01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Как вести себя контрактнику ВС РФ на необъявленной войне?

Вы здесь: Главная / Новости / Армия. Призыв. АГС / Как вести себя контрактнику ВС РФ на необъявленной войне?

Как вести себя контрактнику ВС РФ на необъявленной войне?

Автор: Когита!ру — Дата создания: 07.09.2014 — Последние изменение: 08.09.2014
Участники: Сергей Кривенко, Максим Бурмицкий
Слон.ру, facebook.com, 7х7-journal.ру
О фактах использования регулярной армии РФ и гибели российских военнослужащих на территории Украины на прошлой неделе, наконец, заговорили и на центральных каналах телевидения. Правозащитники и юристы разъясняют, как следует военнослужащему РФ вести себя, чтобы не совершить военные и уголовные преступления.

За последнюю неделю появились три публикации, на которые следует обратить внимание.

31 августа 2014 директор Правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право», член правления "Международного Мемориала", член СПЧ Сергей Кривенко ответил своему коллеге по СПЧ и журналисту Максиму Шевченко на своей странице в facebook.com и в блоге на сайте Президентского совета.

М.Шевченко в эфире радио "Эхо Москвы" 27 августа сказал: "Военный человек, который дает присягу, это человек, который дает слово «я умру, если мне прикажут умереть». Сергей Кривенко на это ответил:

«... военнослужащие России такую присягу или такую формулировку «я умру, если мне прикажут умереть» ни по сути, ни по форме не дают.
Такую присягу могли бы давать поданные какого-нибудь императора, но в Российской Федерации – не подданные, а граждане.
Граждане, обладающие правами и свободами. И военнослужащие России в первую очередь являются гражданами, и лишь во вторую очередь, - людьми, одевшими военную форму и взявшими на себя исполнение обязанностей военной службы.
Да, вследствие того, что они стали военнослужащими, их права серьезно ограничены. Но отступления от основных прав, в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, не допускаются и для военнослужащих.
То есть, военнослужащие России, при любых ситуация прохождения военной службы, должны иметь право на жизнь; они не должны подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию; не должны привлекаться к принудительному труду; не должны подвергаться неправомерному наказанию, а также быть судимым или наказанным дважды за одно и тоже преступление.
Понятие «право на жизнь для военнослужащих» конкретизировано в международных (европейских) документах, следовать которым обязалась и Россия. Право на жизнь для военнослужащих означает, по крайней мере, следующее:
*) военнослужащие не должны вовлекаться в ситуации, в которых их жизнь будет поставлена под угрозу без четких и законных военных целей, или в условиях, когда угроза их жизни была проигнорирована;
*) всегда должно быть произведено независимое и эффективное расследование любой подозрительной смерти или предполагаемого нарушения права на жизнь любого из военнослужащих;
*) государство должны принимать меры для поощрения сообщений о нарушениях, угрожающих жизни военнослужащих, и предусмотреть меры защиты от мести для тех, кто сообщает о таких нарушениях;
*) военнослужащие никогда не должны быть казнены или приговариваться к смертной казни.
Государство вправе требовать от военнослужащих исполнения ими своих функций, но оно не распоряжается их жизнями и их личностями.
Приказ - «умереть», должен восприниматься военнослужащими как абсолютно незаконный. В соответствии же с положением пункта 2 статьи 42 Уголовного Кодекса Российской Федерации, «неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность».

В интервью ресурсу 7х7 Сергей Кривенко рассказал о том, какую информацию от самих военных и их родственников получают правозащитники в связи с участием регулярной армии РФ в вооружённом конфликте на Востоке Украины:

"У нас есть заявление от родителей, сыновья которых погибли. Таких заявлений уже больше десятка. Вообще, гибель одного военнослужащего — это для армии ЧП, а когда так массово начинают гибнуть военные из разных частей, это вызывает очень много вопросов. Потому что в медицинских документах у них четко написаны причины смерти. Это осколочные или пулевые ранения. Видно, что человек погиб не просто так. Это не самоубийство или что-то такое. В строчке «обстоятельства гибели» стоит «неизвестно». Место гибели — «временный пункт дислокации части». То есть похоронки приходят из летних лагерей в Ростовской области, куда ребята перебазировались в июле-августе. Такого с грузинской войны не бывало. <...> И никакого расследования обстоятельств нет. Кроме того, есть звонки от самих военнослужащих, есть даже письменные заявления, в которых они говорят, что их построили, обязали выдвинуться на территорию Украины. Говорится, что погибли более сотни военнослужащих. Наша правозащитная организация, как только поступает информация либо от родственников, либо от военнослужащих, тут же передает ее в Следственный комитет, главную военную прокуратуру, военному командованию с требованием провести расследование, подтвердить либо опровергнуть эту информацию. Пока официальных ответов не поступало, но устно сейчас военное командование говорит, что наших военнослужащих на Украине нет".

Журналисты спрашивают С.Кривенко, "есть ли правовые механизмы, которые позволят отказаться от участия в подобных боевых действиях, если ты понимаешь, что тебя сейчас будут перебрасывать на территорию соседнего государства?"

"Ситуация, конечно, очень сложная, потому что российский военнослужащий по закону, по уставу, по нормативным документам, обязан выполнять любой приказ - отвечает правозащитник. -  В российском законодательстве существует такая как бы презумпция того, что любой приказ — это приказ законный, и его следует исполнять. Зачастую российским военнослужащим не дается такого приказа — идти воевать туда или туда. Ставится боевая задача — формировать колонну, выдвинуться по такому-то направлению, прибыть в такую-то точку. Этот приказ, трудно сказать, что он незаконный, потому что рядовой состав не знает, куда эта колонна пойдет. То есть ситуация сложная. Но, во-первых, тут можно что сказать: контракт всегда заключается добровольно. Даже если есть случаи принуждения к контракту, ну это тоже чрезвычайные случаи, преступления, с этим можно бороться и нужно бороться, если военнослужащих по призыву принуждают заключить контракт. Второе: контрактник вполне может отказаться, так сказать, от контракта, написать рапорт о расторжении. Это сложно, но вполне возможно. Ну и третье, когда уже действительно ставится такая боевая задача и очевидно и понятно, что, допустим, колонна намеревается принять участие в боевых действиях и выдвигается куда-то, военнослужащий имеет право отказаться, потому что это незаконный приказ — руководство российских вооруженных сил заявило, что на территории Украины российских военнослужащих нет. Поэтому долг и обязанность каждого российского военнослужащего, если он тем или иным способом оказался на территории Украины, и он это понимает, всеми возможными способами уходить на территорию России. Российские военнослужащие не должны быть на территории Украины, это заявил министр обороны, это заявлял Президент России. Поэтому надо просто уходить и все. Те командиры, которые приказывают и дают такие команды уже непосредственно на территории Украины или входить на территорию Украины, фактически отдают заведомо незаконные приказы. В соответствии с положением пункта 2 статьи 42 Уголовного Кодекса Российской Федерации, «неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность». <...> 

[Военнослужащий] просто говорит о том, что «я не буду выполнять этот приказ, я отказываюсь». Обращаться во все правоохранительные органы, в прокуратуру военную, в военную полицию, в следственные органы, в правозащитные организации, родителям звонить и просить довести это до командования, то есть по всем возможным путям".

Как могут помочь родственники? - спрашивают журналисты.  

"Если им военнослужащий-родственник передал информацию, что его принуждают или обязывают выполнять вот такой приказ, <...> нужно связаться с прокуратурой, с комитетами солдатских матерей, с правозащитными организациями, сообщить фамилию, имя, отчество военнослужащего, номер части. И тогда будет проверка, и тогда есть возможность предотвратить это преступление. По крайней мере, военнослужащий останется жив, а так как этот приказ незаконный, он не должен подвергаться никакому уголовному преследованию" - отвечает в конце интервью Сергей Кривенко.

Полный текст интервью

5 сентября Вера Кичанова подготовила для Слон.ру статью "Что делать солдатам, которые не хотят воевать". Комментарий для неё написал юрист Максим Бурмицкий:

«Участие военнослужащих РФ в военных действиях на Украине трудно отрицать уже даже «Первому каналу» и другим СМИ, активно пропагандирующим точку зрения российских властей на конфликт на Украине. Однако неуклюжие попытки представить их «добровольцами» продолжаются. В частности, одна из версий – военнослужащие берут отпуск и, никого не поставив в известность, едут воевать на Украину. Честно говоря, версия рассчитана либо на совсем не включающих мозг, либо на тех, кто считает, что даже намека на порядок в ВС РФ не существует. Рассмотрим детально, как и где может проводить отпуск военнослужащий РФ.

На время отпуска военнослужащий перестает выполнять обязанности военной службы, но статус военнослужащего со всеми вытекающими ограничениями сохраняет. Для получения отпуска в рапорте на имя командира военнослужащий обязан указать точное место проведения отпуска (даже если он не хочет воспользоваться положенной оплатой за казенный счет стоимости проезда). В случае, если отпуск предполагается проводить за границей, ситуация осложняется тем, что для этого военнослужащему нужно получить разрешение Министерства обороны, своего командования и согласование с Федеральной службой безопасности РФ (согласно Приказу Министерства обороны РФ от 31 июля 2006 г. №250 дсп).

Таким образом, без разрешения командования и ФСБ погранслужба не имеет права выпустить военнослужащего за пределы территории РФ. Поэтому военнослужащий РФ во время отпуска может оказаться на территории Украины только двумя путями – либо с согласия командования и ФСБ, либо обманув командование. В первом случае мы имеем дело с агрессией по определению, утвержденному резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 3314 от 14 декабря 1974 года:

П. g статьи 3 – засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Во втором случае мы имеем дело с военнослужащим-преступником, грубо нарушившим законодательство РФ и подлежащим как дисциплинарной, так и уголовной ответственности по ряду статей – от нарушения воинских Уставов до незаконного пересечения границы, участия в незаконных вооруженных формированиях и наемничества. Однако отсутствие информации о возбужденных уголовных делах в отношении таких военнослужащих говорит о верности первого варианта – это агрессия, вне зависимости от того, исполняет ли военнослужащий в это время формально обязанности военной службы или нет.

Также стоит упомянуть про военнослужащих, которые формально были отправлены на «учения», но оказались на территории Украины. Здесь алгоритм действий законопослушного бойца (применительно к сегодняшним реалиям войны на Украине) таков. После того как ему стало известно о том, что он находится на территории другого государства, он должен:

  • Доложить командованию об этом факте.
  • Доложить командованию о своем отказе выполнять приказы о дальнейшем нахождении на территории Украины (если есть возможность, в виде письменного рапорта).
  • Незамедлительно предпринять попытку покинуть территорию Украины и обратиться в Военную прокуратуру с заявлением о факте незаконного пересечения границы его подразделением и о своем отказе выполнять заведомо незаконные приказы командования на чужой территории.
  • В случае если незамедлительный возврат на территорию РФ не представляется возможным, бойцу необходимо сразу после установления факта своего нахождения на чужой территории явиться в органы МВД Украины с сообщением об этом факте и с последующим уведомлением командования и Военной прокуратуры о своем местонахождении.

В соответствии с п. 2 статьи 42 Уголовного кодекса РФ «неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность». Очевидно, что любой приказ по пересечению границы с оружием без официального объявления войны и уж тем более приказ по применению оружия будет незаконным. А участие в военных действиях без знаков отличия еще и создает состав преступления по ст. 356 УК РФ «Применение запрещенных средств и методов ведения войны».