Социологи в роли имиджмейкеров?! День социолога
…До сих пор социологи имиджмейкерством не занимались, а если и занимались, то стеснялись в том признаться. Теперь уже некоторые из них заявляют об этом «во весь голос».
А. Алексеев, социолог.
Из газеты «Известия»:
13 ноября 2013
Социологи докажут, что «Россия удивляет»
ВЦИОМ и ФОМ займутся формированием положительного образа страны в глазах собственных граждан
В начале декабря на прилавки книжных магазинов поступит несколько тысяч экземпляров сборника «Россия удивляет», подготовленного крупнейшими фондами исследования общественного мнения — ВЦИОМом, ФОМом, Институтом маркетинговых исследований «ГфК-Русь» и фондом содействия изучению общественного мнения Vox Populi. В нем будут опубликованы данные социологических исследований, разрушающие существующие негативные стереотипы о различных сферах жизни российского общества.
Эксперты объединились, чтобы с помощью фактов улучшить мнение граждан о самих себе, стране и происходящих в ней процессах. (Здесь и далее выделено мною. – А. А.) По мнению авторов, в настоящий момент восприятие сегодняшних реалий как у власти, так и у общества сильно перекошено в негатив, что деморализует население, и это в конечном счете ведет к застою и мешает принятию правильных политических решений.
— В стереотипах ничего плохого нет, общественное сознание основано на мифах. Но есть мифы созидающие, а есть разрушительные. Общество, в котором преобладают негативные, разрушительные мифы, ничего хорошего не ждет. И у гражданского общества, и у государства пропадает позитивная цель, что ведет к застою, отсутствию стимулов к развитию, — рассказал «Известиям» руководитель центра инноваций и развития «ГфК-Русь» Асхат Кутлалиев.
Чтобы негатив не заслонил действительность, социологи решили восстановить равновесие и попытаться установить истину.
— В медийном мире имеется сильный перекос в негатив в силу наших традиций. Неравновесие существует в нашей культуре, потому что мы предъявляем завышенные требования к себе. У нас не принято хвалить, скорее есть обычай ругать и критически ко всему относиться. К хорошему относимся, как к пропаганде. Наша культура — культура подозрения и недоверия. Мы пытаемся восстановить равновесие, выдвигая на первый план данные, которые говорят о чем-то хорошем. Подозрительность и недоверие приводят к тому, что информация вызывает не дискуссию, а злобное отторжение, интерпретируется как вранье и клевета, а это, как вы понимаете, ни к чему хорошему не приводит, — подчеркнул глава фонда «Общественное мнение» Александр Ослон.
Наука имеет своей задачей устанавливать истину и делать ее достоянием общества, считает генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров.
— Плохо, когда есть перекос в позитивную сторону, то, что называется лакировкой. Но у нас скорее наоборот. Наша задача — представить объективную картину, — добавляет социолог.
Финансирование проекта осуществляет Институт социально-экономических и политических исследований Дмитрия Бадовского. Исполнительный директор ИСЭПИ Екатерина Курбангалеева рассчитывает, что данный проект положит начало новому тренду — «понимающей» социологии. (Бедный Макс Вебер! – А. А.)
— Редкий случай, когда конкурирующие структуры работают над одним проектом и делятся богатейшими данными. Но это только одна из причин, по которым наш фонд решил профинансировать проект. Кроме того, есть усталость от сиюминутной социологии и запрос на более глубокие исследования. Хотелось бы, чтобы этот проект удовлетворил этому запросу, — надеется она.
Фактбук выйдет тиражом несколько тысяч экземпляров. Основной упор предполагается сделать на регулярно обновляемый сайт, у которого со временем может появиться английская версия. При этом авторы подчеркивают, что «Россия удивляет» — это продукт, рассчитанный на российского читателя.
— У проекта нет задачи вести пропаганду на Западе, для этого есть другие инструменты, например, телеканал Russia Today. Это же внутренний проект. Основные сообщения, которые потом транслируются на Запад, формулируются здесь, той интеллектуальной, медийной средой, в руках которой находится в значительной степени власть над смыслами, над информацией. Западные журналисты также находятся в той среде, где формулируются эти сообщения. И в первую очередь нам нужно изменить свое отношение к собственной стране, — подчеркнул директор Института общественного проектирования Валерий Фадеев.
С ним согласен президент ФОМ Александр Ослон.
— Этот проект — шаг к тому, чтобы преодолевать комплекс неполноценности. Но, разумеется, интерпретация, которая будет возникать при чтении книги, должна доходить и до Запада. Что касается западных мифов о России, чаще всего это зеркальное отражение наших мифов. Мы говорим, что у нас плохо. При этом мы понимаем, что становится лучше, но хотим, чтобы было еще лучше. И наша самокритичность заставляет нас думать, что всё не очень хорошо. В нашей культуре принято говорить чаще о плохом, чем о хорошем, а западные СМИ это воспроизводят, — полагает социолог.
Кроме того, авторы думают над возможностью изменения сборника в формат, удобный для преподавателей университетов.
— Мы сейчас думаем о том, как сделать версию для университетских преподавателей, — говорит генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров.
Проект состоится и будет востребован при трех условиях, считает глава агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. Первое — регулярное обновление данных, представленных центрами. Второе — внимание населения, медиа и информированных читателей. Третье — постоянное расширение индикаторов, которые будут свидетельствовать о том, что Россия удивляет.
— Я пользуюсь данными ВЦИОМа, ФОМа. Если данные начнут регулярно обновляться, а номенклатура — регулярно расширяться, это будет довольно удобный и интересный инструмент. Однако при этом важно не творить новых мифов и видеть реальные угрозы, — предупреждает политолог.
В случае успеха у проекта может быть продолжение. Будет ли оно в виде второго тома сборника или же продолжится развитие сайта, станет ясно после выхода в свет книги «Россия удивляет».
**
Можно ожидать, что данный проект получит высокое одобрение.
Можете убедиться в справедливости такого предположения, заглянув на сайт «Россия удивляет: статистика и социология против мифов и вымысла» (http://russia-review.ru/). А. А.
Разделы сайта: Образ России в мире
· Российская экономика: не только нефть и газ
· Наука, образование и культура
**
Социологи разрушили мифы о России |
|
Игорь Казаков/Ridus.ru
Во вторник, 12 ноября, состоялся круглый стол с участием представителей крупнейших исследовательских компаний России, на котором был представлен проект «Россия удивляет: статистика и социология против мифов и вымысла». Участники встречи рассказали об идее создания проекта и его истории.
Над проектом работали несколько известных в России компаний: ВЦИОМ, фонд «Общественное мнение», ГФК-Русь. Идея исследований, проведенных данными центрами, заключающаяся в том, чтобы развеять многие сложившиеся по всему миру мифы о России и ее гражданах, что «транслируются» и подаются СМИ в форме незыблемой правды.
История проекта началась в 2011 году, когда в прессе в преддверие выборов развернулась информационная война, главный тезис которой – в России все плохо, 25% граждан хотят эмигрировать, поясняет Валерий Фадеев, директор Института общественного проектирования, главный редактор журнала «Эксперт». «Но почему никто не обращал внимания, что согласно тем исследованием, на первом месте стояла Германия, из которой 28% граждан хотели эмигрировать?!» — задался вопросом Фадеев.
Тогда же много говорилось о «бизнесе на чемоданах». Журнал «Эксперт» решил провести собственное исследование: глубинное интервью с более сотни российских предпринимателей. Оказалось, что только 4% об этом реально задумываются. «Нужно давать себе отчет в том, что настроение московских средств массовой информации не вполне адекватно тем настроениям, что есть в стране», — подытоживает Фадеев.
О развитии проекта пришедшим рассказал генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. Идея проекта вылилась из тезиса президента Фонда «Общественное мнение» Александра Ослона о том, что «Россия — удивительная страна, и многое в ней обстоит не так, как это представляется в прессе». Такой вывод Ослон сделал, изучив множество данных.
В рамках работы проекта собиралась разбросанные статистические данные, результаты исследований служб, специализирующихся на общественном мнении. В итоге проект показывает, что происходит на самом деле в России, где факты, где реалии, а где необоснованные суждения и вымыслы, сплетенные откровенной пропагандой.
Сейчас к выходу готовится первая книга в рамках проекта. Уже запущен сайт «Россия удивляет: статистика и социология против мифов и вымысла».
**
Постскриптум
В качестве продолжения и / или дополнения к публикации «Социологи в роли имиджмейкеров?!», посвященной презентации проекта «Россия удивляет», адресуем наших читателей к статье известного питерского социолога и криминолога Якова Ильича Гилинского «Исключенные навсегда», 2,5 года назад помещенной на Когита.ру: http://www.cogita.ru/kolonki/kolonki/yakov-gilinskii/yakov-gilinskii.-isklyuchennye-navsegda
Статья заканчивается словами:
«…Сегодня уже никто и ничто не может изменить исторический факт – Россия отстала навсегда. Впрочем, не одна она, а все т.н. «развивающиеся страны». Более того, политкорректное «развивающиеся» давно пора отбросить. Есть страны развитые и неразвитые. Россия из числа последних.
Начал я с Гондураса (эпиграф), закончу Нигерией:
«Россия — это Нигерия в снегу» (Сергей Брин, сооснователь Google). «Главный политтехнолог» России Станислав Белковский подтверждает: «Я считаю, основной итог года в России — окончательная кристаллизация курса нынешней власти в России. Это завершение формирования портрета путинской России. Это курс на Евразийскую Нигерию»…»
Среди прочего есть в статье Я.И. Гилинского и такие строки:
«...Ужас не только в дикой бедности большинства россиян, но и в непонимании ими всей трагедии своей «исключенности»...»
Интересно, понимают ли это наши имиджмейкеры? А. Алексеев. Ноябрь 2013