01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Все мы как звёзды

Вы здесь: Главная / Новости / Кино / Все мы как звёзды

Все мы как звёзды

Автор: Текст Екатерина Омецинская — Дата создания: 11.03.2021 — Последние изменение: 11.03.2021
Участники: Фото World Pictures
На российские экраны выходит фильм британского режиссера Гарри Маккуина «Супернова». Одним только участием в ней Колина Фёрта и Стэнли Туччи лента, которую через несколько дней обязательно упомянут в списках соискателей премии «Оскар», заведомо обречена на успех.

При анализе «Супернова» уместно вспомнить анекдот из прошлого века – о конкурсе на самый короткий рассказ, который стал бы интересен самому широкому кругу читателей. Победитель сочинил лишь одно предложение: «О, Боже, — воскликнула королева, — я беременна и не знаю от кого!». В этой фразе были крутая интрига, тайны двора и религия – набор, которого вполне хватало для возбуждения интереса в веке ХХ… В ХХI столетии публику такой «простотой» не возьмешь: всех ничего не волнует или волнует абсолютно все. И полуторачасовой фильм британца Маккуина вобрал в себя многое из того, что занимает современного человека. Точнее – самых разных людей. «Супернова» говорит с нами об однополых отношениях и эгоизме любящих независимо от пола, о трагедии личности и космосе, философии и взаимопонимании с семьей и друзьями,  неумении обсуждать с близкими самое важное и вопросах жертвенности, страхе одиночества и важности самоконтроля, об облегчающем жизнь чувстве юмора и самокритичности, о муках творчества и проблемах старения, публичности и, наконец, самое главное – о праве выбора, которое есть у каждого адекватного человека. Любителей животных порадует, что у главных героев есть собака, а любителей природы – обилие в ленте неизменно прекрасных пейзажей старой доброй Англии. Осенние леса, озера, холмы, долины, каменные изгороди, узкие ленты рек, благодаря идеальной работе оператора Дика Поупа, знакомого отечественному зрителю по фильмам «Иллюзионист» и «Уильям Тёрнер» (Mr. Turner), поразят в самое сердце любого эстета. 

 

 

Безупречен и подбор музыки. В фильме нет ни одной мелодии, возникающей «просто так» или «для красоты». Каждая от звучащей из автомобильного радиоприемника в начале мелодраматического роуд-муви песни Catch the wind шотландца эклектика Донована до финального концертного исполнения героем Фёрта Salut d` amor британского романтика Эдварда Элгара применена со смыслом. Каждая от Heroes Дэвида Боуи до House of the Rising Sun Алана Прайса является ключом к более глубокому пониманию жизни героев. Парадокс: лента заставляет сначала думать, потом чувствовать. Мысль рождает эмоцию, подталкивая маховик внутреннего развития смотрящего.

Объяснение не всем понятного слова «супернова» последует в фильме, но для «скорого подключения» к киношедевру стоит пояснить, что этот астрономический термин определяет интенсивную гибель звезды. Ее мощь сообщает ранее накопленный звездный «строительный материал» вселенной, в том числе и нам с вами. Часть погибающих сверхновых есть в каждом живущем на Земле. Собственно, аналогичным образом сохраняется в разных людях память о каждом уходящем в небытие ярком человеке. И в этом его влияние на живых: память о мощной личности меняет их, а значит, меняет, «строит» мир вокруг…

…Двое немолодых мужчин – пианист Сэм в исполнении Колина Фёрта и писатель Таскер, роль которого играет Стэнли Туччи – отправляются в короткое путешествие «по памятным местам». Первому около шестидесяти, второму под семьдесят. Первый отправляется в поездку, чтобы ему стало легче жить, второй – чтобы ему было легче умереть. Потому что Таскер страдает от стремительно прогрессирующей деменции со всеми ее тяжкими последствиями – утерей памяти, нарушением ориентации в пространстве, невозможностью самостоятельно обслуживать себя. И пока он не потерял самоконтроль полностью, Таскер однозначно хочет покончить с собой. Его аргумент невероятно прост: «Я хочу, чтобы меня помнили таким, каким я был…». Многолетний партнер Таскера, Сэм, напротив, исполнен внутренней борьбы, цель которой – сделать свою любовь к Таскеру жертвенной, и даже в случае, если любимый человек перестанет его узнавать, заботиться о нем, оставаясь рядом. Уговорив себя на принесение этой жертвы «во имя любви», сам того не осознавая, он хочет сделать жертвой своего чувства и самого Таскера, имеющего полное право распоряжаться своей судьбой пока его сознание еще живо. 

Туччи может быть искрометным (таким знает его подавляющее большинство зрителей по ленте «Дьявол носит Prada», где он играет трудолюбивого душку Найджела), или сдержанным (в роли надежного молчуна Шона в фильме «Бурлеск»), может играть и доподлинных злодеев, как Харви в ленте «Милые кости»… На этот раз он удивительно точен в передаче поведенческих черт Таскера, человека, атакуемого деменцией. Сыграть дезориентацию в пространстве, невозможность прочитать тобой же написанный текст или потерю навыка застегнуть пуговицу на собственной рубахе, так, чтобы не перегнуть палку, так, чтобы тебе поверили, почти невозможно. Но Туччи делает это – изящно, тонко, лидируя в актерском дуэте. Оставляя в своем Таскере больше «светлых промежутков», заполненных присущими ему в прошлой жизни легкостью, юмором и острословием, в минуты «затмений» он играет болезнь тонким пунктиром, ювелирно передавая страх и растерянность героя в моменты  осознания того, что происходит с ним. Его баланс на грани правды и игры ставит ребром вопрос: «Потеря себя – не самая ли это страшная на свете потеря?..».

Фёрт же словно создан, чтобы играть сомнение, смятение, внутреннее переживание. Его герой мучительно проходит путь освобождения от эгоистического начала в любви. Типичная творческая личность, заглубленная в свои ощущения, в свое эго. И тем ценнее его последняя, уже безнадежная попытка хоть на несколько оставшихся часов удержать любовника рядом с собой – рука в руке…

Маккуин лишает «Супернову» не только эротизма, но и даже намека на него (не думаю, что пара-тройка минут, на которые лента с цензом 18+ убавилась в российском прокате, содержала нечто сверхинтимное). Гомосексуальность героев становится лишь режиссерским приемом, позволяющим посредством мужской природы Сэма и Таскера не допустить избыточной эмоциональной оценки ситуации героями (почти неминуемой в случае разнополых отношений). Маккуин просто создает условия, в которых важна актерская игра внутреннего, а не внешнего состояния персонажей. И лучше Фёрта и Туччи никто не мог бы справиться с такой задачей. На экране – жизнь двух близких друг другу талантливых людей, которые по-разному переживая одно горе, находят силы прийти к пониманию. Но в любом союзе есть тот, кто ярче, сильнее, разумнее, убедительней: начало пути к этому пониманию инициировано Таскером. Он в полной мере обладает искусством жить, не мешая другим. Он и только он способен в этой паре принять единственно верное решение. Он и есть супернова, которая сообщит частицу своей энергии, своего существа другим, среди которых первый – Сэм. Когда сильный человек сам просит отпустить его в небытие, грех этого не сделать. Собственно, это и есть главная тема фильма Маккуина: уж коли нас не спрашивают, хотим ли мы родиться, то настоять на том, чтобы уважили наше мнение о достойном уходе, каждый обязан сам.