Реакцию на массовые протесты в России и в Европе обсудили в "Зеленой лампе"
8 ноября 2013 в "Зеленой лампе" состоялся круглый стол на тему «Реакция государства и полиции на массовые протестные акции в Европе и России». Дебаты состоялись в рамках международной конференции "Гражданское общество и Россия в современном мире: общественные движения, институты и настроения". Одновременно это был 15-й информационный день ЕС (совместный проект ЕУСПб и ""Зеленой лампы"). Эта конференция - одно из центральных мероприятий ежегодной «7-й Выставки достижения научного хозяйства», которая проходит в ЕУСПб в эти дни (см. программу "7-й ВДНХ ЕУСПб).
Обсуждение было посвящено сравнению разных случаев реакции государства и полиции на массовые протестные демонстрации и акции. В некоторых случаях полиция жестко разгоняет их с применением специальных средств и насилия, арестовывает участников, в других случаях полиция реагирует спокойно, и участники мирно выражают свое мнение без особых последствий. В некоторых случаях для охраны акций направляются лишь несколько сотрудников полиции, в других – представители полиции в специальной форме могут превышать своим количеством и техникой участников акции во много раз. Чем объясняется такая разная реакция государства и полиции? Почему она может быть равнодушной в одних случаях и крайне резкой в других? Эти вопросы будут обсуждаться на примере массовых протестов в разных европейских странах и США, антиглобалистских протестов во время мировых саммитов и форумов, а также в недавних протестах в Турции и арабских странах. На фоне этих примеров и мировых тенденций будет возможно сделать новые выводы относительно реакции российской полиции на массовые протестные акции, шествия и митинги в последние годы в России.
В дискуссии приняли участие проф. Донателла делла Порта (Европейский университетский институт, Италия), др. Киванк Атак (Европейский университетский институт, Италия), Петр Чуйко, заместитель начальника Управления обеспечения охраны общественного порядка ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, полковник полиции; Андрей Толмачев, главный специалист аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге; Илья Матвеев (ЕУСПб), Елена Белокурова (Центр европейских исследований – Центр ЕС, ЕУСПб).
Полную видеозапись дебатов можно увидеть на сайте пресс-клуба
Елена Белокурова начала дебаты с представления Центра ЕС в Европейском университете в Петербурге. Это один из шести центров в России, которые финансируются представительствами Европейского Совета в России, так же, как они финансируются представительствами ЕС в разных странах. Все они ориентированы на то, чтобы изучать и сравнивать то, что происходит в Европе с происходящим в разных странах, в том числе в России. "Наш центр – один из первых. Помимо разнообразных исследовательских задач в разных областях мы ставим задачу проводить общественные дискуссии и информационные дни для журналистов, в которых бы мы сравнивали европейский и российский опыт. Если у вас есть инициативы [предложения тем для таких дней и дискуссий], мы тоже их принимаем для того, чтобы во внутри российские дискуссии привнести европейский опыт" - обратилась Е.Белокурова к журналистам.
"В последнее время мы наблюдаем повышение интереса общества к разного рода массовым акциям и рост их активности. Нам показалось интересным, чтобы в наш город приехали эксперты, которые являются специалистами по изучению процессов массовой активности. Как в мире происходит реакция властей и полиции на массовые акции?
Профессора Донателлу делла Порта Елена Белокурова представила как одного из ведущих специалистов в мире по изучению общественных движений в мире, массовых протестов и того, как государство, полиция реагирует на них, написала массу работ об этом. (Корреспондент Закс.ру так зафиксировал выступление этого эксперта.
Один из ключевых российских участников дебатов - заместитель начальника Управления обеспечения охраны общественного порядка ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, полковник полиции Петр Чуйко - по просьбе Елены Лихановой начал выступление со статистики массовых гражданский акций в Петербурге:
"Мы видим тенденцию равного, примерно паритетного представления массовых акций по форме их согласования. За десять месяцев этого года с подачей уведомления в нашем городе и области проведено 1097 акций. Это приблизительно на 900 акций больше, по сравнению с предыдущим периодом. Без подачи уведомления проведено 989 таких акций. Опять же наблюдается увеличение таких акций: около 800 их прошло в прошлом году». П.М.Чуйко связал это с тем, что в городе появилось место, где можно проводить акции без уведомления – это Марсово поле, «там граждане могут выступать и обсуждать свои какие-то проблемные вопросы».
Полиция руководствуется, "во-первых, возможным наступлением последствий, во-вторых, пресекает любые нарушения закона. Например, последняя акция 4 ноября ("русский марш") показала, что, возможно, полиции нужно было бы действовать более жестко". При этом Петр Чуйко согласился с Еленой Лихановой: «полиция Петербурга действует мягче, чем в других регионах России и в зарубежных странах».
На просьбу ведущей привести статистику задержаний и примеров причин задержаний П.М.Чуйко ответил, что за 10 месяцев 2013 года в Петербурге были задержаны всего 405 человек (в прошлом году были задержаны на 200 человек больше). Основные причины задержаний – несоблюдение гражданами правил проведения мероприятий (Чуйко привел статьи КоАП РФ, применяемые в этом случае). «Например, на митинге жгут файеры. Это создает опасность и является хулиганским действием». Другая причина задержаний – проведение несогласованной акции в непринятом для этого месте.
Елена Белокурова спросила П.М.Чуйко, от чего зависит, какая будет подготовка полиции к акции? Как определить до проведения акции, опасна она или нет? Что значит «действовать адекватно тематике»?
П.Чуйко: «Каждая акция имеет тему. Например, акция ЛГБТ. Изначально она мирная. Но мы знаем реакцию нашего общества, знаем, что выйдет группа лиц и будет препятствовать акции. И мы должны быть готовы. То есть анализируется возможность противодействия акции со стороны других групп. Следующий элемент – участники. Если это националисты, граждане, склонные к националистическим идеям, изучается информация, в том числе по социальным сетям и прессе, агитационные материалы и лозунги – все это анализируется и суммируется. Это одно из профилактических действий».
Журналисты, по мнению П.Чуйко, часто или мешают проведению акции (50-70 человек с камерами стремятся сделать свой лучший кадр) или усиливают негативное отношение граждан к действиям полиции (публикуют только снимки задержаний, на которых полицейские сняты тенденциозно или изначально неверно интерпретированы).
Илья Матвеев (ЕУСПб), опираясь на свой «многолетний опыт включенного наблюдения» и открытые источники, отметил парадокс ситуации: массовый протест нарушает нормализованный порядок и его организаторы рано или поздно оказываются в ситуации вынужденных переговоров с властями; с другой стороны, восстановление порядка проводится зачастую непропорционально жестокими способами, так, что «в процессе восстановления законности закон оказывается нарушен» по всему миру. Интерпретируется это властями, как нарушения только со стороны протестующих. Но всю ситуацию нельзя сводить только к правовому полю: проведение массовых протестных акций не является конвенциональным, поскольку обе стороны постоянно выходят за рамки жестко определенных законов.