Атланту 80: Юбилейные концерты
Ранее на Когита!ру: Физик, Лирик, Гражданин - Александр Городницкий
Александр Городницкий о "петербургском тексте", Москве, новоделах и оптимизме
Две новых книги, одна из которых вышла на днях, 34-серийный сериал "Атланты держат небо" о путешествиях, о Петербурге, о ленинградской блокаде, о Соловках и репрессиях. Киноэпопея, а именно так ее можно назвать, была снята и смонтирована по заявке канала "Культура", который затем от этого фильма отказался. Похоже, даже на таком уважаемом канале почему-то побоялись поставить сериал в эфир. "Неужели никто не сможет поставить этот фильм - готов его отдать бесплатно", - говорит маэстро. Но, видимо что-то тревожит главных редакторов телеканалов, может быть вот это?
Молча Сталин глядит с пьедестала
На страну, что увязла в ночи.
Половина здесь жертвами стала,
А другая пошла в палачи.
Безымянных могил не отыщешь
За холодной завесою вьюг.
Оглядись осторожно, дружище,
Кто остался сегодня вокруг?
Кто в проблемах насущного быта
Обживает теперь города?
Миллионы безвинно убитых
Растворились в земле без следа.
Их забрал невозвратно Всевышний
В уготованный ангельский сад,
А убийцы на пенсию вышли,
Наплодили детей и внучат.
И не будет согласья в народе,
Не подняться народу с колен,
Если с детства в крови его бродит
Этот рабский палаческий ген.
А может быть что-то уже более современное?
Все вспять возвращается заново,
Я истинно вам говорю.
Повесили доску Романову,
Из наших времен, — не царю.
При жизни добился он многого,
Являя партийную прыть:
Годами травил Товстоногова,
Велел Лихачева избить.
Не будет ему индульгенции
На невском седом берегу,
Душителю интеллигенции
И русской культуры врагу.
Из прошлого века туманного
Никто не уйдет без следа.
Повесили доску Романову,
Что правил в былые года.
Чтоб в трезвости или в подпитии
Мы помнили давнее зло.
Везет на правителей Питеру
И в прежние годы везло.
Припомним из времени дальнего,
Когда обернемся назад,
Сурового сталинца Жданова,
Его знаменитый доклад.
Он в годы блокадные черные,
Сдыхающим людям не впрок,
Педали крутил тренажерные,
Излишний сгоняя жирок.
И вы не избегнете тостика
С оценкою ваших трудов,
Василий Сергеевич Толстиков,
Что так ненавидел жидов.
По делу повесили доску вам,
Тому, кто меж суетных дел,
Оставил Россию без Бродского
И много другого успел.
Дабы благодарные граждане
Не жили о прошлом в тоске,
Правителю бывшему каждому
Повесим на дом по доске.
Пусть помнят окрестные жители,
Теперь и в грядущие дни,
О тех, кто злодействовал в Питере,
Чтоб впредь не вернулись они.
Предваряя концерт в Большом зале Петербургской Филармонии имени Шостаковича, Александр Городницкий говорит об очередной вехе в своем творчестве: "Это подведение итогов моей жизни, отчетный вечер о том, что удалось написать за эти годы".
Процесс продолжается и сейчас: есть у Александра Моисеевича совсем новые стихи о Петербурге, есть желание снять фильм или сериал о Царском селе.
Давай поедем в Царское Село,
Где птичьих новоселий переклички.
Нам в прошлое попасть не тяжело,-
Всего лишь полчаса на электричке.
Там статуи, почувствовав тепло,
Очнулись вновь в любовном давнем бреде.
Давай поедем в Царское Село,
Давай поедем!
Некрашенные за зиму дворцы,
Нестриженные на зиму деревья.
Какие мы с тобою молодцы,
Что бросили ненужные кочевья!
В каком краю тебе бы ни везло,
Без детства своего ты всюду беден,-
Давай поедем в Царское Село,
Давай поедем!
В зеленом и нетающем дыму
От дел своих сегодняшних проснуться,
К утраченному миру своему
Руками осторожно прикоснуться...
Ну кто сказал: воспоминанья - зло?-
Оставим эти глупости соседям!
Давай поедем в Царское Село,
Давай поедем!
Орут грачи веселые вокруг,
И станет неожиданно понятно,
Что кончился недолгой жизни круг
И время поворачивать обратно:
Увидеть льда зеркальное стекло
И небо над ветвями цвета меди,-
Давай поедем в Царское Село,
Давай поедем!
Град Петра меняется: "Внешне город выглядит хорошо, хотя мне не нравится, что он залеплен иностранной рекламой, повсюду стоят торговцы", - замечает поэт. Но в целом "он находится на правильном пути - это еще не Петербург, но мы вместе с ним движемся к этому". Хотя тут же осекся и говорит, что за время бомбежек и блокады "На Невском проспекте было уничтожено меньше зданий, чем при власти Матвиенко". Не менее жесткие слова и по отношению зданий дня сегодняшнего, например "Мариинки-2": "Почему нельзя оставить в покое историческую часть города"? Александр Городницкий по-своему "благодарен" Владимиру Ленину за то, что он "спас город тем, что перенес столицу в Москву", а то бы и в наш город стал бы застраиваться как нынешняя столица. Вот это самое "не могу молчать" и привело его к тому, чтобы выступить и против башни Газпрома, и против сноса трамвайного парка на Васильевском острове. В одном ряду с другими музыкантами:
Я не вижу от попсы прока,
Что горланит молодняк сдуру.
Я из тысячи певцов рока
Уважаю Шевчука Юру.
Он щетиною оброс колкой, -
Кто бы вздумал по щеке гладить?
Мало славе от него толку, -
Всем пожертвует друзей ради.
Там, где авторы другой масти
Слух начальственный струной ластят,
Говорит он поперек власти,
И поет он поперек власти.
Ни в столице, ни в степной глуби,
Не испытывает он дрожи,
И народ его за то любит,
Да и я его люблю тоже.
Если вьюга замела веси,
Если небо за окном хмуро,
Я из тысячи других песен
Выбираю Шевчука Юру.
Но важнее в творчестве Александра Городницкого, конечно же, любовь к Родине и жизни в целом. Может это и есть его рецепт долголетия как человеческого, так и творческого? Может быть именно поэтому песни и стихи всегда актуальны и, в тоже время понятны?
Когда метель за окнами шальная
Свирепствует, порою иногда
Учительницу нашу вспоминаю,
Войною опаленные года.
Она твердила по сто раз когда-то
Голодным ленинградским пацанам:
“Всегда любите Родину, ребята”,
За что любить, не объясняя нам.
Был муж ее в тридцать седьмом расстрелян,
А мать ее в блокаду умерла.
“Любите Родину, ведущую нас к цели!
Любите Родину и все ее дела!”
Она болела тяжело под старость.
Ушла ее седая голова.
И все, что от нее теперь осталось, –
Вот эти лишь наивные слова.
Я к ней несу цветочки на могилу,
И повторяю по сто раз на дню:
“Любите Родину, покуда будут силы”.
За что любить, увы, не объясню.
Объяснения, думаю, можно будет услышать именно в филармонии. Год назад, когда Александр Городницкий впервые посетил БЗФ не как слушатель, его утешали, что спасло от легкого мандража: "Слегка поеживаясь пришел в филармонию, туда, куда так часто много лет назад бегал мальчишкой и видел немыслимое количество великих музыкантов, а про себя думаю как же я там буду сейчас сам стоять на этой сцене? Меня встречают женщины в фирменных костюмах и в ответ на мои сомнения отвечают: "Это было тогда, сейчас еще хуже вас бывают""...
Надеюсь, что камерность этого великолепного зала и любовь нас, поклонников творчества Александра Городницкого, помогут маэстро свыкнуться с этой сценой.
С днем рождения, Александр Моисеевич!