01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

«Бодался теленок с дубом»? Адвокат Беляков и Конституционный суд

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Тексты других авторов, впервые опубликованные А.Н.Алексеевым / «Бодался теленок с дубом»? Адвокат Беляков и Конституционный суд

«Бодался теленок с дубом»? Адвокат Беляков и Конституционный суд

Автор: В. Беляков — Дата создания: 22.10.2013 — Последние изменение: 22.10.2013
Участники: А. Алексеев
«25.10.2013 в 17.45 (Казанская ул, 7, зал 11) состоится встреча с членом Конституционного суда В.Г. Ярославцевым. В распространенном адвокатской палатой приглашении есть просьба предварительно присылать вопросы по электронной почте, что я и сделал». (В. Беляков).

 

См, ранее на Когита.ру:

Следственный комитет РФ – незаконная структура? Жалоба в КС РФ

 

Члену Конституционного суда РФ В.Г. Ярославцеву

Уважаемый Владимир Григорьевич!

У меня следующий вопрос.

В обращении по поводу встречи с Вами сказано, что Вы - человек, готовый отстаивать своё мнение, сколь неудобным оно бы ни было. Обычно в таких случаях подразумевают обоснованное мнение, не удобное начальству. 

Я послал в Конституционный суд РФ жалобу на противоречие Конституции  существования Следственного комитета РФ с января 2011 (См. файл «ОбращВКонстСуд»).

В вынесенном определении Конституционный суд признал отсутствие полномочий по уголовному судопроизводству у президента (файл «ОпрКС»; см. Приложение 1), т.е. фактически признал неконституционность существования СК РФ сегодня, но такого вывода не сделал.

Не является ли указанное определение доказательством того, что Конституционный суд РФ в целом таковым не является?

Подробнее мои возражения в файле «ВозраженияОпр» (См. Приложение 2)..

Владимир Геннадьевич Беляков, адвокат

**

 

Приложение 1

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ  КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Белякова Владимира Геннадьевича на нарушение его конституционных прав частями 1 и 3 статьи 1 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации»

город Санкт-Петербург 28 мая 2013 года

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя  В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина В.Г.Белякова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Г.Беляков оспаривает конституционность следующих положений статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ  «О Следственном комитете Российской Федерации»:

части 1, согласно которой Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства; части 3, согласно которой Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете Российской Федерации и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.

Как следует из представленных материалов, заявитель обратился в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с жалобой в порядке статьи 125 УПК Российской Федерации на бездействие должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации, в результате которого, как он полагал, были нарушены его права. Постановлением судьи Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 сентября 2012 года требования

В.Г. Белякова были удовлетворены частично. Судебная коллегия по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда определением от 1 ноября 2012 года по кассационному представлению прокурора отменила постановление районного суда в части удовлетворения требований заявителя и прекратила производство по данным требованиям, при этом кассационная жалоба заявителя на данное постановление была оставлена без удовлетворения.

По мнению заявителя, в результате того, что оспариваемыми законоположениями Следственный комитет Российской Федерации был выведен из структуры органов прокуратуры Российской Федерации, которая, как полагает заявитель, осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации судебную власть (здесь и далее выделено курсивом мною. – В. Б.) деятельностью Следственного комитета Российской Федерации возложено на Президента Российской Федерации, он был лишен гарантированного ему Конституцией Российской Федерацией права на судебную защиту. Кроме того, заявитель полагает, что наделение Президента Российской Федерации полномочиями по руководству деятельностью Следственного комитета Российской Федерации нарушает принцип разделения властей. В связи с этим заявитель просит признать оспариваемые законоположения не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 15, 46, 83, 118 и 129. (в заявлении: ст.ст. 10, 83, 118, 129, Глава 7 Конституции РФ, упоминаются также ст.15 и 46. – В. Б.).

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.Г. Беляковым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению. Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства, гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 2; статья 46, часть 1).

При этом, конкретизируя гарантии права на судебную защиту, Конституция Российской Федерации устанавливает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, в том числе посредством уголовного судопроизводства (статья 118, части 1 и 2).

Что касается досудебной стадии производства по уголовным делам, то федеральный законодатель, действуя в рамках предоставленных ему Конституцией Российской Федерации, ее статьями 71 (пункты «г», «о»), 76 (часть 1) и 129 (часть 5), полномочий, определил ряд органов, осуществляющих предварительное расследование по уголовным делам, в частности Следственный комитет Российской Федерации, а также возложил

функции по надзору за данными органами на прокуратуру Российской Федерации (статьи 37 и 151 УПК Российской Федерации, часть 1 статьи 1 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», абзац четвертый пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации).

Само по себе данное регулирование не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права граждан, в том числе право на судебную защиту.

Доводы заявителя о том, что возложение частью 3 статьи 1 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» на Президента Российской Федерации руководства Следственным комитетом Российской Федерации означает, что Президент Российской Федерации осуществляет досудебное и судебное производство по уголовным делам, также не могут быть признаны обоснованными, поскольку какими-либо

полномочиями в сфере уголовного процесса Президент Российской  Федерации не наделен. Следовательно, часть 3 статьи 1 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Фактически заявитель, оспаривая части 1 и 3 статьи 1 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», выражает несогласие с принятыми в отношении него правоприменительными решениями. Проверка же законности и обоснованности решений и действий (бездействия) правоприменительных органов, в том числе судов, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и

статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде

Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Белякова Владимира Геннадьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

**

 

Приложение 2

 

ВОЗРАЖЕНИЯ В.Г. БЕЛЯКОВА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ОТ 28.05Ю2013

Не могу согласиться с данным определением Конституционного Суда РФ (КС РФ) по следующим основным причинам.

1.В своей жалобе я указываю, что части 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от  28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» противоречат главе 7 Конституции РФ.

В своем определении  КС РФ обходит молчанием этот момент, хотя студентов в юридических ВУЗах учат тому, что все статьи законов, входящих в определенную главу, описывают только один объект.

В главе 7 Конституции РФ описан только один объект – судебная власть, в которую до января 2011 и входил Следственный Комитет РФ (СК РФ), находясь в структуре прокуратуры.

Такой объект, как президент РФ, описан в главе 4.

2. В своем определении КС РФ ссылается на некую досудебную стадию производства по уголовным делам. В Конституции РФ не идет речи о досудебной стадии производства по уголовным делам, там говорится лишь о том, что «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ч.2 ст. 118). Т.е., всё, что осуществляется по уголовному судопроизводству, входит в состав судебной власти. Лишнее тому доказательство - уголовно-процессуальный кодекс – единый закон для всех подразделений, входящих в структуру  судебной власти.

Искусственное разрывание судебной власти на отдельные кусочки, предлагаемое в определении КС РФ, никак не ответствует принципу разделения властей, никак не соответствует объектам государственной власти, прописанным в Конституции РФ и не дает ответа на вопрос, а почему Следственный комитет РФ приписали президенту, а не Федеральному собранию РФ или Правительству РФ.

3.В определении КС РФ  признал: какими-либо полномочиями в сфере уголовного процесса Президент Российской Федерации не наделен. Правда, не «в сфере  уголовного процесса» - таких слов в описании ни одного  объекта власти в Конституции нет. Есть лишь слова – уголовное судопроизводство, и они относятся лишь к одному объекту власти – к власти судебной.    

Также не наделены  полномочиями по уголовному судопроизводству ни Федеральное собрание РФ, ни Правительство РФ. КС РФ почему-то не разъясняет,  почему часть судебной власти приписывают к какому-то объекту власти, не наделенному соответствующими полномочиями.

Не могу согласиться с данным определением Конституционного Суда РФ (КС РФ) по следующим основным причинам.

1.В своей жалобе я указываю, что части 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от  28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» противоречат главе 7 Конституции РФ.

В своем определении  КС РФ обходит молчанием этот момент, хотя студентов в юридических ВУЗах учат тому, что все статьи законов, входящих в определенную главу, описывают только один объект.

В главе 7 Конституции РФ описан только один объект – судебная власть, в которую до января 2011 и входил Следственный Комитет РФ (СК РФ), находясь в структуре прокуратуры.

Такой объект, как президент РФ, описан в главе 4.

2.В своем определении КС РФ ссылается на некую досудебную стадию производства по уголовным делам. В Конституции РФ не идет речи о досудебной стадии производства по уголовным делам, там говорится лишь о том, что «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ч.2 ст.118). Т.е., всё, что осуществляется по уголовному судопроизводству, входит в состав судебной власти. Лишнее тому доказательство - уголовно-процессуальный кодекс – единый закон для всех подразделений, входящих в структуру  судебной власти.

Искусственное разрывание судебной власти на отдельные кусочки, предлагаемое в определении КС РФ, никак не ответствует принципу разделения властей, никак не соответствует объектам государственной власти, прописанным в Конституции РФ и не дает ответа на вопрос, а почему Следственный комитет РФ приписали президенту, а не Федеральному собранию РФ или Правительству РФ.

3.В определении КС РФ  признал: какими-либо полномочиями в сфере уголовного процесса Президент Российской Федерации не наделен. Правда, не «в сфере  уголовного процесса» - таких слов в описании ни одного  объекта власти в Конституции нет. Есть лишь слова – уголовное судопроизводство, и они относятся лишь к одному объекту власти – к власти судебной.    

Также не наделены  полномочиями по уголовному судопроизводству ни Федеральное собрание РФ, ни Правительство РФ. КС РФ почему-то не разъясняет,  почему часть судебной власти приписывают к какому-то объекту власти, не наделенному соответствующими полномочиями.

В.Г. Беляков, адвокат

Октябрь 2013