01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Атланту 80: Юбилейные концерты

Вы здесь: Главная / Новости / Хроника 2009-2012 / Атланту 80: Юбилейные концерты

Атланту 80: Юбилейные концерты

Автор: Андрей Рысев — Дата создания: 04.04.2013 — Последние изменение: 10.04.2013
Участники: nr2.ru, фото
Когита!ру
Александр Городницкий отмечает свое 80-летие. Программа не столько празднования, сколько общения с поклонниками чрезвычайно насыщенна: несколько творческих встреч прошли сегодня. Завтра, 4 апреля, встреча с поклонниками в Царском селе. 6 апреля - юбилейный концерт в Большом зале филармонии. Наш корреспондент Андрей Рысев побеседовал с юбиляром в преддверии концерта.


Ранее на Когита!ру: Физик, Лирик, Гражданин - Александр Городницкий

Александр Городницкий о "петербургском тексте", Москве, новоделах и оптимизме

 

Две новых книги, одна из которых вышла на днях, 34-серийный сериал "Атланты держат небо" о путешествиях, о Петербурге, о ленинградской блокаде, о Соловках и репрессиях. Киноэпопея, а именно так ее можно назвать, была снята и смонтирована по заявке канала "Культура", который затем от этого фильма отказался. Похоже, даже на таком уважаемом канале почему-то побоялись поставить сериал в эфир. "Неужели никто не сможет поставить этот фильм - готов его отдать бесплатно", - говорит маэстро. Но, видимо что-то тревожит главных редакторов телеканалов, может быть вот это?

Молча Сталин глядит с пьедестала

На страну, что увязла в ночи.

Половина здесь жертвами стала,

А другая пошла в палачи.

Безымянных могил не отыщешь

За холодной завесою вьюг.

Оглядись осторожно, дружище,

Кто остался сегодня вокруг?

Кто в проблемах насущного быта

Обживает теперь города?

Миллионы безвинно убитых

Растворились в земле без следа.

Их забрал невозвратно Всевышний

В уготованный ангельский сад,

А убийцы на пенсию вышли,

Наплодили детей и внучат.

И не будет согласья в народе,

Не подняться народу с колен,

Если с детства в крови его бродит

Этот рабский палаческий ген.

 

А может быть что-то уже более современное?

 

Все вспять возвращается заново,

Я истинно вам говорю.

Повесили доску Романову,

Из наших времен, — не царю.

При жизни добился он многого,

Являя партийную прыть:

Годами травил Товстоногова,

Велел Лихачева избить.

Не будет ему индульгенции

На невском седом берегу,

Душителю интеллигенции

И русской культуры врагу.

Из прошлого века туманного

Никто не уйдет без следа.

Повесили доску Романову,

Что правил в былые года.

Чтоб в трезвости или в подпитии

Мы помнили давнее зло.

Везет на правителей Питеру

И в прежние годы везло.

Припомним из времени дальнего,

Когда обернемся назад,

Сурового сталинца Жданова,

Его знаменитый доклад.

Он в годы блокадные черные,

Сдыхающим людям не впрок,

Педали крутил тренажерные,

Излишний сгоняя жирок.

И вы не избегнете тостика

С оценкою ваших трудов,

Василий Сергеевич Толстиков,

Что так ненавидел жидов.

По делу повесили доску вам,

Тому, кто меж суетных дел,

Оставил Россию без Бродского

И много другого успел.

Дабы благодарные граждане

Не жили о прошлом в тоске,

Правителю бывшему каждому

Повесим на дом по доске.

Пусть помнят окрестные жители,

Теперь и в грядущие дни,

О тех, кто злодействовал в Питере,

Чтоб впредь не вернулись они.

Предваряя концерт в Большом зале Петербургской Филармонии имени Шостаковича, Александр Городницкий говорит об очередной вехе в своем творчестве: "Это подведение итогов моей жизни, отчетный вечер о том, что удалось написать за эти годы".

Процесс продолжается и сейчас: есть у Александра Моисеевича совсем новые стихи о Петербурге, есть желание снять фильм или сериал о Царском селе.

Давай поедем в Царское Село,

Где птичьих новоселий переклички.

Нам в прошлое попасть не тяжело,-

Всего лишь полчаса на электричке.

Там статуи, почувствовав тепло,

Очнулись вновь в любовном давнем бреде.

Давай поедем в Царское Село,

Давай поедем!

 

Некрашенные за зиму дворцы,

Нестриженные на зиму деревья.

Какие мы с тобою молодцы,

Что бросили ненужные кочевья!

В каком краю тебе бы ни везло,

Без детства своего ты всюду беден,-

Давай поедем в Царское Село,

Давай поедем!

 

В зеленом и нетающем дыму

От дел своих сегодняшних проснуться,

К утраченному миру своему

Руками осторожно прикоснуться...

Ну кто сказал: воспоминанья - зло?-

Оставим эти глупости соседям!

Давай поедем в Царское Село,

Давай поедем!

 

Орут грачи веселые вокруг,

И станет неожиданно понятно,

Что кончился недолгой жизни круг

И время поворачивать обратно:

Увидеть льда зеркальное стекло

И небо над ветвями цвета меди,-

Давай поедем в Царское Село,

Давай поедем!

Град Петра меняется: "Внешне город выглядит хорошо, хотя мне не нравится, что он залеплен иностранной рекламой, повсюду стоят торговцы", - замечает поэт. Но в целом "он находится на правильном пути - это еще не Петербург, но мы вместе с ним движемся к этому". Хотя тут же осекся и говорит, что за время бомбежек и блокады "На Невском проспекте было уничтожено меньше зданий, чем при власти Матвиенко". Не менее жесткие слова и по отношению зданий дня сегодняшнего, например "Мариинки-2": "Почему нельзя оставить в покое историческую часть города"? Александр Городницкий по-своему "благодарен" Владимиру Ленину за то, что он "спас город тем, что перенес столицу в Москву", а то бы и в наш город стал бы застраиваться как нынешняя столица. Вот это самое "не могу молчать" и привело его к тому, чтобы выступить и против башни Газпрома, и против сноса трамвайного парка на Васильевском острове. В одном ряду с другими музыкантами:

Я не вижу от попсы прока,

Что горланит молодняк сдуру.

Я из тысячи певцов рока

Уважаю Шевчука Юру.

Он щетиною оброс колкой, -

Кто бы вздумал по щеке гладить?

Мало  славе от него толку, -

Всем пожертвует друзей ради.

Там, где авторы другой масти

Слух начальственный струной ластят,

Говорит он поперек власти,

И поет он поперек власти.

Ни в столице, ни в степной глуби,

Не испытывает он дрожи,

И народ его за то любит,

Да и я его люблю тоже.

Если вьюга замела веси,

Если небо за окном хмуро,

Я из тысячи других песен

Выбираю Шевчука Юру.

Но важнее в творчестве Александра Городницкого, конечно же, любовь к Родине и жизни в целом. Может это и есть его рецепт долголетия как человеческого, так и творческого? Может быть именно поэтому песни и стихи всегда актуальны и, в тоже время понятны?

Когда метель за окнами шальная

Свирепствует, порою иногда

Учительницу нашу вспоминаю,

Войною опаленные года.

Она твердила по сто раз когда-то

Голодным ленинградским пацанам:

“Всегда любите Родину, ребята”,

За что любить, не объясняя нам.

Был муж ее в тридцать седьмом расстрелян,

А мать ее в блокаду умерла.

“Любите Родину, ведущую нас к цели!

Любите Родину и все ее дела!”

Она болела тяжело под старость.

Ушла ее седая голова.

И все, что от нее теперь осталось, –

Вот эти лишь наивные слова.

Я к ней несу цветочки на могилу,

И повторяю по сто раз на дню:

“Любите Родину, покуда будут силы”.

За что любить, увы, не объясню.

Объяснения, думаю, можно будет услышать именно в филармонии. Год назад, когда Александр Городницкий впервые посетил БЗФ не как слушатель, его утешали, что спасло от легкого мандража: "Слегка поеживаясь пришел в филармонию, туда, куда так часто много лет назад бегал мальчишкой и видел немыслимое количество великих музыкантов, а про себя думаю как же я там буду сейчас сам стоять на этой сцене? Меня встречают женщины в фирменных костюмах и в ответ на мои сомнения отвечают: "Это было тогда, сейчас еще хуже вас бывают""...

Надеюсь, что камерность этого великолепного зала и любовь нас, поклонников творчества Александра Городницкого, помогут маэстро свыкнуться с этой сценой. 

С днем рождения, Александр Моисеевич!