01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Владимир Ядов: Профессия "социолог" как жизненная судьба

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Новости социологии / Владимир Ядов: Профессия "социолог" как жизненная судьба

Владимир Ядов: Профессия "социолог" как жизненная судьба

Автор: В. Ядов — Дата создания: 12.09.2013 — Последние изменение: 12.09.2013
Участники: А. Алексеев
9 сентября 2013 в кафе «ПирОГИи», на ул. Восстания (б. Знаменской), 55, состоялась встреча В, А. Ядова с питерскими социологами, его давними коллегами, а также неофициальная презентация второго, расширенного издания классической книги под его редакцией "Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности : Диспозиционная концепция".

 

К сожалению, оповещение об этой встрече, которая могла бы стать событием в жизни и не только социологического сообщества, было поставлено плохо. Но Ядов равно органичен и в наиширочайшей, и в узкой аудитории.

 

Книга :

Ядов В.А., Семенов А.А., Водзинская В.В., Каюрова В.Н., Киссель А.А., Саганенко Г.И., Бозрикова Л.В., Узунова В.Н., Магун В.С., Гоштаутас А., Лосенков В.А., Смирнова Е.Э., Докторова Л.Д. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности : Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. — М. : ЦСПиМ, 2013. — 376 с.
доступна также и в интернете.

 

Издательская аннотация:

Первая часть книги содержит полный текст коллективной монографии «Диспозиционная концепция саморегуляции и прогнозирования социального поведения личности» (Л: Наука, 1979) с комментариями В.А. Ядова, вторая часть — новые главы, написанные автором на основе последующих коллективных исследований и других материалов, опирающихся на различные эмпирические и экспериментальные данные.

Для психологов и социологов, включая студентов и аспирантов.

 

См. ранее на Когита.ру:

Диспозиционная концепция личности (не стареющая книга В. А. Ядова со товарищи)

 

Ниже – две из последних работ (можно сказать – и манифестов) В. А. Ядова. Одна опубликована в бюллетене Международной социологической ассоциации «Глобальный диалог», другая – в журнале «Социологические исследования». А. Алексеев. 12.09.2013.

 **

 

Глобальный диалог. Бюллетень Междунапродной социологической ассоциации. Том 3. Выпуск 4. Август 2013:

Социология как призвание. Профессия социология как жизненная судьба

Владимир Ядов, Россия

 

Владимир Ядов - один из основателей социологии в СССР, где эта наука долгое время обозначалась как буржуазная. В ЛГУ он был основателем первой социологической лаборатории в 1960е гг, результатом исследований которой стала книга “Человек и его работа” и первый учебник по методологии, который определил лицо новой профессии. Он разработал социально-психологическую теорию саморегуляции социального поведения и был избран членом исполкома Европейской ассоцации экспериментальной социальной психологии. В постсоветский период он стал директором Института социологии РАН, развивая полипарадикгмальный подход в социологии. В течение многих лет он был послом российской социологии за рубежом; в 1990 - 1994 гг. он занимал позицию вицепрезидента МСА. ОН является ведущей фигурой либерально-демократической крыла российских социологов, противостоящих подъему консерватизма. Его любят исследователи многих поколений, которых он приобщил к социологическому знанию..

 

Так случилось, что в начале 60-х я стал социологом, и сегодня, подводя итоги жизненного пути, счастлив такому повороту в своей жизни. Долгие годы социологию в Советском союзе официальная пресса клеймила как «буржуазную псевдонауку», но в конце 50-х после осуждения режима Сталина наступил пора умеренного либерализма. Мне с коллегами удалось создать социологическую лабораторию в Ленинградском университете, в Москве в рамках Института философии Академии наук было создано социологическое подразделение под названием «Сектор изучения новых форм труда и быта».  Началось, можно сказать, социологическое движение.  Однако решительно все из пионеров социологии имели разное базовое образование и осваивали новую профессию как студенты заочники (distant students) по учебной литературе (преимущественно на английском), каковую с трудом удавалось достать, так что распространялся «самиздат» - машинописные переводы на папиросной бумаге. Исключительно важное значение имели контакты с социологами из Польши, где профессия социолога прочно утвердилась как академическая дисциплина, а «железный занавес» этому не препятствовал. В рамках сотрудничества с восточно-европейскими государствами проводились и совместные исследовательские проекты. Мне повезло тесно общаться с Яном Щепаньским, Зигмунт Бауман просвещал меня в области теории, а Стефан Новак долгими часами объяснял методологические тонкости полевых исследований Сейчас в должности декана факультета социологии Гуманитирного университета РАН я тесно сотрудничаю с социологическим факультетом Варшавского университета, декан которого Krzysztof Kosela наследовал кафедру своего профессора Новака.  Профессиональное сотрудничество старшего поколения транслируется молодым.

В 1958 г. власти дали согласие на создание Советской социологической ассоциации под жестким идеологическим контролем. В уставе ССА было записано, что теоретической основой марксисткой социологии является исторический материализм, в постановлении о создании ассоциации перед ее членам ставилась задача пропагандировать преимущества марксисткой социологии на международных конференциях. Так или иначе участие молодых социологов в конгрессах МСА позволило расширить профессиональные контакты, причем между многими советскими социологами установились дружеские отношения с коллегами из разных стран.

В сегодняшней России социология - нормальная университетская дисциплина, но, увы (к сожалению), социологи не испытывают чувства профессиональной солидарности. Сообщество социологов расколото на несколько автономных ассоциаций. Одним из проявлением постсоветской «культурной травмы» (П.Штомпка) является поляризация в оценке состояния социологии советского и постсоветского периодов.  Полемика в связи со статьей В.Вахштейна в Global Dialogue - наглядный тому пример 1 Сегодня, напротив, болезни общества - коррупция, межэтнические конфликты и проч.– стали лидирующей проблематикой исследований. Вместе с тем методологический уровень даже академических исследовательских проектов, как правило, уступает тщательности исследовательской технологии ведущих социологов советского периода. Одна из причин –слабый приток талантливых выпускников университетов на малооплачиваемую преподавательскую работу.  В массовом сознании профессию социолога отождествляется со спциализацией поллстера, причем многие (и не без оснований) ставят социологов в один ряд с журналистами, в среде которых попадаются и безответственные субъекты, способные «подкорректировать» данные или же намеренно формулировать вопросы с желательным ответом.  В сложившейся ситуации социолог призван обладать гражданской ответственностью не меньше, чем профессиональными знаниями и навыками. Я остаюсь оптимистом, общаясь со студентами. Немногие из них выбирают профессию как служение обществу. Но в недалеком будущем, когда новые поколения выйдут на арену истории, именно эти юноши и девушки определят достойный облик профессионалов нашего цеха.

1 V. Vakhshtayn, “On the Lamentable State of Post-Soviet Sociology.” (Global Dialogue 2.3 ); Zh. Toschenko and N. Romanovsky, “On the Real State of Sociology in Russia: Opposing Vakhshtayn’s Polemics” (Global Dialogue 2.5); V. Vakhshtayn, “We have it all. But do we have anything?” (Global Express 8.20.2012).

**

 

ЯДОВ В.А. Каким мне видится будущее социологии // Социологические исследования. 2012. №4

 

Статья выступает продолжением размышлений, представленных в докладе на симпозиуме "Давыдовские чтения" 13 - 14.10.2011 г. См.: [Ядов, 2011: 14 - 17].

 

ЯДОВ Владимир Александрович - доктор философских наук, профессор, руководитель Центра теории и историко-социологических исследований ИС РАН, декан факультета социологии Государственного академического Университета гуманитарных наук (E-mail: yadovhome@yandex.ru).

 

Аннотация. Рассматриваются особенности современного состояния теоретической социологии в глобальном мир-сообществе. Отмечается сдвиг интересов в сторону исследования социальных проблем особых сообществ и культур. В заключение - некоторые размышления о будущем отечественной социологии.

Ключевые слова: постклассическая социология * теории глобализации * теории рисков * полипарадигмальность * национальная консервативная социология * концепция трансформаций в посткоммунистических странах

 

О ситуации в современной мировой теоретической социологии. Необходимость понять и осмыслить социальные изменения остро ощущается социологами, и не только ими. Важнейшие особенности современного этапа социальных изменений - интенсивная глобализация, нарастание техногенных, природных и социогенных рисков, препятствуют исполнению макросоциологической теорией ее генеральной функции - установлению закономерности социальных процессов.

Величайшие достижения в социологической теории имели место в период осмысления переломного этапа в развитии европейской цивилизации - с переходом от Gemeinschaft к Gesellschaft. То было время создания классических парадигм, причем теорий цельных, стройных, внутренне непротиворечивых, "красивых". И наряду с этим классики социологии стремились "достраивать" свои концепции до уровня эмпирической проверки их положений (попробуйте применить данный критерий к системной теории Никласа Лумана!).

В постклассической социологии "железная клетка" социальных структур рухнула, и взамен явился тот субъект, который выходит из заточения и начинает "самовольничать". У Бурдьё этого субъекта жестко ограничивают традиционные правила в ближайшем жизненном пространстве. У сторонников деятельностного подхода, например, у Э. Гидденса, агента сдерживает его прошлый опыт в данных институциональных структурах, каковые немногие инноваторы осмеливаются переустраивать (заметим, что далеко не всегда к лучшему для общества). Наконец, автор книги "Текучая современность" видит будущее вовсе лишенным каких-либо структур [Бауман, 2008].

Оптимизм, унаследованный от мыслителей эпохи ренессанса при историческом сдвиге человеческой цивилизации к Globalschaft, сменился крайним пессимизмом теоретиков глобальных рисков. Нынче мы подошли к границе, за которой социологическое теоретизирование в масштабе, превышающем "здесь и сейчас", представляется и вовсе сомнительным. Хорошо известна позиция приверженцев постмодернистского проекта: нарратив - да, теоретизирование - нет. На всемирном социологическом конгрессе прошлого года социологический лексикон обогатился термином "турбулентный социум", а тема последней ежегодной конференции Европейской социологической ассоциации была обозначена так: "Социальные отношения в турбулентном обществе". Отсюда популярность исследований ситуации динамического хаоса, неустойчивости и многовариантности развития. Это относится и к теории рефлексивного модерна, и к теориям рисков.

В итоге мы приходим к заключению, что социология находится на очередном повороте. Вектор изменений в проблематике вполне определился. Главные его черты представляются следующими.

В гранд-теории надо ожидать дальнейших коррекций глобалистских концепций с более адекватной "привязкой" к особым континентам, культурам, обществам. Идея гло-локальности (Робертсон) общепринята. Я полагаю, что ее можно расширить до глобальное-локальное-анклавное1.

Следует ожидать новаций в методологии компаративных межстрановых исследований, каковая далеко не безупречна2. Будем надеяться, что в развитии риск-теоретизирования социология приблизится к состоянию большей зрелости, когда в сотрудничестве с другими дисциплинами научится рассчитывать баланс приобретений и потерь разного рода инноваций. Это было бы открытием "нобелевского уровня" ввиду его практической ценности для лиц, принимающих решения.

Определенно укрепится сдвиг проблематики эмпирических исследований в сторону изучения локальных общностей разного масштаба. Тематика международных журналов - тому свидетельство [Ядов, 2010а]3. В этом же направлении происходили дискуссии на последнем всемирном конгрессе социологов, где ведущие докладчики призывали покончить с "засилием Запада" и открыть широкую дорогу социологии стран Азии, Африки, Латинской Америки [Ядов, 2010а: 163 - 168]. Два простых объяснения. Первое -темпы социальных трансформаций нарастают, различные общности в странах Севера и Юга по-разному адаптируются к переменам. Второе - множественность модернизаций сегодня очевидна4.

Сдвиг в этом направлении предполагает дальнейшее расширенное применение качественной методологии регистрации данных и соответствующей концептуализации в логике исследования жизненных миров и повседневности.

Следует ожидать и значительное обогащение исследовательских технологий. Онлайновые опросы, рефлексивные мониторинги, видеосъемка карманным аппаратом случайного наблюдателя, выложенная в сети, - уже факт. Так называемые сопутствующие технологии (в регистрации и обработке данных) - одно из ранее отсутствовавших направлений.

Социология определенно вступила в качественно иную фазу развития.

Ситуация в отечественной социологии. Что же происходит сегодня в отечественной социологии, если иметь в виду теоретические ориентации различных авторов?

Отринув "единственно научную" общесоциологическую теорию - исторический материализм (так было записано в Уставе Советской социологической ассоциации), отечественные социологи в 1980-х гг. довольно дружно обратились к структурному функционализму Парсонса-Мертона, каковую концепцию пытались адаптировать и использовать еще до горбачевской перестройки. Правда, важнейшие категории "буржуазных" авторов заменяли их русскими эквивалентами, например, социальную мобильность - социальными перемещениями. Структурный функционализм прекрасно подходил к описанию стагнирующего общества эпохи Брежнева. Но в переломный период горбачевской перестройки попытки применить такого рода теоретизирование быстро обнаружили свою несостоятельность. Так, Т. И. Заславская, попытавшись рассматривать социальную структуру не в категориях двух классов и интеллигентской "прослойки", но в понятиях социальных страт, пришла к выводу, что среднего слоя у нас нет, есть "срединный". Позже она вообще отказалась от каких-либо теоретических предпосылок при анализе российских трансформаций и предложила рассматривать проблему "в открытом социальном пространстве", в котором выделила три координаты-вектора: векторы институциональных преобразований, социоструктурных изменений и вектор человеческого потенциала общества [Заславская, 2004].

К настоящему времени мы наблюдаем в отечественной социологии множество теоретико-методологических направлений. Автор этих строк доказывает преимущества полипарадигмального подхода [Ядов, 2003]. А. Ф. Филлипов и его коллеги трудятся в области "фундаментальной социологии", создав Центр под этим названием, и вот уже 10 лет публикуют ранее неизвестные или малоизвестные труды в области теории в журнале "Социологическое обозрение"5. Н. А. Шматко и Ю. Л. Качанов не без успеха рассматривают наши реалии с позиций теории Бурдьё [Шматко, 2001; 2005]. Е. Н. Данилова и ее сотрудники следуют активистскому направлению [Как люди.., 2010], и исследуют жизненные практики [Лаборатория..., 2008]. Процветают сторонники качественной методологии вплоть до визуальной и социальной антропологии6. Удостоилась внимания концепция фреймов7. Андрей Давыдов энергично пытается просветить нас в области системной социологии, опирающейся, в отличие от двух последних направлений, на гигантские объемы разнообразных статистик, как правило, общемировых8.

Заявили о себе "истинные патриоты", провозгласившие своим кредо "консервативную социологию", связанную с православием. Суть этого направления руководитель Центра консервативных исследований социологического ф-та МГУ проф. А. Дугин поясняет так: "Общий набор консервативных ценностей, в пользу которых склоняется общество, в целом очевиден - это ценности государства, суверенитета, державности, семьи, нравственности, стабильности, гармонии, традиции, исторической укорененности, сохранения и укрепления национальной, культурной и духовной идентичности. Часто к этому добавляют вновь открытые ценности религии"9. Декан социологического факультета МГУ проф. В. И. Добреньков статью, опубликованную в "Социологических исследованиях" по случаю его юбилея, назвал: "Ценностные ориентиры современной социологии". В ней он утверждает, что "решающую веху" в становлении социологической мысли установил граф С. С. Уваров. "Своей формулой, - пишет В. И. Добреньков, - он заглянул в сокровенные глубины общественной жизни России, в самые тайны ее бытия. Ориентация нашего народа на религиозную коллективистскую духовность (православие), сильную и авторитетную власть (самодержавие), социальную ответственность и патернализм (народность) является, на наш взгляд, не ситуационным идеологическим императивом первой половины XIX века, а гениально угаданным фундаментальным принципом российской общественной жизни, российского менталитета, российской цивилизации" [Добреньков, 2009: 110]. Пафос его высказываний сводится, по всему судя, к тому, что пришло время позаботиться об укреплении трех охранительных начал, вспомнив гениального С. С. Уварова, открывшего, что православие и самодержавие вырастают из традиции русской национальной истории и укоренены в народности.

Мне уже приходилось полемизировать с идеологами "национальной русской социологии" в том смысле, что если речь идет о национальной (гражданской) принадлежности автора теории (Питирима Сорокина, например), то да. Если же данная концепция обретает статус общесоциологической теории (иногда говорят - "гранд-теории"), то она должна быть применима к исследованию самых разных обществ и культур [Ядов, 2008: 16 - 23]. Такая теория редко оказывается целиком ошибочной и совершенно не адекватной современности, однако у авторов классических теорий обычно обнаруживаются частные ошибки. Как правило, гранд-теории сохраняют ценность многих своих положений и в приложении к нашему времени10. Я сильно сомневаюсь, что можно создать "гранд-теорию", опирающуюся на особенности русской культуры и русского менталитета. Ни немцами, ни китайцами она востребована не будет. Вместе с тем, казалось бы, чисто немецкий "экономический человек", описанный Вебером, завоевывает все более широкие пространства на территориях России, равно как и Китая. Общецивилизационные процессы в современном мир-сообществе все же оказывают свое воздействие, и рыночная конкуренция там, где она есть, научает сильнее заветов предков.

Заключение. Предвидеть будущее в мировой социологии более или менее можно, опираясь на нынешнее ее состояние. Ближайшее будущее отечественной социологии предсказать труднее, коль скоро здесь включаются и "административные ресурсы"11. И все же думается, что внутринаучные процессы возобладают. Есть яркие свидетельства социологического осмысления российских трансформаций [Заславская Т. Н., Ядов В. А., 2009], исследования региональных социумов [Регионы, 2010]. Не менее важны этносоциальные исследования различных сообществ, от профессиональных, поколенческих, территориальных до отброшенных в аутсайд и стигматизированных. Можно сказать, что имеются "рабочие заготовки" к выдвижению трансформационной концепции применительно к России. Почему Петр Штомпка смог предложить теорию культурной травмы [Sztompka, 2000], опираясь на реалии "посткоммунистической" Польши и так, что его концепция воспринимается нами как общеприменимая ко всем без исключения странам бывшего социалистического лагеря? Потому, что эта концепция позволяет осмыслить травмирующие последствия радикальной смены общественного устройства (przelomy ustrojowe), выражающиеся в тех стремительных, шокирующих изменениях, которые "затрагивают базовые для общностей ценности, правила и убеждения" [Sztompka, 2003: 69].

Почему невозможна некая общая теория, анализирующая закономерности развития России, Китая и других стран "азиатского способа производства", как это определил К. Маркс, но в глобальном контексте XXI, а не XIX века?

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008.

Визуальная социология: новые взгляды на социальную реальность. Сб. науч. ст. / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. Круткина. Саратов: Научная книга, 2007.

Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта / Под ред. Г. С. Батыгина, Л. А. Козловой. Вступительная статья Г. С. Батыгина. М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2004.

Добреньков В. И. Ценностные ориентиры современной социологии // Социол. исслед. 2009. N8.

Заславская Т. Н. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М.: Дело, 2004.

Заславская Т. Н., Ядов В. А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений / Социологический журнал. 2009. N 1.

Как люди делают себя / Под ред. В. А. Ядова, Е. Н. Даниловой, К. Клеман. М.: Логос, 2010.

Лаборатория социолога: из опыта полевых исследований. Учеб. пособие / Под ред. В. А. Ядова. М.: Таус, 2008.

Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона I Пер. с англ. В. В. Сапова под ред. М. М. Лебедевой. М.: Аспект Пресс, 2004.

Покровский Н. Е. Глобализационная трансформация российского Севера: перспективы очаговой экономики и социальной структуры // Современный Российский Север: от клеточной глобализации к очаговой социальной структуре. М.: Сообщество профессиональных социологов, 2005.

Покровский Н. Е. Перспективы российского Севера: сельские сообщества // Мир России. 2008. N4.

Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте / Составление и общая редакция Н. И. Лапина, Л. А. Беляевой. М.: ACADEMIA, 2009.

Семенова В. В., Мещеркина Е. Ю. Биографический метод: история, методология, практика. М.: ИС РАН, 1994.

Семенова В. В., Фотеева Е. В. Судьбы людей: Россия. XX век. Биографии семей как объект социологического исследования. М.: ИС РАН, 1996.

Шматко Н. А. Плюрализация социального порядка и социальная топология // Социол. исслед. 2001. N9.

Шматко Н. А. "Топосы" российской экономической реформы: от ортодоксального марксизма к радикальному либерализму // Социология под вопросом. М.: Праксис; Институт экспериментальной социологии, 2005.

Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социол. исслед. 2001. N 1. С. 6 - 17: Он же.

Культурная травма в посткоммунистическом обществе (статья вторая) // Социол. исслед. 2001. N2. С. 3 - 12.

Ядов В. А. Возможность совмещения теоретических подходов // Социологический журнал. 2003. N3.

Ядов В. А. 2010а. Всемирный социологический конгресс в Гетеборге - событие, требующее осмысления и действий сообщества социологов // Социологический журнал. 2010. N 3.

Ядов В. А. Каким видится будущее социологии // Давыдовские чтения: исторические горизонты теоретической социологии. Сборник научных докладов симпозиума 13 - 14 октября 2011 г. М.: Институт социологии РАН, 2011.

Ядов В. А. Нужна ли сегодня национальная русская социология? // Россия реформирующаяся.

Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. Вып. 7. М.: Институт социологии РАН, 2008. Ядов В. А. 2010b. К вопросу о национальных особенностях модернизации российского общества // Мир России. 2010. N3.

Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Социальная антропология. Учебное пособие. М.: УМО вузов России по социальной работе, 2004.

Sztompka P. Trauma kulturowa. Druga strona zmiany spolecznej // Los i wybor. Dziedzictwo i perspektywy spoteczertstwa polskiego // pod red. A. Kojdera. Rzeszow, 2003.

 

1 В России наряду со столичными мегаполисами сосуществуют анклавы заброшенных сельских поселений, одни регионы живут за счет других, называемых донорами. Это не анклавы, но регионы, находящиеся на иждивении более благополучных.

2 На это обращают внимание многие ученые, которые находят недостаточной обоснованность индикаторов в транснациональных обследованиях по проектам World value survey и European value survey (подробнее об этом см. [Ядов, 2010b: 46 - 56]).

3 Наиболее авторитетный из таких журналов - Annual Review of Sociology, в котором за последние лет пять статьи о проблемах особых общностей в отдельных странах занимают как минимум 2/3 площади выпуска.

4 См., например, сборник [Многоликая глобализация..., 2004].

5 См. на портале ГУ-ВШЭ http://www.cfs.hse.ru/. Вместе с тем, как справедливо замечает Н. Е. Покровский, лидеры "фундаментальной социологии" "принялись конструировать причудливые замки абстрактной мысли, превращая свою науку в некую сугубо виртуальную сферу.... Так возникает социология без общества, без людей и без дыхания современной истории" ( http://www.polit.ru/article/2010/02/24/pokrovsky/ ).

6 См., например [Семенова, Мещеркина, 1994]; [Семенова, Фотеева, 1996], сборник материалов возглавляемого П. В. Романовым и Е. Р. Ярской-Смирновой Центра социальной политики и гендерных исследований [Ярская-Смирнова, Романов, 2004]; [Визуальная..., 2007], а также изучение Н. Е. Покровским локальных сообществ (на примере сельских поселений Костромской области) [Покровский, 2005; 2008].

7 "Журнал социологии и социальной антропологии" значительную часть 2-го номера за 2011 г. посвятил обсуждению концепции фреймов И. Гофмана. См. также: [Гофман, 2004].

8 См. регулярные публикации на сайте http://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=38  

9 Из доклада А. Дугина на пленарном заседании V Всероссийской научной конференции "Сорокинские чтения" 1 декабря 2009 года ( http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=1018 )

стр. 5

10 Так случилось с фундаментально ошибочным марксовым предсказанием мировой пролетарской революции, но теория отчуждения личности и отчуждения труда Маркса вошла в классику и философии, и политической экономии, и социологии. Эмиль Дюркгейм, полагавший, что суть социологии - анализ социальных институтов, ошибался в утверждении о солидарности в качестве "естественного состояния общества". И уж вовсе неожиданной явилась критика Р. Будоном одной из важнейших работ Макса Вебера о протестантизме как "духе капитализма". Р. Будон утверждает, что большинство протестантов в тогдашней Германии были беженцами из стран, где протестантов жестоко преследовали. Так что протестантская этика входила у них в резонанс с предприимчивостью эмигрантов.

11 Имеются в виду попытки ряда коллег установить своего рода административный контроль над российским социологическим сообществом. См., например, письмо Натальи Деминой "Детективная история вокруг двух соц. конгрессов. Глава 4. Livejournal. http://nataly-demina.livejournal.com/1349638.html