01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Первый в России журнал внутриуниверситетских исследований

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Новости социологии / Первый в России журнал внутриуниверситетских исследований

Первый в России журнал внутриуниверситетских исследований

Автор: НИУ ВШЭ — Дата создания: 20.06.2013 — Последние изменение: 20.06.2013
Участники: Санкт-Петербургская ассоциация социологов, А. Алексеев
Вышел второй номер электронного научного журнала «Universitas»

 

 

Электронный адрес журнала: http://universitas.hse.ru/.

В журнале  «Universitas» публикуются результаты социологических и статистических исследований российских и зарубежных вузов, профессиональные обзоры и рефераты по релевантной тематике, методологические работы по проблемам внутриуниверситетских исследований, а также интервью с исследователями и руководителями университетов. Журнал издается ежеквартально при поддержке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

 

Вступительное слово главного редактора (из № 2 за 2013 год)

Уважаемые читатели, мы представляем вашему вниманию второй выпуск

журнала «Universitas», первого в России академического издания, посвящённого проблематике институциональных внутриуниверситетских исследований (institutional research). В журнале мы публикуем результаты социологических и статистических внутриуниверситетских исследований российских и зарубежных вузов, профессиональные обзоры и рефераты по релевантной тематике, методологические работы, интервью с исследователями и руководителями университетов. Благодарим всех коллег, которые высказали свои пожелания и предложения по развитию журнала после выхода пилотного номера. По мере возможности мы стараемся их учитывать.  Наш журнал обзавелся ISSN, собственным сайтом (URL: http://universitas.  hse.ru/) с подробной информацией для потенциальных авторов, а для каждой статьи данного номера была организована процедура двойного анонимного рецензирования. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и планируем расширять сеть авторов и читателей, а также включать журнал в системы цитирования.

Этот выпуск открывает интервью с Джошуа Холи, директором Центра изучения образования Огайо (Ohio Education Research Center), доцентом Университета штата Огайо (Ohio State University), США. Д. Холи является давним партнёром небольшого исследовательского коллектива Института образования НИУ ВШЭ, который занимается изучением проблематики студенческого отсева. В интервью Джошуа рассуждает о том, как важно уделять внимание взаимосвязям между школой и вузом, а также вузом и рынком труда; о своих исследованиях эффективности адаптационных курсов в вузах; перспективах изучения студенческого отсева и других интересных сюжетах.

В разделе «Профессиональные обзоры и рефераты» представлен реферат статьи Сары Манн «Alternative Perspectives on the Student Experience: Alienation and Engagement» («Новый взгляд на студенческий опыт: отчуждённость и вовлечённость»), выполненный Петром Мартыненко. Статья интересна прежде всего тем, что в ней на теоретическом уровне детально рассматривается феномен студенческой отчуждённости и предлагается семь перспектив, с помощью которых он может быть проанализирован.  В разделе «Методология внутриуниверситетских исследований» мы продолжаем развивать тему онлайн-опросов в рамках внутриуниверситетских исследований, которая уже была затронута в пилотном номере. Формат онлайн-опросов не только позволяет относительно быстро получать обратную связь от абитуриентов, студентов или преподавателей, но он также представляет серьёзный вызов для исследователей с методической точки зрения. В статье Натальи Малошонок и Евгения Терентьева изложены результаты методического эксперимента, проведённого для получения эмпирически обоснованного ответа на вопрос о том, влияет ли тот или иной способ представления вопроса в онлайн-исследованиях на ответы респондентов.

Статьи раздела «Эмпирические исследования» посвящены различным аспектам пребывания студентов в университете. В работе Ивана Груздева предлагается альтернативный взгляд на проблематику отсева студентов, сфокусированный на роли преподавателей в этом процессе. Опираясь на материалы глубинных интервью с преподавателями, проведённых в четырёх российских вузах, Иван рассматривает способы формирования норм, которыми преподаватели руководствуются в ходе оценивания студентов.  Статья Елены Горбуновой в том же разделе посвящена изучению влияния адаптации первокурсников к университетской среде на вероятность их отчисления из вуза. Построенная концептуальная модель была протестирована на базе опроса студентов-первокурсников НИУ ВШЭ с помощью методологии моделирования структурными уравнениями. Полученные эмпирические данные подтверждают необходимость особого внимания к процессу адаптации первокурсников в вузе.

С пожеланием увлекательного чтения,

Игорь Чириков