Литература для детей как поле «взрослых» конфликтов
1-4 июня 2014 г.
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИНСТИТУТА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПУШКИНСКИЙ ДОМ), ILLINOIS WESLEYAN UNIVERSITY, УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ проводят конференцию:
«Детская литература как территория конфликта: тексты, персоны, институции»
Детскую литературу можно рассматривать как поле реализации разного рода конфликтов. Конфликтное напряжение возникает на институциональном, персональном и текстовом уровнях. Очевидно, что «территория конфликта» в детской литературе во многом повторяет рельеф и тектонику взрослой литературы, тем не менее, хотелось бы выделить и описать особенности «конфликтного поля» детской литературы. В чем его специфика, константы и переменные?
С одной стороны, речь идет о конфликтах участников литературного процесса, столкновении интересов ведомств, заведовавших детской литературой, борьбе отдельных детских писателей за власть и ресурсы, институциональных формах эскалации и разрешения напряжения по линии «власть-писатель-читатель», проблемах государственной и внутренней цензуры, канонизации одних авторов и деканонизации других, механизмах и формах консервации/изменения литературного пантеона, формах межпоколенческих противоречий в среде писателей.
С другой стороны, это противостояние традиционного и новаторского в конкретных стилях и жанрах национальной детской литературы, смена литературных направлений, изменения жанровых канонов, константы поэтики и модификация отдельных приемов, изображение социальных, политических, этических, национальных, гендерных конфликтов в текстах детской литературы: ожидания/реальность, свои/чужие, вражда/примирение, герои/антигерои, история/настоящее и т.п.
В качестве приоритетных на конференции предполагается рассмотреть следующие направления:
- цензура детской литературы;
критика детской литературы (профессиональная и любительская);
«золотая полка» детской литературы;
траектории писательских судеб и литературных карьер;
сообщества детских писателей (профессиональные, региональные, неформальные);
история писательских поколений в детской литературе;
канон и канонизация в детской литературе: имена и тексты;
проблема прогресса в детской литературе;
«традиция» и «новаторство» в детской литературе: специфика терминологического употребления;
диалог модернизма и реализма в детской литературе;
содержание и типы конфликтов в произведениях для детей.
Рабочие языки конференции: русский, английский.
По итогам конференции планируется публикация материалов.
Тезисы необходимо отправить до 1 ноября 2013 года, включая описание материала и постановку научной проблемы доклада (не более 300 слов), а также информацию об авторе тезисов (ФИО, степень, место работы/учебы, должность, электронный адрес и мобильный телефон) на адрес < detlit2014@gmail.com >
Отбор участников конференции будет происходить на конкурсной основе. О решении оргкомитета авторы заявок будут извещены не позднее 15 ноября.
Оргкомитет: Валентин Головин, Марина Балина, Светлана Маслинская, Мария Литовская, Лариса Рудова, Инна Сергиенко, Валерий Вьюгин.