ЕГЭ как урок жизни по лжи
Из блога «Эха Москвы»:
Б. Вишневский
Честность — худшая политика
01 июня 2013
Был сегодня у Финляндского вокзала, выступал
на митинге в защиту образования и науки. Больше никого
из депутатов ЗАКСа, увы, не было.
Сказал (эту мысль честно заимствовал из письма известного московского учителя
Леонида Кацвы), что в связи со скандалами со «слитыми»
вариантами ЕГЭ выпускники получили последний школьный урок: ВЫГОДНО БЫТЬ
НЕЧЕСТНЫМ. А честным быть — невыгодно. Ты заведомо проигрываешь
тем, кто поступает нечестно.
Не сомневайтесь: этот урок, — в отличие
от других, — дети запомнят навсегда.
Пламенные защитники ЕГЭ, годами уверявшие нас, как прекрасна эта система,
где вы? Молчите? Или перечитываете Латынину, с обычным апломбом
и всезнайством уверяющую, что у ЕГЭ нет альтернативы, а вся его
критика — это демагогия?
А ведь мы, — скептики, — предупреждали: именно так
и будет! Спрос неизбежно родит предложение — и если материалы
ЕГЭ могут быть украдены и проданы, то они обязательно будут украдены
и проданы! Но нас не слушали, от нас отмахивались, нас
называли ретроградами и консерваторами, которые хотят сохранить систему
поступления в вузы с взятками и «блатом».
Мы говорили: менять систему надо, но на заведомо лучшую —
а не на еще больше «коррупционно уязвимую». В ответ слышали
только общие слова. И что теперь? В стране почти миллион
выпускников — представляете, какие сейчас делаются деньги на продаже
ЕГЭ-материалов? Миллиарды рублей!
Сегодня на митинге выступал мой давний знакомый, заслуженный учитель
России Сергей Рукшин, воспитавший двух филдсовских лауреатов — Григория
Перельмана и Станислава Смирнова. И говорил, что еще за неделю
до начала ЕГЭ ему звонили родители, которым предлагали купить полный пакет
ЕГЭ: 25 тысяч рублей — по каждому предмету. Со 100-процентной
гарантией, что все это будет настоящее. Что называется, кто бы
сомневался...
Случившееся — национальная катастрофа. Через пять лет вузы выпустят тех,
кто сейчас купил или списал ЕГЭ (если они не вылетят
на первой же сессии). И потом эти люди будут учить, лечить,
составлять бизнес-планы, проектировать мосты и тоннели, работать
следователями и прокурорами, строить дома и разрабатывать
лекарства...
Если мы хотим, чтобы у нашей страны было будущее — надо
немедленно менять систему.
Правда, не только в образовании.