Ответ Мединскому в рамках "философии зайца"
В Институте русской литературы РАН в Санкт-Петербурге сегодня началась трёхдневная научная конференция «Философия зайца: неожиданные перспективы гуманитарных исследований».
Организована она сотрудниками ИРЛИ РАН в ответ претензию министра культуры РФ В.Мединского к гуманитариям. Идея конференции родилась летом прошлого года, в момент разгара очередной кампании Минкульта и аффилированных СМИ, сопровождавшую масштабную реформу исследовательских институтов. В.Мединский упрекал учёных "в сомнительной значимости научной работы подконтрольных ему НИИ", как писал вчера the-village.ru. В качестве примера он приводил исследования про зайцев. Петербургские гуманитарии, "нашли только книжку про средневековую алхимию Вадима Львовича Рабиновича, доктора наук, сотрудника Российского института культурологии. В 2012 году он переиздал эту книжку и поместил в неё стихотворение «Трансмутация зайца»" (Андрей Костин).
Организаторы конференции в специальной группе в ВКонтакте объяснили свои намерения:
"12 июня 2013, отвечая в интервью радиостанции «БизнесFM» на вопрос о реформе научно-исследовательских институтов Министерства культуры РФ, министр В. Р. Мединский высказал среди прочего следующую претензию к «дореформенным» учреждениям:
«Я вам называю тему конкретной научной работы, я не могу понять, что в ней кроется, называется она "Философия зайца", и в течение пяти лет люди под это дело получали финансирование. Каких зайцев они исследовали, какая философия, понять невозможно; и дайте мне под это дело госфинансирование!»
Образ оторвавшихся от действительности ученых гуманитариев, работающих над такой странной темой, повторялся в публичных выступлениях сотрудников министерства неоднократно, способствуя проведению политики по «оптимизации» структуры институтов и введению в их научные планы навязанных министерством тем. Между тем, утверждение министра о данной «конкретной теме» не находит подтверждения". Кроме упомянуто выше книги и исследования В.Л.Рабиновича. "Что побудило в таком случае министра неоднократно упоминать никогда не существовавший труд «Философия зайца» в своей критике научных институтов? - задаются вопросом учредители конференции. - Плохая осведомленность? Эффектность образа? Выразительность слов? Как бы то ни было, за критикой ученых, на протяжении долгих лет получающих зарплату за какую-то непонятную «Философию зайца», стоит вполне оформившееся сомнение в том, что ученые – сотрудники государственных бюджетных учреждений вправе сами, без подсказки и контроля ратующих за общественное благо чиновников определять направления своих исследований. И хотя выражение «Философия зайца» также кажется нам странным, и мы вслед за министром не можем понять, что в нем кроется, целесообразность всестороннего исследования – с философских, филологических, антропологических, культурологических позиций – образа зайца в мировой культуре от ее начал до современности не представляется нам сомнительной".
Однако оставлять без внимания медийную критику не стали и решили ответить в форме открытых научных дебатов.
"Заяц – один из наиболее прочно вошедших в культурный обиход современного человека бестиарных образов. Мы слушаем в детстве сказки о ледяной и лубяной избушках и о теремке; танцуем с бутафорскими ушами на утреннике в детском саду; с увлечением читаем в школе стихи о сердобольном деде Мазае и прыгаем с Алисой в нору за Белым кроликом навстречу Мартовскому Зайцу; мы узнаем потом, что соломинкой в пучине русского бунта может оказаться заячий тулупчик, а фотографии самых красивых девушек можно найти под обложкой с ушастым профилем; в веселой компании одной из тех немногих песен, слова которой будут помнить все, окажется партизанский гимн косящих траву зайцев… Ряд этот можно продолжать бесконечно: значимые зайцы найдутся в любой сфере человеческой культуры во все времена. Образы эти имеют право быть исследованы, поскольку в гуманитарной науке нет такой мелочи, изучение которой не привело бы в конечном итоге к открытию закономерностей и внятному уяснению нашей истории и нас самих.
Поэтому мы предлагаем специалистам по всем областям гуманитарного знания –
историкам, литературоведам, лингвистам, фольклористам, этнографам, искусствоведам, социологам, философам принять участие (с докладами продолжительностью до 20 минут) в конференции, основными направлениями работы которой могли бы стать:
- Заяц как объект истории материальной культуры и этнографии. Охота на зайца; заяц в пищевом рационе; заячий мех в одежде.
- Заяц в мифологии и фольклоре. Сказки о зайце. Паремии, связанные с зайцем.
- “Заячья” лексика в языках мира. Лексемы, обозначающие зайца и его части (уши, хвост, шкура), их этимология. Характеризующие зайца эпитеты. Охотничья лексика; топонимы с “заячьей” семантикой.
- Заяц как литературный образ. Зайцы персонажи литературных произведений; “заячьи” объекты в произведениях литературы. Экфрасис зайца.
- Культурная история естественнонаучного описания зайца.
- Иконография и иконология зайца.
- Заяц в массовой культуре".
К 31 декабря 2013 "получили в общей сложности 123 заявки разной степени завершенности (кто-то не дослал тезисы, кто-то снялся). В программу конференции включено 58 докладов.
Заседания первого дня будут пленарными (в первой половине дня - круглый стол по проблемам гуманитарной науки в современном обществе; во второй - зайцы); во второй и третий дни - секционными (в пятницу - на трех площадках, в субботу - на двух).
Можем уже сейчас сказать, что оргкомитет, где не было представителей философии (была история литературы, лингвистика, фольклористика, антропология и искусствоведение), не отобрал ни одной философской заявки. Допускаем, что по неразумию, но так уж вышло" - пишут учредители в паблике конференции в соцсетях.
Конференция обещает стать весёлым и креативным ответом учёных Минкульту, в Петербург съехались многие ведущие русисты из Болгарии, Латвии, Израиля, Франции и России.
Конференция проходит в здании ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом) по адресу, набережная Макарова, 4. В Большом и малом залах.
Программа конференции доступна в pdf: download
или ЗДЕСЬ
См. также об этой конференции на порталах The Village и «Телеграф»