том 1. СПб.: 2012.
Этот проект возник на базе материалов, готовившихся для книги «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия», но не вошедших туда, в силу недостатка места и / или других обстоятельств. Подробно это объяснено в «Эскизе предисловия»..
Том 1 включает в себя тематически и хронологически упорядоченные произведения автора – журналиста, а затем социолога - 50-х – 90-х годов. Смысл этого тома – автопортрет личности и эпохи, образованный текстами, порожденными в разные их (как личности, так и эпохи) периоды развития.
Данный том являет собой собрание текстов, принадлежащих или же посвященных лицам, которых автор называет «заслуженными собеседниками» (в смысле А.А. Ухтомкого: те собеседники, которых он, автор, заслужил). В большинстве своем это коллеги и друзья автора, но есть и такие, с которыми он лично не был знаком.
Эти тексты так или иначе резонируют (рифмуются) с собственными сюжетами и идеями «Драматической социологии…».
Основное содержание данного тома составляют теория, методология и практические опыты историко-биографических изысканий, включая опыты семейной хроники, принадлежащие лично автору и / или его родственникам.
Кроме того, предпринята дальнейшая разработка проблематики «драматической социологии», как варианта гуманистических и акционистских исследований, а также наблюдающего участия как исследовательского метода.
**
Из переписки:
Письмо «заслуженному собеседнику»
<…> Тронут твоими превосходными степенями в мой адрес.
Если преодолеть смущение от высоких слов, то уместно заметить:
1) Если «Драматическая социология…» - материнский ствол, то наша с Тобой «Профессия – социолог…» и вот эти «Неопубликованные главы…» - две «дочерние» ветви, переплетающиеся в кронах. Так уж получилось, что каждая из трех – тетралогия.
2) Оглавление, композиция, - лицо и суть всякого произведения, своего рода автопрезентация, зачастую имеющая самостоятельное значение и смысл.
3) Как нам с Тобой объяснил В. Бачинин (в своей рецензии на «Профессию – социолог…»), это некий доморощенный, «стихийный» постмодернизм, кстати, как парадигма отображения вполне соответствующий современной реальности.
Но при этом каждый «фрактальчик» - вполне классичен, традиционен, сколь бы ни было экзотично целое.
4) Отважусь еще на одно нескромное сопоставление - с архитектурой Антонио Гауди, прославившей Барселону.
5) Всякое мало-мальски творческое дело стоит делать вот именно - как Бог положит на душу, но и проходя по лезвию бритвы между Скукой и Безумием.
6) «Драматическая социология», похоже, и впрямь довольно амбициозная особа, претендующая на некую философичность, в меру своей эмпиричности. В конце концов, вся философия есть осознание человеком себя в Мире и Мира в самом себе.
7) При всем уважении ко всякому чужому мнению остается незыблемой истина: «Ты сам свой высший суд». Этот суд должен быть всегда хоть сколько-нибудь самоироничен.
На этом оборву свои спонтанные максимы. А. А. 29.08.2013.