Как превратить отходы в ресурсы, знают в Лахти
Наши власти борются со свалками и мусором на координационных советах города и области, пишут «мусорную программу», а горожане выходят на митинги, защищаясь от вони и дыма свалки на Волхонке, устраивают экологические акции по сбору мусора на берегах рек и озер. Кучи мусора, грязь на улицах, непрезентабельные помойки – это, увы, привычный фон нашей жизни. Между тем мусор и отходы – это ресурс, и дорогой ресурс. В Финляндии, где нет нефти и газа, это давно уже поняли.
Спасение Весиярви
В городе Лахти чуть более 100 тысяч жителей. Город расположен на берегу озера Весиярви, которое теперь – просто чистейшее. А ведь было время, когда его надо было спасать, настолько озеро было грязным, заиленным из-за отходов разных производств, хозяйственных стоков, которые туда попадали.
В 1990-е годы именно здесь началась самая крупная в мире операция по биоманипуляции – спасению Весиярви, которая, по сути, продолжается до сих пор.
Биоманипуляция – это добавка в водоем крупной хищной рыбы с целью борьбы с цветением водорослей и засильем мелкой рыбешки, роющейся в иле. Сотни тысяч тонн рыбешки было выловлено, запущена крупная рыба, это позволило оздоровить экосистему.
Часть программ по спасению озера финансировалась Европейским Союзом, часть – за счет средств Фонда озера Весиярви, куда вносит средства крупный бизнес. А на санитарный лов рыбы привлекали для общественных работ безработных и тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
Биогаз
В Лахти к 2016 году собираются на 16% сократить электропотребление, а потребление тепла – еще больше. На балансе города около 600 объектов недвижимости. Управляющим разъясняют, как эффективнее расходовать энергию, учат тех, кто строит частные дома, как создавать энергоэффективное жилье.
В Лахти решили продвигать идею общественного транспорта, причем экологически чистого – электрического или на биогазе. Биогаз добывается неподалеку, на полигоне захоронения отходов, на старой закапсулированной свалке (подробнее о этом ниже). В Лахти надеются, что удастся перевести на биогаз весь городской, в том числе и тяжелый автотранспорт, те же мусоровозы.
Про электробусы тоже думают серьезно, решили, что можно переоборудовать обычные автобусы. Первый экземпляр уже готов и будет обслуживать посетителей Ярмарки недвижимости, которая пройдет в городе осенью. Переоборудование шло на средства Государственного агентства по финансированию технологий и инноваций ТЕКЕС, причем стоимость такого электробуса, как поясняют в городском совете, – 100–200 тыс евро, в то время как китайского аналога – 500 тыс. Выгоднее делать самим. В Финляндии в целом еще не решен вопрос с инфраструктурой, необходимой для нормальной работы электромобилей, но к 2020 году по всей Финляндии будет создано 7 тыс точек для подзарядки электрического транспорта. В Лахти такими точками будет оснащен новый подземный паркинг в центре города.
В Лахти много велосипедистов – тут расширяют сеть велодорожек, увеличивают места для велостоянок. Причем, как объяснила нам менеджер по развитию городского муниципалитета Лахти Сара Ваурамо, очень важно, чтобы «в реформах городской жизни участвовало как можно больше населения». Не только через общественные слушания обсуждать проблемы, но и активно говорить и предлагать решения в соцсетях, на специальной информационной панели для общения жителей.
Лаури Юлостало, представитель Агентства по развитию региона Лахти Ladec, говорит, что экология и бизнес друг другу не противостоят, экологичный бизнес не только возможен, но и рентабелен. В Финляндии 2,5 тыс. предприятий работают в области клинтека, оборот их составляет 25 млрд евро, причем около 12-15% этих предприятий расположены на территории региона Лахти.
В Лахти сейчас готовят решение городского совета о том, чтобы центр города стал пешеходным, вместе с тем там будет развернуто строительство жилого массива, которому будут предшествовать археологические раскопки – самые масштабные во всей Финляндии.
Прекрасная свалка
Потом мы поехали на свалку. Никаких стай птиц, курящихся мусорных курганов. Стеклянные кучи, правда, сияли бриллиантами. Но мы на кучи не полезли, а проследовали в милый офис компании PHJ – нас там ждали «мусорные короли» Лахти.
PHJ – это компания по управлению отходами, созданная в 1993 году. Учредили ее три муниципалитета, оборот компании в 2012 году составил 14 млрд евро. Поступает на полигон 237 тыс. тонн отходов в год, 86% из которых утилизируется. Кстати, компания перевозкой отходов не занимается – это дело отдано на откуп частному бизнесу, да и жители сами привозят, об этом расскажу ниже. За отходы PHJ получает деньги: 72% - это сборы за переработку, 11% за продажу материалов макулатуры и биогаза – эту статью хотят значительно увеличить, 3% - продажа услуг, 2% - услуги за взвешивание, 12% - экологический сбор. На средства от экосбора – по 20 евро с домового хозяйства в год – компания издает красочный календарь, доступный для всех желающих, который не стыдно повесить в доме и где подробно рассказывается, как работает компания, когда и где принимают отходы на местах и т.д. Но главное - на средства от экосбора идет работа и с опасными отходами. Тонна несортированных отходов стоит 99 евро, тонна органических – 78 евро, тонна пластиковых – 34 евро.
Понятно, что сбор отходов в Лахти раздельный – стекло, картон, бумага, опасные отходы, энергосодержащие отходы – все это в одну кучу не кидается, граждане и юрлица давно приучены. Многоквартирные дома – пять разных контейнеров, частные – два (для прочих и энергосодержащих отходов), у таунхаусов – три контейнера, у юрлиц – два, как у частных домовладений. По городу курсируют экомобили, куда можно принести отходы, работают 7 центральных пунктов приема отходов и 82 экопункта. Причем за то, что вы принесли опасные отходы, – платить не надо.
И в итоге получается так, что все то, что поглощает свалка, идет снова в дело, захоронению подлежат лишь вата, асбест, стекло, да и то не все (об этом тоже еще расскажу), органика идет на компост и удобрения.
Свалка с милым офисом, бриллиантово сияющими кучами стекольного боя и даже скульптурой под открытым небом – силуэтами чаек, вырезанными на воткнутых в землю веслах, – должны же быть птицы! – занимает около 70 га. Как с гордостью пояснили нам – за счет биогаза, извлекаемого из недр законсервированной старой свалки, которая находится в границах PHJ, можно обогреть 500 индивидуальных жилых домов, 80% биогаза продается энергокомпаниям, а также пивоварне. Доходы от продажи биогаза составляют 15 тыс евро в месяц.
Компост и удобрения, которые производятся из органических отходов на компостерной станции неподалеку – 60 тыс. тонн в год, причем местным фермерам удобрения раздаются бесплатно. Из 20% массы делается почва для нужд городского озеленения. Особо следят на компостерной станции за тем, чтоб не воняло, – в экологической лицензии прописано количество допустимых единиц запаха! Есть в компании и 13 добровольцев – семей, которых называют «воздушные сомелье». Они регулярно нюхают на свалке вблизи компостерной станции воздух, в 2012 году отметили 14 «вонючих дней».
Также планируется, что и от сбраживания части органических отходов и ила будет образовываться биогаз, который пойдет на продажу газовым компаниям, которые, в свою очередь, смогут обеспечить топливом 120 единиц тяжелой техники или 2 тыс. легковых автомобилей в год!
Часть мусора, поступающего на PHJ, все же отправляется на мусоросжигательный завод в Котке – 28 тыс. тонн ежегодно, часть мусора после дробилки идет на топливо – это горючее для местной ТЭЦ в Лахти – десять лет уже таким образом производится тепло – 160 МегаВатт в час.
В минувшем году прибыль PHJ составила 189 тыс. евро, в основном, за счет работы с загрязненными грунтами.
Мусор – дело добровольное
Люди сами привозят на центральный пункт сбора PHJ – круглое здание, оборудованное так, что гражданам легко сортировать привезенный мусор, – старое барахло, деревяшки, старую технику. Мы смотрели, как пожилые супруги привезли кучу самых разных старых вещей на своем автомобильчике с прицепом. Среди всякой достойной свалки дряни оказался старинный радиоприемник – ну просто антикварный. Мы бросились уговаривать их не выкидывать такую ценность. «Он у меня сорок лет на даче в гараже простоял – глаза намозолил», – сурово отрезала пожилая дама. Но мы понадеялись, что ценную вещь кто-нибудь спасет, ведь спас же на наших глазах служащий свалки вполне себе целый, только старый велосипед – прислонил к стенке, а не стал выкидывать в специальные огромные контейнеры. Кстати, за привезенный и сданный мусор люди платят – тарифы регулируются муниципальными образованиями – учредителями предприятия и являются божескими. Бесплатно принимают тут только опасные отходы.
Нас познакомили с еще двумя «мусорными королями» - компаниями Tramel и Stena. Руководитель Tramel Харри Нюкканен рассказал, что компания, в отличие от PHJ, – частная, на рынке пять лет, с годовым оборотом – 3 млн евро, годовой прибылью в 60 тыс. евро и уже с 11-ю филиалами. Но этот частный бизнес вполне социален, на работу привлекают и людей с ограниченными возможностями, и тех, кто работу потерял. Мы потом отправились на терминал Tramel – такого количества старой техники я не видела никогда. Своего часа для утилизации ждали телевизоры, компьютеры, светильники, ноутбуки… Все они после приемки проходят первичную подготовку – из них удаляется все ценное или опасное. 90% заработков компании – от продажи материалов, 10% - за счет сборов за переработку. Есть еще проект «Милый мусор» – приедут на дом и заберут неподъемный старый холодильник, прибыли от этого нет, но социальный эффект хороший – это дает возможность и людям от хлама избавиться и занятость увеличивает. Другой проект – «Мусоробиржа» уже вполне себе коммерческий: покупают, а потом продают ценные отходы у предприятий, медь, к примеру. «Честный мусор» – это проект по вывозу отходов с предприятий.
Stena играет по-крупному – оборот 6,5 млрд евро в год, специализируется на железе и цветных металлах. На ее терминале мы увидели пирамиды автомобилей, даже старые Жигули, прессованные параллелепипеды баночек из-под напитков, горы пластика, бумаги и картона. И единственную за все наше знакомство со свалками в тот день крысу, прошмыгнувшую там, где скопились спрессованные баночки…
Красота и польза из вторсырья
Как превратить отходы в ресурсы? Этот вопрос в Лахти находит ответ.
Юри Арпонен – ведущий эксперт финского инновационного фонда Sitra уверен, что очень скоро отходы превратятся в желаемое сырье, только необходим промышленный симбиоз – предприятия должны объединяться, чтобы вместе искать друг у друга избытки ресурсов. И уже ищут и находят.
В CleanDesign Centerнам показали, что такое Luxurious Designfrom Trash, говоря по-нашему – как из… непонятно чего сделать конфетку. Риикка Салоканнел – директор по развитию продемонстрировала нам целую выставку предметов, созданных из материалов рециклинга – переработки отходов. «У нас два направления работы – мы помогает предприятиям использовать дизайн, а дизайнерам – развивать бизнес, - говорит Риика, - Причем это направление дизайна – CleanDesign – чистый дизайн, который включает в себя совмещение экологичных технологий и дизайна, ориентированного на потребителя». Риика указывает на люстру: «Я сама больше всего здесь, на нашей выставке изделий чистого дизайна, люблю вот этот светильник, изготовленный из дробленых отходов стекла с мебельной фабрики. Смотрится не хуже, чем хрустальный». Вот на столике лежат симпатичные ежедневники, блокноты, визитницы и прочие канцелярские штучки, которые вполне украсят, а не просто пригодятся любому офисному работнику. Это продукция рециклинга из обложек выброшенных старых книг, остатков при производстве сумок и обуви – смесь резины, кожи, пластика и клея. Крошку пластиковой стеклотары используют для набивки диванов.
«Мы стремимся к тому, чтобы был оборот материалов в природе, как вообще круговорот всего происходит в мире», - рассказывает Риика и демонстрирует стильные бокалы для шампанского, созданные из стеклотары.
На Всемирной выставке в Шанхае в 2012 году павильон Финляндии был покрыт новым материалом, который был получен из отходов при производстве этикеток для пластиковых бутылок и стеклотары. Этот материал – пластиково-древесный композит - фактически замещает дерево, его можно использовать повторно. Созданная из этого композита террасная доска расходится в огромном количестве, уже производятся и стулья.
Еще один стул из вторсырья продемонстрировали нам – уже 250 тыс. стульев из новых композитных материалов с использованием вторсырья отправились в школы Финляндии, скандинавских стран, Петербурга и Москвы. Стул делается из заготовки, состоящей из пластика и древесного волокна хвойных пород. Стулья очень удобные, приятные на ощупь, разноцветные. А средний возраст школьной мебели в Финляндии, между прочим – 20—25 лет.
Исследовательские работы в области чистого дизайна финансируются агентством Ladec, муниципальным образованием Лахти, отдельные проекты финансируются программами Евросоюза, также за разработки платит и бизнес. Сами предприятия, которые занимаются отходами, активно думают, что же делать с той или иной фракцией и частично тоже оплачивают исследования.
Завершилась наша поездка на той самой станции, где из мусора вырабатывают тепло и энергию. Станция еще частично работает на сибирском угле – только в самые холода, но большую часть ресурса составляет именно мусор.
Галина Артеменко