01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

«Фауст» Сокурова – начался мировой прокат

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Контекст / «Фауст» Сокурова – начался мировой прокат

«Фауст» Сокурова – начался мировой прокат

Автор: О. Сулькин, "Голос Америки" — Дата создания: 20.11.2013 — Последние изменение: 20.11.2013
Участники: "Киноут", А. Алексеев
«Есть фильмы, которые заставляют тебя плакать или смеяться. А есть фильмы, которые меняют тебя навсегда. Это один из таких фильмов» (президент жюри Венецианского фестиваля Даррен Аронофски). Ожидает ли этот киношедевр на Западе кассовый успех, подобный «Русскому ковчегу»?

 

Из портала русской службы «Голоса Америки»:

«Фауст» Сокурова не погибнет за металл

Олег Сулькин

19 ноября 2013

В минувший уикенд прокатная фирма Leisure Time Features выпустила в американский прокат ленту «Фауст», получившую в 2011 году «Золотого Льва», – главную премию Венецианского кинофестиваля. Сначала картину покажут в двух артхаусных залах Нью-Йорка, а затем она будет демонстрироваться в других городах США.

«Эксцентричная интерпретация поэмы Гете "Фауст" завораживает... образами, которые буквально впечатываются в память». Так киноверсию шедевра мировой литературы, снятую российским режиссером Александром Сокуровым, охарактеризовала критик газеты The New York Times Манола Даргис.

«Я большой поклонник Сокурова, – сказал «Голосу Америки» прокатчик фильма Брюс Павлоу. – По-моему, "Фауст" – очень зрелищное кино и в высшей степени самобытная интерпретация трагедии Гете».

Сценарий, написанный многолетним соратником Сокурова драматургом Юрием Арабовым, сфокусирован лишь на одной линии сложного, многопланового и многофигурного произведения Гете. Фауст (Иоханнес Цайлер) влюбляется в Маргариту (Изольда Дихаук) и продает душу Мефистофелю (Антон Адасинский), который появляется на экране в личине ростовщика.

«Фауст» завершает эпохальную тетралогию Сокурова, посвященную «людям власти». Она была начата фильмом об Адольфе Гитлере «Молох» (1999), и продолжена фильмами о Владимире Ленине «Телец» (2001) и японском императоре Хирохито «Солнце» (2005).

«Тетралогия Сокурова рассказывает историю превращения властолюбивой персоны в обездушенный фантом, или историю нравственного уродца, обреченного на бытийное одиночество», – пишет петербургский киновед и режиссер Олег Ковалов.

«Это уже наш пятый проект с Александром Николаевичем (Сокуровым), – сказал в телефонном интервью «Голосу Америки» продюсер и композитор «Фауста» Андрей Сигле. – Мы работаем в тандеме, в полном взаимопонимании. Этот проект отличается от предыдущих хотя бы тем, что он значительно масштабней. Съемки велись в Чехии и Исландии. Очень большая интернациональная группа, с большим количеством переводчиков на разные языки. Переводили с английского на французский, с французского на чешский, с чешского на русский и так далее. Сложная организация съемок, но мы с ней справились. Александр Николаевич был, как всегда, на высоте. Он большой перфекционист, и всегда добивается лучшего результата в рамках бюджета».

Президентом жюри Венецианского фестиваля, присудившего престижный приз «Фаусту», был американский режиссер Даррен Аронофски. «Есть фильмы, которые заставляют тебя плакать или смеяться, – сказал он. – А есть фильмы, которые меняют тебя навсегда. Это один из таких фильмов».

«Александр Николаевич вынашивал эту тему не один год, даже не одно десятилетие, – продолжал Сигле. – Эту картину он сначала снял в своей голове, потом посвятил в свой замысел нас. Что касается работы над музыкой, то мы с ним совершенно равны. Он доверяет моим представлением о том, какой она должна быть. Как правило, у нас по поводу музыки никогда не возникает жарких споров».

«Фауст» важен для Сокурова потому, что он позволяет понять истоки кризиса харизмы, ее распада в предыдущих фильмах о власти, – пишет о фильме философ, культуролог, профессор Нью-Йоркского университета Михаил Ямпольский. – Обращение к Гете, на мой взгляд, позволило режиссеру создать фильм большой философской глубины, гораздо более значительный, чем отечественные фильмы последнего десятилетия».

«Ценители кино во всем мире восприняли картину как абсолютный шедевр, – отметил Андрей Сигле. – Если же говорить о России, то кино в ней отнесено сегодня к сфере обслуживания. Культура становится служанкой, и теряет свою самобытность. Доля авторского, настоящего кино, увы, сокращается как шагреневая кожа. И тем не менее, мы считаем, «Фауст» прошел у нас очень неплохо».

По данным сайта kinopoisk.ru , его кассовые сборы по России превысили 780 тыс. долларов.

В пресс-релизе сообщается, что выделению целевого государственного финансирования фильму «Фауст» непосредственно способствовал президент России Владимир Путин.

Комментируя по просьбе «Голоса Америки» эту информацию, Андрей Сигле сказал: «Александр Сокуров – звезда русской культуры, ее национальное достояние. Естественно, главе государства небезразлична судьба этого режиссера и его произведений. Стоимость картины «Фауст» – почти 9,5 млн евро. Это очень большие деньги для авторского кино, и без сторонней помощи мы не могли обойтись. Мы обратились к главе государства, он с большим пониманием отнесся к нашей просьбе и способствовал тому, чтобы мы получили финансирование».

В ограниченном прокате США демонстрировались, а также выходили на видео, несколько предыдущих лент петербургского мастера, в том числе «Мать и сын», «Александра», «Отец и сын», «Русский ковчег».

«Русский ковчег», собравший в американских кинотеатрах примерно 3 млн долларов, остается одним из двух рекордсменов по бокс-офису в США среди российских фильмов, причем не только среди артхауса, но и мейнстрима. Больше собрал только «Монгол» Сергея Бодрова – 5,7 млн долларов.

Сможет ли «Фауст» приблизиться к феноменальному успеху «Русского ковчега» в Америке?

«Я полагаю, целевой аудиторией для нас являются энтузиасты самого радикального артхаусного кино, любители «Фауста» Гете и поклонники Сокурова, которых в США довольно много, – сказал Брюс Павлоу. – Я рассчитываю на хороший прокат фильма в США, может быть, даже более успешный, чем сборы других лент этого режиссера».

Ожидания Андрея Сигле несколько скромнее. «Наверное, мы не сумеем побить рекорд "Русского ковчега", – сказал он. – Американские зрители очень ценят трюк. «Ковчег» таким трюком обладает. Это съемка одним кадром всего фильма, от начала и до конца. Второй привлекательный момент – широкое и в то же время компактное освещение русской истории и русской культуры. «Фауст» очень сложен и по языку, и по тематике, и по философской глубине. Вряд ли на него придет зритель, ищущий развлечения. А прослойка зрителей, ждущих и любящих такое кино, наверное, в Америке не больше, чем в России».

Говоря о ближайших планах Александра Сокурова, Сигле сказал, что сейчас он снимает документальный фильм в Лувре, а следующим его проектом должна быть игровая картина. Какие-либо подробности он отказался сообщить.