Б. Докторов. Лекции по истории изучения общественного мнения: США и Россия
Докторов Б. З. Лекции по истории изучения общественного мнения: США и Россия: учебное пособие. – Екатеринбург: УрФУ, 2013. – 212 с.
В интернете: http://www.socioprognoz.ru/files/File/2013/doctorov_lekcii.pdf
Автоаннотация
В курсе лекций социолога, полстера и историка социологии, доктора философских наук Б.З. Докторова рассматриваются процессы зарождения и развития опросов общественного мнения в США и излагаются основные периоды изучения общественного мнения в СССР/России.
Курс преследует две главные цели. Первая – познакомить читателей с тем, как «из ничего» формировался современный арсенал методов изучения населения, потребителей и электората. Вторая – дать введение в логику и методы истории науки. Подобная ориентация курса отвечает современным трендам в системе подготовки квалифицированных научных кадров.
Значительное место в книге отводится анализу социальных обстоятельств, которые детерминируют развитие технологии и практики изучения общественного мнения. Одновременно рассматриваются биографии ученых, внесших решающий вклад в познание общественного мнения населения Америки и России.
Книга адресована исследователям, преподавателям, аспирантам и студентам, специализирующимся в области истории и методологии социологии, проведения опросов общественного мнения, изучения рынка. Вместе с тем она обращена и к более широкому кругу читателей: социологам, политологам и политтехнологам, специалистам по связям с общественностью, журналистам, всем, кто интересуется прошлым, настоящим и будущим изучения общественного мнения.
**
Оглавление
Предисловие научного редактора……………………………………..…5
Введение ...................................................................................................16
Литература................................................................................................20
Лекция 1. Догэллаповский этап в изучении общественного мнения ...21
1.1. Городское собрание Новой Англии и гэллаповское городское собрание....................................................................................................21
1.2. Сто лет соломенных опросов...........................................................27
1789–1824 гг.: предыстория соломенных опросов ...........................28
1825–1915 гг.: соломенные опросы становятся обыденностью ......30
1916–1932 гг.: триумф “Literary Digest”.............................................32
1.3. Могли ли электоральные опросы родиться до 1936 г.?................34
Чарльз Парлин ......................................................................................36
Дэниел Старч ........................................................................................38
Эдвард Стронг.......................................................................................39
Генри Линк............................................................................................40
Выводы......................................................................................................41
Литература................................................................................................42
Лекция 2. Гэллаповский этап ..................................................................44
2.1. Они всегда будут первыми ..............................................................44
Джордж Гэллап.....................................................................................45
Элмо Роупер..........................................................................................46
Арчибальд Кроссли..............................................................................48
Хэдли Кэнтрил......................................................................................51
2.2. Решающие сороковые.......................................................................52
Об итогах 1940 – 1944 гг. ....................................................................55
Фиаско-1948..........................................................................................56
2.3. Оцифрованные голоса поколений...................................................60
Индекс одобрения деятельности президента ....................................60
Впечатляющая летопись......................................................................62
2.4. Новации второй половины ХХ века в организации и технике опросов…………………………………………………………………....66
Джо Белден и рождение региональных опросов...............................66
Джозеф Ваксберг и современная схема телефонного опроса .........68
Уоррен Митофски: изобретатель exit poll .........................................70
2.5. Джордж Гэллап – апостол демократии...........................................73
Выводы......................................................................................................75
Литература................................................................................................76
Лекция 3. Изучение электората в двух последних кампаниях по выборам президента…………………………………………………………………...79
3.1. Специфика анализа «остро современного» в историческом исследовании........................................................................................…794
3.2. Соломенные выборы в Эймсе..........................................................81
3.3. Казус Санторума ...............................................................................86
3.4. В ожидании имени победителя .......................................................90
3.5. Неудачный год в истории Организации Гэллапа ..........................95
Выводы....................................................................................................100
Литература..............................................................................................102
Лекция 4. Прогнозирование итогов президентских выборов............104
4.1. Элементы типологии прогнозов....................................................104
4.2. Востребовано временем
Эмиль Хурья и рождение агрегационной технологии прогнозирования……………………………………………………...109
Пол Перри: архитектор электоральных прогнозов.........................112
4.3.«13 ключей к Белому дому» Алана Лихтмана..............................115
4.4. Прогнозы Нэйта Сильвера .............................................................122
Выводы....................................................................................................128
Литература..............................................................................................129
Лекция 5. Вступая в постгэллаповский этап .......................................132
5.1. Общий взгляд ..................................................................................132
5.2. Первые составляющие постгэллаповского арсенала методов ...141
Техника случайных ответов ..............................................................141
Опросы обогащенного общественного мнения ..............................143
Онлайновые опросы ...........................................................................147
Киберопросы.......................................................................................150
Выводы....................................................................................................152
Литература..............................................................................................154
Лекция 6. История изучения общественного мнения в России ........156
6.1. Почти забытое начало: Франц фон Гольцендорф, лорд Джеймс Брайс………………………………………………………………….…156
6.2. СССР и США: разные страны, но сходные начала практики опросов…………………………………………………………………..160
6.3. Борис Грушин. Человек идеалов и идей……………………….....163
6.4. Пять периодов изучения общественного мнения в СССР/ России......................................................................................................169
Выводы....................................................................................................177
Литература..............................................................................................177
Заключение .............................................................................................179
Литература..............................................................................................179