«Сказка ложь, да в ней намек…» (про «орлов-меценатов», «тренеров», «Чумазовых» и пр.)
Рассказ Варлена Викторовича Колбановского, одного из старейших российских социологов, кандидата философских наук, ведущего научного сотрудника Института социологии РАН, и приводимые им выдержки из либретто двух водевилей-памфлетов 70-х гг. очень рифмуются с современной «академической реформой». А. Алексеев
См. ранее на Когита.ру:
Физики шутят. играют, иронизируют
В. Колбановский
АКАДЕМИЯ ДЕ СИЯНС ИЛИ ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ (ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ЭССЕ)
«Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти».
Козьма Прутков («Торжество добродетели».)
Содержание:
Введение.
4.1. Орел – меценат (по М. Е. Салтыкову-Щедрину).
4.2. Краткий мартиролог Академии Наук в советский период.
4.3. «Тренер» (водевиль-памфлет).
4.4. «Дворянское нутро или отцы и дети» (историко-либеральная драма).
Заключение.
(Эссе датировано июлем-августом 2013 года. – А. А.)
Введение
В конце июня – начале июля сего, 2013 года, был внесен и принят во втором чтении в Государственной Думе прожект о «дальнейшем совершенствовании» сиречь реорганизации Российской Академии Наук. Бурная полемика и брожение умов вокруг этого события заставляют вспомнить, что это – «не первая зима на волка», и что «все это было во «времена, бывшие до нас».
Императорская Академия Наук подвергалась гонениям и «перетряхиваниям» в определенные исторические периоды «эпохами реакции» именуемыми. Так бывало преимущественно тогда, когда «просвещенный» монарх отворачивал от науки свой светлый лик и начинал подозревать в ней источник вольнодумства и революций – и при матушке – государыне Екатерине (опала президента АН Екатерины Дашковой), и в эпоху впавшего в мистицизм Александра I (когда в «Академии Наук заседает князь Дундук»), и в царствование Александра III, когда министром просвещения становится «твердолобый» реакционер граф Дмитрий Толстой («Твердоонто» по Салтыкову-Щедрину). Именно со Щедрина я и начну свое литературно-поэтическое эссе.
***
1. Орел-Меценат
«В одной из своих сказок-рассказов Салтыков-Щедрин…» Стоп! Кто таков Салтыков-Щедрин? Это писатель, неоднократно замеченный в порочащих связях с большевиками: они его слишком часто цитировали, а Нàбольший из них изрек: «Нам Гоголи и Щедрины нужны». Гоголь (ввиду его приверженности религии) остается вне подозрения, а Щедрин ныне именуется «второстепенным классиком русской литературы XIX в.», и о нем стараются как можно меньше упоминать в литературоведении и публицистике. Попросту – не было такового. Слишком язвителен. Слишком сыпал соль на излюбленные национальные раны и охаивал историю российскую во образе города Глупова. Сказка «Орел-Меценат» была написана Щедриным в 1882 г., (начало царствования Александра III и очередной эпохи реакции), была категорически отвергнута цензурой, впервые напечатана за рубежом в 1886 г., а в России опубликована только в период первой революции – в 1906 г. Вот эта сказка в кратком изложении и с выделением особо впечатляющих мест.
***
… Орлы разбойничают, а в свободное от разбоя время дремлют. Выискался орел, которому надоело жить в отчуждении, завел он себе дворню (сокола, сову, ястреба и коршуна) да крепостных душ из ворон. Во всех дворнях полагаются науки и искусства. «Что ж, я не прочь от наук!» циркнул орел. Для сов, филинов и сычей устроили Академию де сиянс (Academies des sciences – академию наук). …Академия де сиянс принялась издавать словарь и одолела половину буквы А… Но тут на свою беду сокол и сова взялись обучать грамоте самого орла, да так допекли его, что он их растерзал, а коршун и ястреб взялись изничтожать крамолу и заговоры. Наступил конец «золотому веку». Последовал погром академии де сиянс.
Однако же, сычи и филины защищались твердо: жалко им было с теплыми казенными квартирами расставаться. Говорили, что не того ради сиянсами заниматься, дабы их распространять, а для того, чтобы от лихого глаза их оберегать. Но коршун сразу увертки их опровергнул, спросив: да сиянсы-то зачем. И они на этот вопрос не ответили (не ждали). Тогда их поштучно распродали огородникам, а последние, набив из них чучелов, поставили огороды сторожить… Просвещение прекратило течение свое…
Растеряв дворню и крепостное стадо ворон, орел возгласил:
- «Сие да послужит орлам уроком!»
Но что означало в данном случае «урок», то ли, что просвещение для орлов вредно, или то, что орлы для просвещения вредны, или и то и другое вместе – об этом он умолчал… (Щедрин М. Полное собрание сочинений. Т. XVI. С. 102-109. М., 1937).
2. Краткий мартиролог Академии Наук в советский период
(Мартиролог - Мартиролог – перечень пережитых кем-либо страданий, преследований (Словарь иностранных слов).
… Прошло 130 лет, как были написаны эти строки, но великое искусство в том и заключается, что говоря о настоящем, оно прогнозирует и пророчит далекое будущее…
Погром Академии Наук усилился «в разы» в послереволюционную эпоху:
1) В начале 20-х гг. Академия постепенно перешла от противостояния к попыткам наладить сотрудничество с советской властью. В свою очередь В. И. Ленин предупреждал А. В. Луначарского оберегать Академию от «коммунистов-фанатиков» и подчеркивал «Академия Наук – организация с которой не следует шутить». Все радикально изменилось к году «Великого перелома» и утверждения сталинского всевластия. Партократии тоже была нужна наука, но всецело зависимая от нее, подчиняющаяся ей и управляемая ею. Одним из главных очагов непокорства и свободомыслия была Академия Наук, и его надо было «перемолоть», пропустив через партийно-чекистские жернова. «Бить по голове» - т.е. по научной и творческой интеллигенции – излюбленный прием и универсальная метода тоталитаризма. В начале 30-х гг. проходят процессы «Промпартии», «Шахтинское дело», «Крестьянского союза». Это были удары, по инженерной и аграрной интеллигенции. Но «корень зла» уходил в научную интеллигенцию, и для подавления ее было состряпано в 29-е - 30-е гг. «Академическое дело». Оно (как и все остальные) было сфабриковано «сценаристами» из охранки – лубянской в Москве и на Литейном в Ленинграде. На основании того, что в библиотеке Академии и Пушкинском Доме хранились подлинник отречения Николая II от престола, архив жандармерии, архив партии кадетов, был сфабрикован мифический «Всенародный союз борьбы за освобождение России» (явный «клон» «Союза меча и орала»). Были арестованы видный историк акад. С. Ф. Платонов, акад. Е. В. Тарле, их ученики, члены их семей. В феврале 1931 г. чрезвычайное общее собрание Академии единогласно исключила из своего состава четырех академиков-историков, облыжно обвиненных в контрреволюционной деятельности.
В начале 30-х гг. Академия Наук была сломлена. Остатки ее былой «автономии» - растоптаны и отброшены прочь. Ее начали конструировать по образу и подобию любого советского учреждения, подавленного «железной пятой» партийно-правительственного бюрократического абсолютизма. (Все эти факты изложены в цикле «Великий перемол» под руководством акад. Жореса Алферова 22-26 июля 2013 г., программа «Россия-Культура»).
2) В 1934 г. Академия Наук была переведена из Ленинграда в Москву – ближе к недреманному оку Кремля и Лубянки.
3) В 1939 г. по решению ЦК ВКП(б) в состав Академии, как конь Калигулы в сенат, вводятся мастера политического и идеологического сыска – обер-прокурор Вышинский, партфилософы Александров, Митин, Юдин, дремучий мракобес Лысенко. В 30-е гг. подверглись гонениям и физическому уничтожению великие генетики Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, пребывали «во узилище» и чудом избежали гибели академики Л. Д. Ландау, В. А. Фок, А. И. Берг, С. П. Королев, А. Н. Туполев и многие другие.
4) В сталинский период систематически проводились чистки-погромы Академии от «инакомыслящих» и «инородцев» (государственный антисемитизм). Особенно махрово они процвели в конце 40-х начале 50-х гг. – борьба с «безродным космополитизмом» и «беспачпортными бродягами в человечестве» велась на всех «фронтах». Сталиным были инициированы «погромы» в биологии (1949 г.), физиологии (1950 г.), гуманитарных науках. Им же была отменена «дискуссия» об идеализме в физике (1949 г.) – сработал прагматичный подход: атомная бомба была важнее.
Особенно зловещим был конец сталинщины (50 – начало 53 гг. – дело «врачей-убийц»). Лауреат Нобелевской премии Алексей Абрикосов рассказывал нам, своим друзьям, о том, что его отец – ученый с мировым именем патологоанатом акад. А. И. Абрикосов – будучи вице-президентом Академии Медицинских Наук и одновременно, директором крупного института, получил от директивных органов «разнарядку» - о поголовном изгнании евреев – научных работников и врачей из подведомственных ему учреждений. Когда глубоко порядочный русский ученый наотрез отказался делать эту подлость, под подозрение попадает и он сам. В начале 50-х гг. он был фактически отстранен от работы в науке. Еще более длительная «опала» была применена к великому физику акад. П. Л. Капице; с 1946 по 1955 гг. он работает только в «хате-лаборатории» на своей даче на Николиной горе.
5) Период «оттепели» принес некоторое облегчение, но не следует забывать, что а) в этот период продолжалось засилье лысенковщины, б) сам Никита Хрущев (в конце своего царствования) носился с прожектом: распустить и расточить Академию Наук, чтобы духу ее еретического не было, а институты ее раскидать по министерствам и ведомствам на «съедение» бюрократии.
6) В брежневский период «застоя» завинчивание гаек происходило с другой стороны: от фундаментальной науки требовалась немедленная экономическая «отдача». Идеологические «погромы» в этот период начались на переломе 60-70 гг. Реакционные силы партократии восстановить культ Сталина уже не могли, но оказенить и омертвить науку они еще были способны. Одним из первых кого «позвали во дворец и притянули к Иисусу» был ИКСИ АН СССР, затем несколько «крамольных» гуманитарных институтов Москвы и Ленинграда, затем погром перекинулся с «лириков» на «физиков» Обнинска и Новосибирска.
Я предполагаю, что в «окаменевшем дерьме» архивов Политбюро, Секретариата и идеологических отделов ЦК КПСС и доселе лежат зубодробительные постановления о выжигании каленым железом ереси инакомыслия в институтах Академии Наук и об «укреплении кадров» - так на партийном жаргоне именовались инквизиторские «чистки» и погромы.
74 года в стране господствовала идеократия, которая пыталась ломать российскую науку «через колено». Лучший, подлинно героический ответ на это средневековое мракобесие был дан погибшим от голода в «психушке» Николаем Ивановичем Вавиловым: «Пойдем на Костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся!» (См. Шноль С.Э. Герои, злодеи, конформисты отечественной науки. М.:URSS, 2009. С. 181).
3. «Тренер»
Не моему перу соперничать с великой сатирой М. Е. Салтыкова-Щедрина. Тем не менее я рискну представить на суд любознательного читателя два поэтических «опуса», созданные после разгрома ИКСИ в 1972-1974 гг. Родились они в кругу Подмосковной Приакадемической Филармонии (ППФ) – сообщества московских ученых, которое существует вот уже свыше полувека, создало 30 спектаклей более всего на тему об отношениях Науки Просвещенной и Власти Предержащей. (См. Поповских Б.В., Колбановский В.В. Подмосковная Приакадемическая Филармония. ООО Изд-во «МБА», 2012).
Эти спектакли по жанру можно определить как «водевили-памфлеты». Наибольшее влияние на них оказала драматургия Козьмы Пруткова («Черепослов сиречь Френолог» - о лженауках, «Торжество добродетели» - о - жандармском искоренении вольнодумства). По стилю наши спектакли это «мюзиклы» с широким использованием классического, отечественного и фольклорного «мелоса». Излюбленный прием – это тематические «зонги» в духе Бертольда Брехта.
Я приведу выдержки только из двух «опусов» «Спорт, спорт, спорт» (1972-1973 гг.) и «Дворянское нутро или отцы и дети» (1973-1974 гг.).
В 1970-1972 гг., как уже говорилось, проводились последовательные погромы, судилища и «чистки» в гуманитарных, а затем и естествоиспытательских институтах АН СССР. На партийном «воляпюке» это именовалось: «оздоровление и укрепление кадров». Нас это навело на мысль о спектакле, где в Академию, погрязшую в склоках между супер-президентом и полу-президентами, сверху присылается Тренер, дабы возродить бодрый дух (на партийном воляпюке «боевитость»).
Приведу несколько Зонгов (которые являются ключевыми для спектакля.
Зонг об оздоровлении
Тренер: (обращается к академикам с арией «Тореадора»)
В спорт-команду вас принимаю
Тренер для вас – товарищ, друг и брат,
Вас, академики, я уважаю
Вас тренировать безмерно рад
(безмерно рад)
В здоровом теле будет дух здоровый
И вот тогда увидит белый свет:
Чтит академик первоосновы
Нездоровых отклонений нет,
как нет!
Тренер – для вас я как родной отец,
И образец, и образец!
Меньше в науке будет кислых морд,
Я здесь возглавляю спорт!
(повтор 2 р.)
Хор (радостно подхватывает):
Тренер - для нас он как родной отец,
И образец, и образец!
Меньше в науке будет кислых морд,
Он здесь возглавит спорт!
(повтор 2 р.)
Зонг о спорт-мастерах
(«Хор охотников из «Вильгельма Телля» Россини»)
О спорте – не спорьте
В железной когорте
Стоят в Академии
Спорт-мастера:
Есть мастер – интриги,
Есть мастер – барыга
И мастер кричать
«Упокой!» и «Ура!»
Припев: Тралала, тралала и т.д.
Есть мастер сразбегу
состряпать «телегу»
Есть мастер по следу
Крамолы идти.
Здесь есть чародеи:
Присвоить идею,
Как лошадь из стойла
Ее увести!
Припев: Тралала, тралала и т.д.
И каждый спорт-мастер
По умственной части
Алкает у власти
Блага бытия
И (скажем потише)
Он метит повыше
И злобою пышет
На други своя.
Припев: Тралала, тралала и т.д.
В конце спектакля до предела обостряется внутривидовая борьба между полупрезидентами, каждый из которых рвется стать суперпрезидентом. В роли deos ex machine выступает Тренер.
Зонг о наведении порядка железной рукой
(мотив: Песня «Ой вы кони, вы кони стальные, Боевые друзья трактора!»)
Тренер: Вы, маститые и молодые
Мне бы ясность внести здесь пора
Я в Начальники вышел большие
Веселее кричите «Ура!»
Хор: Он в Начальник вышел большие,
Веселее кричите «Ура!»
Тренер: Я железной рукой
Здесь порядок другой
Наведу с беззаветным геройством,
Кончу вашу игру,
Кадры я подберу
По заранее заданным свойствам!
Коль научные взять учрежденья,
Здесь броженье опасно весьма,
Нам не важно – он бездарь иль гений,
Важно нам направленье ума!
Хор: Нам не важно - он бездарь иль гений,
Важно нам направленье ума!
Тренер: Я железной рукой
Здесь порядок другой
Наведу с беззаветным геройством,
Кончу вашу игру,
Кадры я подберу
По заранее заданным свойствам.
(Проза:) Компетентные органы решили дать вам меня в руководство.
Отныне я ваш полупрезидент!
Все: Как полупрезидент?!
(Немая сцена)
Финал.
(Хор исполняет его на мотив бодряческой «ура-патриотической» песни зонг: «Сердца молодеют, их ласково греют улыбки любимых вождей» и т.д.)
Сердца молодеют,
Их ласково греют
Улыбки любимых вождей:
Мы чтим президентов
И всех претендентов-
Они всех отцов нам родней!
Живем мы весело,
Для равновесия
Мы сочетаем спорт
С гимнастикой ума,
До неприличности
Мы любим личности:
Мы с детства здесь
Натренированы весьма!
Президиум ведет
Родную Академию вперед,
Ему хвалу поет
Весь наш академический народ:
Для Значительных Лиц запляшет
Все семейство ученых наших,
Им Гимны запоет
Весь наш академический народ!
народ!
народ!
(Конец)
4 «К нам едет Ревизор»
Из сказанного ранее вытекает:
а) самоё Академию изнутри разлагало ее все более усиливающееся зависимое, («крепостное») положение от Власти,
б) Но поскольку в Академии еще сохранялись последние остатки былых вольностей и «автономий», Власть готова была перейти от давления к упразднению всех «де сиянсов».
Подмосковная Приакадемическая Филармония отразила эту «двойственность» в своем спектакле 1973-1974 гг. «Дворянское нутро, или Отцы и дети». Это – историко-либеральная драма, действие которой происходит в третьей четверти второй трети первой половины XIX в. Место действия – крепостной научный институт (богадельно-богоугодное заведение) в губернском городе N.
Попечитель заведения – довольно полный генерал Антуан Аполлонович Внуков-Домодедов. Тяготы правления разделяет с ним его супруга – кавалерственная дама Анфилада Антипатьевна Внукова-Домодедова, урожденная Шереметьева, а так же референт – пан Казимир Хват-Шельмовский, личная письмоводительница Жюли. Дворню составляют «ученые холопы» - научные работники, среди которых своим непокорством особо выделяется подлекарь Якобинцев, юное дарование Неонила, ключницы Акулина и Селина.
(Информация к размышлению. «Крепостной научный институт»! Может ли такое быть? Бывали на Руси крепостные театры. Бывали (в не столь далеком прошлом) крепостные придворные театры (Большой, Малый, МХАТ и т.д.). Бывали на Руси и крепостные придворные институты академии наук с остатками старинных вольностей и «либерализмов», но одновременно и с холопской зависимостью от Власти.
Перенеся действие на 150 лет назад, Подмосковная Приакадемическая Филармония использовала метод «остранения», теоретически разработанный В. Б. Шкловским, а в литературе примененный «Серапионовыми братьями». Кто знает – уйдя в столь далекое прошлое, может быть она на базе научного предвиденья – заглянула из 70-х годов на полвека вперед, а именно – в наши дни?!).
Итак, сжатое содержание спектакля.
Пролог
(На мотив романса «Кабы знала я, кабы ведала»)
Хор: На Руси стоит домик крошечка
В нем народ набит как в лукошечке,
А глядит на всех домик свысока –
На фасаде золотом вывеска:
Подчиненное Академии
Богадельное заведение.
Заведение благородное,
Богадельно-богоугодное!
Первое действие:
Секретарь Казимир: Ваше превосходительство,
Вам депеша, «Поздравительственная!»
Антуан: Ну вот… С Рождеством поздравили!
(На мотив романса «Глядя на луч пурпурного заката)
Глядя на луч пурпурного заката
Припомнил я гранитный брег Невы…
Там президент мне руку жал когда-то
В особняке, где каменные львы!
Вы мне клялись, что не коснуться беды
Моей седой от кляуз головы,
Вы не исполнили священного обета,
И все прошло… Меня забыли вы!
Я – старовер былых времен и нравов,
Превратности судеб мне не новы…
Как тяжело былой лишаться славы
Но все прошло… Меня забыли вы!
Антуан: Мадемуазель Жюли! Срочно соберите актив богадельни.
(Казимиру) А теперь докладывай.
Казимир:
(На мотив польской песни: «Если б я птичкою маленькой стала
Все б для тебя, мой друг, песни распевала)
… Есть недовольство в ученых холопах,
Оные тянутся за гнилой Европой,
Им бы поездки, им бы приборы
Экие фрондеры!
Надо принципалу служить без раздору,
А не поездки, а не приборы!
Здесь чрезвычайные надобны меры,
Чтоб пресекались дурные примеры.
Ваше Превосходительство!
Надобна метода,
Чтобы Богадельня
Вашим попеченьем крепла год од года
и подчинялась начальству в угоду!
Антуан: А с народом говорил?
Казимир: Быдло… Ученые холопы…
(появляются ученые холопы)
Хор: (На мотив «Во саду ли в огороде»)
Мы – ученые холопы
Барский хлеб умеем лопать
Муж: Чтобы были мы послушны
Вразумляют на канюшне
Жен: Кто поставлен Государем –
Благодетель нам и барин.
Муж: Наших видим в них отцов,
Добродетели столплв!
Антуан:
(На мотив романса композитора Дебюка «Моя душечка!» с припевом «Не лукавьте!»)
Заведенье в развале, в негодности,
Стиль работы переменю:
Дам реформы вам,
дам я вольности,
Может барщину отменю!
Хор: Не обманешь! Не обманешь!
Эта песня не нова!
Реформатором – не станешь,
Все слова, слова, слова!
Антуан: Дам вам стимул экономический,
Ублажу вашу душу и плоть,
Буду добрым и демократическим,
На конюшне не стану пороть!
Хор: Не обманешь! Не обманешь!
Эта песня не нова!
Реформатором – не станешь,
Все слова, слова, слова!
(Собирается актив с самой барыней Анфиладой Антипатьевной)
(На мотив романса «Сарафанчик – раздуванчик»)
Анфилада: Здешние людишки гадки
Заведу свои порядки
Будут помнить много лет
В том пример дают старинный
Матушка Екатерина,
Кроткия Елисавет.
Нам примеры, нам примеры, нам примеры!
А в Российском государстве
Бабу посадить на царство
Это – лучшее лекарство,
Чтоб минули мор и глад.
Пусть трепещет муж-бездельник,
Но пройдет из богадельни
До дворцовых анфилад!
Анфилада! Анфилада! Анфилада!
Якобинцев: (Мотив: «В час роковой, когда встретил тебя»)
Властвует здесь либерал-крепостник,
Его Анфилада – лютее, чем тать,
Я б в диссиденты пошел в тот же миг
чтоб им противустоять!
Сколько горя, сколько муки
От невежества терплю,
Потому что я науки
И-исключительно люблю!
(Антуану)
…Я вами оскорблен и сатисфакции я требую!
(бросает перчатку)
(Мотив романса «Утро туманное, утро седое»)
Антуан: Утро туманное, утро неясное…
Якобинцев: Буду бороться, не глядя на лица я!
Жюли: Очень волнительны речи их страстные!
Анфилада: Он нарушает все наши традиции!
Антуан: Неблагодарный! Достойный презрения!
Якобинцев: Непримирима борьба в поколениях!
Жюли: Дух захватило от сердцебиения!
Анфилада: В третее я сообщу отделение!
Все четверо: Вот результаты такого правления.
Антуан (Якобинцеву): Ответ получите через секретаря в установленном порядке. Сейчас не до того. Господа! К НАМ ЕДЕТ РЕВИЗОР!
Все: КАК РЕВИЗОР ???
(немая сцена)
(Входит Чумазов)
Чумазов (представляется):
Чумазов Гаврила Силыч из Санкт-Петербурга
(На мотив: «Оружьем на солнце сверкал» с припевом «Марш вперед, труба зовет, храбрые гусары» и т.д.)
Зонг «Взять науку в шпоры»
Чумазов: Приказом коротким и дельным
Под грохот громовых речей
Одну за другой богадельню
Прикрыл я десницей своей
Хор: Хватит ныть! И прекратить
Пустые разговоры!
Лозунг наш – галопом марш!
Взять науку в шпоры!
Чумазов: Поднять эффективность не просто:
Я – экономист, а не дуб,
Мне надо, чтоб сотню прироста,
В науку дал вложенный рубль!
Хор: Хватит ныть! И прекратить
Пустые разговоры!
Лозунг наш – галопом марш!
Взять науку в шпоры!
Чумазов: Пусть каждый ученый бездельник
Дрожит как осиновый лист,
Я все упраздню богадельни,
Как энтузиаст-прогрессист!
Хор: Хватит ныть! И прекратить
Пустые разговоры!
Лозунг наш – галопом марш!
Взять науку в шпоры!
Казимир: (В сторону)
Поистине, Громила Силыч!
(На мотив романса «Память о прошлом пусть вас не тревожит…»
Антуан – Чумакову:
Встреча была наша черезвычайной
Ваш разговор был здесь несколько строг…
Я предлагаю – столкуемся тайно,
Не затеваючи низменный торг.
Я не люблю солдафонских сентенций,
И не люблю я традиций ломать,
Но в трудных условиях новых тенденций
Вынужден я компромисса искать!
В общем, погостите у нас, посетите новогодний машкерад, а потом решим.
Интерлюдия: Машкерад
Хор ведущих научных сотрудников
(Мотив: Выступление к балу из «Евгения Онегина»
Вот так сюрприз!
Никак не ожидали!
Нам юбилей отметить предстоит!
Давненько ничего мы не справляли,
А юбилей – поистине живит,
Нам 250 – славный сюрприз для нас!
(Примечание: Написано в 1974 г. в канун 250 юбилея Академии Наук) .
Хор: (на мотив «Краковяк»)
С новым юбилеем
Мы все помолодеем,
Принять мы будем рады
Высокие награды
Муж: Отхватят куш отменный
Действительные члены,
Заблещут в позументах
И член-корреспонденты!
Жен: Получает, кто послушен
И крепостные души,
Отвалятся без меры
И новые квартеры!
Хор: Бесплатно – по раздаче –
Имения и дачи,
Кресты и виц-мундиры
И восхищенье мира!
(Выходят ученые холопы)
Хор завидущих научных сотрудников:
(мотив частушек «Эх, Семеновна»)
Якобинцев: У черной кости да к белой кости
Хор: Эх, накопилось немало злости!
Якобинцев: В авантаже кровь голубая
Хор: Ау холопов судьбина злая
Якобинцев: В черном теле меньшой сотрудник
Хор: Ему, что праздник, ему что будни!
Якобинцев: Не нам награды, не нам парады,
Хор: А рюмке водки – всегда мы рады!
Действие второе.
Чумазов (Антуану):
Позвольте вас тет на тет
(мотив: «Скажи ка, дядя, ведь недаром)
Скажи ка, Внуков-Домодедов,
зачем плодишь ты дармоедов?
Изволь их сократить!
Антуан: Изволю сократить!
Чумазов: Ты сократи остепененных,
Дорогостоящих ученых,
Крамоле предаваться склонных,
Улавливаешь нить?
Антуан: Улавливаю нить!
Чумазов: Ты сократи всех неугодных,
Инакомыслящих и инородных,
Чтоб тишь была и гладь!
Антуан: Чтоб тишь была и гладь!
Чумазов: Утихомирь свои балеты,
(Примечание: У Антуана в рамках крепостного института имеется и крепостной балет)
Не то утратишь эполеты,
И вот тебе мои советы
Приватно, так сказать.
Антуан: Уразумел твои советы
Приватно, так сказать!
Якобинцев (обращаясь к сотрудникам):
А совесть у вас есть?!
Хор: (мотив «На заре ты ее не буди!»)
Наша совесть уснула в груди,
Годы долгие сладко там спит,
Не буди ты ее, не буди,
Голос к совести не долетит.
Мы, объятые нравственным сном
Больше всех возлюбили покой,
Разве кукиш в кармане своем
Мы Начальству покажем порой!
Наша совесть почиет в груди
И ланит не касается стыд,
Не буди ты ее, не буди
Голос к совести не долетит!
Казимир: Что день грядущий нам готовит?
Хор: (мотив «Кабы знала я , кабы ведала)
Де сиянс наша академия,
Окажи нам благоволение,
Академия наша де сиянс
Со слезой тебе мы поем романс!
Трио: (Якобинцев, Жюли, Антуан)
(мотив «Не искушай меня без нужды»)
Зонг о глумливом гоненьи
Прощай, дворянская твердыня,
Терновый ждет тебя венец:
Оплоту вольностей старинных
Приходит горестный конец.
Ты пребываешь на закате,
Тебе не возродиться вновь,
Изустно шлют тебе проклятья
В душе хранят к тебе любовь!
Какие здесь бывают люди,
Какой был тонкий разговор,
Что было – вновь того не будет
Тебе подписан приговор.
Так пребывай же в заблужденьи,
Вдали вседневной суеты:
Придет глумливое гоненье –
И в страхе пробудишься ты!
Якобинцев: (мотив «Эх вы кони мои вороные, черны вороны, кони мои)
Я сейчас говорю без опаски,
Чу! Свободы заря впереди!
Якобинская бродит закваска,
Ретивое забилось в груди!
Я борюсь за права человека,
Станет вольным ученый холоп,
Вольнодумные принципы века
Бороздят изможденный мой лоб!
Нам постыло холопское рвенье,
Барский пряник и с плетью рука,
Погибай – пропадай заведенье
Либерального крепостника!
Хор: Погибай – пропадай заведенье
Либерального крепостника!
Антуан: Я попечитель здесь еще!
На место!
Якобинцев: Средневековый кончился режим!
Антуан: А вы, мои ученые холопы?
Акулина и Селина: Не-е, барин, мы уйдем в поштовый яшшик!
(Примечание: «Почтовый ящик» - закрытый институт, работающий на «оборонку»)
Антуан: Законная супруга Анфилада?
Анфилада: Пан Казимир заменит мне тебя!
Антуан: И ты подался в бруты, референт?
Вот либеральничанья горькие плоды!
Чумазов: Ты развалил работу!
Властью, данною мне Государем,
Я тебя отстраняю!
Слушай мою команду!
ВО ФРУНТ!
Зонг о железной дисциплине
(мотив: «Ах, зачем ты меня целовала»)
Чумазов: Я железной скручу дисциплиной
Либеральный разболтанный стиль,
Заменю вас цифирной машиной
Сдам гусиные перья в утиль!
Хор: (мотив «Прощание славянки»)
Стоим готовые к употреблению,
Единодушие – вот наш ответ:
К безоговорочному одобрению
Умы приучены сотнями лет!
Чумазов: Тщетны россам любые препоны,
Ковырять перестанем в носу!
Превращу в автоматы ученых,
Заведу управленье АСУ!
Хор: Стоим готовые к употреблению,
Единодушие – вот наш ответ:
К безоговорочному одобрению
Умы приучены сотнями лет!
Финал
Зонг о дерзновенной мысли
(мотив: «Чье это сердце сильно так бьется?»)
Хор:
Много в науке ученых холопов,
Много над ними было господ,
Жалок холопов бессмысленный ропот:
Там, где холопствуют, - барство цветет!
Припев (на мотив «Так громче музыка, играй победу!»)
Пусть на землею проходят годы
Для дерзновенной мысли в мире нет преград!
Тебе, Наука и тебе, Свобода,
Мы грянем громкое: «Виват!, Виват!, Виват!
Чья это мысль так бьется тревожно
Чтоб человечеству путь озарить?
Истину остановить невозможно,
Сжечь на костре, иль кнутами забить!
Припев
Пусть на землею проходят годы
Для дерзновенной мысли в мире нет преград!
Тебе, Наука и тебе, Свобода,
Мы грянем громкое: «Виват!, Виват!, Виват!
Герои науки не будут забыты,
Ее Галилеи во все времена
Скажут в лицо пресвятому синклиту
«А все-таки вертится она!»
Припев
Пусть над землею проходят годы
Для дерзновенной мысли в мире нет преград!
Тебе, Наука, и тебе, Свобода,
Мы грянем громкое «Виват!, Виват!, Виват!»
(Конец)
Заключение
Ровно сорок лет назад были написаны и сыграны эти водевили-памфлеты Подмосковной Приакадемической Филармонии. Но, как было уже сказано в части первой «великое искусство потому и остается великим, что говоря о настоящем оно прозревает и пророчит далекое будущее». Даже сегодня наши водевили – памфлеты могут порождать так называемые «аллюзии», хотя как неоднократно подчеркивалось, сходство с отдельными лицами и совпадение с отдельными событиями является чисто случайным.
Судьба Академии де Сиянс и на сегодняшний день неоднозначна. В первом «прожекте», как это было признано на высочайшем уровне, попросту шла речь о ее упразднении. В последующих вариантах, говоря словами Антуана Внукова-Домодедова:
«В трудных условиях новых тенденций
Вынуждены компромисса искать».
Позиция современных чумазовых основывается на бюрократическом помпадурстве: она по форме – правильна, а по существу – издевательство. Этим духом «сознательного издевательства» был пронизан весь первый вариант «прожекта». Сейчас к нему принято 60 поправок, но суть дела осталась прежней. Основная тенденция государственной бюрократии – это – володеть и княжить над сиянсами и прибрать к рукам такой «сладок кус», как драгостоящие угодья и пажити, дворцы да хоромы многочисленных академий де сиянс.
В заключение моего литературно-поэтического эссе я хочу привести пророческие строки великого В. И. Вернадского, который в своих «Очерках по истории Академии наук» писал: «Все времена - в течении столетий – многим казались траты на Академию ненужной роскошью или прихотью… Для оправдания ее существования и затрат на нее в среде общества и правительственных кругов существовала тенденция переделать внедренное в русскую жизнь новое дело не то в учебное заведение, не то в собрание придворных ученых вроде придворного оркестра или театра». (Вернадский В.И. «Очерки по истории Академии наук». Собр. соч. Т. 13. С. 346 // Цит. по докладу акад. С. М. Рогова «Шоковая терапия и «реформа РАН»: реалии российской науки». М., 2013).
Июль-август 2013