Реформа РАН: некоторые нюансы и подспудные механизмы
Вчера я получил неожиданное (давно не переписывались…) письмо от ученого-физика Дмитрия Ильича Ламдена, еще недавно заведовавшего сектором проблем малой энергетики в Объединенном Институте Высоких температур РАН, а ныне – как и я – независимого исследователя (на пенсии). Д.И., кроме всего прочего, большой знаток правовых вопросов, в частности, относящихся к науке и ее организации, создатель
нормативно-правовой страницы «Наш бюрократ», размещенной на сайте ОИВТ РАН .
См также его же: "Обозрение источников, вопросов и тенденций реформирования академической науки" . И еще: http://lamden.ru (сайт сейчас находится в стадии реконструкции).
А. Алексеев. 1.07.2013.
Из письма Д. Ламдена:
«…меня тут некие «физические лица» из РАН попросили на скорую руку прикинуть причины появления «законопроекта» по РАН. Я для них это сделал (то, что смог за несколько часов) и подумал, что может тебе это тоже для чего-нибудь пригодится, например в качестве справки при подробном разборе этого потрясающего по своей беспомощности (не только по содержанию, но и по правому нигилизму) творения состарившихся юношей из ВШЭ и около... Извини за стиль - посылаю в таком виде, как сделал, без вылизываний и причесываний...»
Экспертиза Д. Ламдена:
Внимание, читать медленно и вдумчиво (Д. Л.)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от
07.06.2013 с изменениями, вступившими в силу с 07.06.2013) «О ВВЕДЕНИИ В
ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
...
Статья 2
...
2.3. Государственным академиям наук, созданным такими академиями наук и
(или) подведомственным им учреждениям земельные участки, находящиеся в
государственной или муниципальной собственности, предоставляются на праве
постоянного (бессрочного) пользования. (в ред. Федеральных законов от
22.07.2008 № 141-ФЗ, от 07.05.2009 № 91-ФЗ) (см., например, http://www.referent.ru/1/66669
)
К чему это? - так Дума три недели назад сдуру приняла поправки к Земельному
кодексу РФ, которые окончательно и бесповоротно закрепили за Академиями и
их учреждениями право постоянного (бессрочного) пользования всей имеющейся
в их управлении государственной землей.
После этого единственным способом отобрать и продать (в контексте приватизации
государственной собственности) эти участки становится возможным только
одним путем - проведя реорганизацию Академий и совершенно обязательно
проведя ее в порядке «реорганизации через ликвидацию». В этом и только
этом случае в момент ликвидации
(завершение работы ликвидационных комиссий, как это точно указано в законопроекте
о реформировании РАН) земля автоматически теряет законного пользователя и
может быть реализована, как чистая государственная собственность. Всему
этому фокусу придает еще
дополнительный аромат положение о том, что передача любого сооружения автоматически
влечет за собой и передачу его земельного участка (ст. 37 ЗК РСФСР -
хрестоматийный пример ее применения содержится например в Постановлении
Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2012 по делу N
А41-7500/12 -
http://kp.legal-aid-center.ru/practices/?id=639
) - т.е. попросту говоря, пока указанная ликвидационная процедура не
проведена, отсутствует возможность продать или передать в пользование не
только землю, но и даже просто здание.
Не даром в стенограмме заседания правительства от 27.06.2013, посвященного
приватизации госсобственности в докладе там г-на А. Улюкаева специально
сделан акцент на необходимости решить проблему приватизации объектов
Академий «Не включается в нынешний проект приватизации... предприятия,
полномочия собственников которых осуществляют Академия наук (видимо, мы
коснёмся в следующих вопросах
этого)» (см. текст стенограммы: http://government.ru/meetings/2663/stenogram
). Собственно, видимо отсюда и внезапное рождение на этом заседании
законопроекта «О
Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=305828-6&02
Почему внезапное? Стоит обратить внимание - в повестке заседания
Правительства этого законопроекта не было и в стенограмму выступления
премьера кусочек был вставлен позже, а сам законопроект и его обсуждение
так и не попали в нее).
Итак, вся эта петрушка с
реорганизацией госакадемий никакого отношения к эффективности, качеству
работы РАН, индексам цитирования, Хиршу и пр., и пр., и пр. не имеет. Г-н
министр использован просто в качестве петрушки, чтобы соэдать дымовую завесу за
которой спрятать истинные причины создания ликвидационных комиссий и обеспечить
успешное завершение их деятельности с одной единственной целью - обойти
закон на законных основаниях путем проведения процедуры реорганизаций
через ликвидацию (вообще процедура достаточно известная при решении тех
или иных финансовых проблем коммерческих организаций). Больше ничего во всей
этой процедуре господ-инициаторов законопроекта не интересует - плевать им на
реальные проблемы отечественной науки , академии, институты, те же
индексы, 196 место из 200 и т.д. (Выделено
мною. А. А.)
Ну и что, скажут, тоже бином Ньютона - кто же не понимает, что они намылились
на собственность Академий? А ничего, просто то, что подавляющему
большинству ознакомившихся с Законопроектом интуитивно было понятным, но
формально не доказуемым, - нашло здесь и сейчас строгое юридическое
доказательство - и всего-то!
Д. Ламден 30.06.2013
Дополнение
Из переписки:
АА: «Взбесившийся
принтер» - во всей красе. Какими же надо быть лопухами, чтобы «по недосмотру»
принять закон, отменять действие которого понадобилось уже через три недели, да
еще таким неуклюжим образом!
ДЛ: Это не просто взбесившийся принтер, да и не такой он может и взбесившийся,
как кажется - симуляция невменяемости часто
очень даже полезна, например с целью избежать ответственности...
Если бы дело было только
в отмене закона - все гораздо безумней
(или выглядит безумным?).
Коротко - наши новоприватизаторы решили наконец добраться до академической
собственности (точнее - собственностью является недвижимость, а земля в
бессрочном управлении академий) и распродать ее вместе с остальными остатками
госсобственности (об этом – отдельно чуть ниже, как развлекательное
приложение). Но т. к. это запрещает
закон о введении в действие ЗК - note! - не сам ЗК, а закон о его введении, -
то окончательно запутавшись во всем этом, они решили не плавать в мутных водах
отечественного законодательства, а просто наконец разрубить гордиев узел,
уничтожив самого владельца (бессрочного управляющего).
В результате 27.06.2013 родился законопроект, ликвидирующий
существующие академии и создающий после ликвидационных комиссии новую Академию,
не имеющую не только
собственности, но и вообще институтов, но зато превративших всех ранее бывших
академиков и член-корров как РАН, так и отраслевых академий в академики новой
академии со стипендией в 100 тыс.р. Законопроект появился только на самом
заседании Правительства, до этого его никто не видел и даже не было ни малейшей
утечки (вплоть до того, что этот вопрос даже не фигурировал в самой повестке
заседания) - совершенная
фантастика сама по себе. С ним не был знаком никто - от президента
РАН, до комиссий по науке как самого ливановского министерства, так и
аналогичной комиссии при Президенте РФ.
28.06.2013 закон к концу дня внесен в Думу и будет
рассмотрен уже во вторник. Профильный комитет по науке должен дать
отрицательное заключение (по его составу), но это никого не остановит. Если
даже все коммунисты и справедливороссы, а
также несколько едросов проголосуют против, то от всего этого выиграет лишь
Жириновский, чьи голоса и решат голосование в пользу едросов (если они решат, наверное
в соответствии с решением Президента, голосовать за). Вот так примерно выглядит
ситуация, если поглядеть под ворох новостных лент. На самом же деле, черт его
знает, может вся эта история является вообще дымовой завесой для другой цели и
тогда
развязка окажется более мирной (например перенести рассмотрение, после чего,
правда работа во всех академиях замрет в ожидании)... Вот коротко для
развлечения почтенной публики один из возможных сценариев (упаси боже -
нисколько не настаиваю на его достоверности, могу только утверждать о его
внутренней непротиворечивости)...:
Итак... - нельзя исключать, что нас всех еще и разводят по детски - показали
скандального Петрушку, мы все за него уцепились, драть стали на клочки, а в это
время бригада менагеров Высшей школы экономики провела спокойно слона в нашу
несчастную посудную лавку...
А и правда, чего это мы все зациклились на РАН, со своими жалкими миллиардами -
вот на том же заседании правительства 27.06.2013 первым вопросом
рассматривалась грядущая приватизация (не-не, это я не съехал по временнОй дыре
в начало 90-х, а нахожусь в последнем четверге июня 2013 года) - вопрос
солидный на пару триллионов тянет, это уже вполне приличный слон, которого требуется
доставить в посудную лавку, и, как сказал открывая это совещание Д. Медведев:
«Добрый день, коллеги! Доброго всем дня, такого тёплого дня!
У нас сегодня много вопросов довольно интересных. Нам нужно
обсудить проект прогнозного плана и основные направления приватизации
имущества на период с 2014 по 2016 годы...» (И далее; см. http://government.ru/meetings/2663/stenogram
)
Мои наивные вопрос и ответы на них моего корреспондента:
AA: Интересно,
какова позиция и роль в этом деле нового президента РАН?
ДЛ: Хи-хи - одновременно и директора
ОИВТ РАН.Утверждает, что ничего не знал, был вызван на Заседание поздно вечером
предыдущего дня, без объяснения, сам законопроект получил только после
заседания, как и многие другие присутствующие, возражал, но членом
правительства не является...
Что еще - Сибирское отделение собирает
внеочередное общее собрание, профсоюз - отправил письмо
президенту РФ и организует митинги и т. п...
AA: И еще: не проще ли им было
бы, под каким-нибудь благовидным предлогом, отменить неосторожно принятую
формулировку поправки к Земельному кодексу?
ДЛ: Да, понимаешь, тут запутанней -
они не то, что приняли такую поправку, а просто она каким-то образом попала в
закон о введении в действие ЗК еще в 2009 г. Вообще-то она должна была сохраниться в
ЗК еще ссоветских времен, когда эта норма существовала отдельно чуть ли не самим
Ильичем установленная. Поэтому, независимо от этого, я могу себе представить,
какое поднимется грохотание, ежели они отменят права Академий на здания и на
бессрочное управление землей, а так - реорганизация и всего-то - правда - через
ликвидацию, но кто же в такие тонкости вдается - так для науки лучше и ученых
освободят от управления имуществом, чтобы им легче было, как сказал Премьер.