Минтруд не собирается рассматривать ФЦП поддержки жертв репрессий
Нынешнее [27 мая 2013] заседание прошло под знаком эмоционального обсуждения заявления Минтруда и Минфина, "проработавших вопрос о включении в проект ФЦП конкретных законодательных мер по усилению социальной поддержки жертв репрессий". По данным Минтруда, людей, имеющих такой статус в соответствии с законом о реабилитации, в нашей стране сегодня 776 тысяч 667 человек, и это количество, к сожалению, стремительно убывает: по официальным данным на 2011 год, таковых насчитывалось около миллиона. В зависимости от региона проживания они получают денежную компенсацию от 230 рублей до двух с небольшим тысяч. (Компенсация же за утрату жилища, будь то конфискованная у репрессированного квартира в Москве или дом в деревне, согласно существующему законодательству, не может превышать десять тысяч рублей.) Такой разброс, ощутимый даже при мизерности названных цифр, вызван как раз трансформациями в законодательстве - с 2012 года субсидирование ежемесячных денежных пособий этой категории граждан спущено из федерального уровня на региональный, поэтому и обеспечивается оно исходя из, мягко говоря, неравных возможностей субъектов Федерации. Согласно принятым в регионах законам о социальной поддержке реабилитированных лиц, им должны быть предоставлены различные льготы - от первоочередной установки телефона до скидок на проезд в общественном транспорте. Размер ежемесячных денежных выплат должен обратно пропорционально зависеть от предоставляемых "в натуральном виде льгот". Однако, увы, этого в большинстве регионов не происходит: декларированное право на эти самые льготы так и остается бумажным. Потому, разумеется, рабочая группа, приступая к разработке концепции ФЦП несколько месяцев назад, включила в нее пункт о социальной поддержке. Тем более неожиданными для многих ее членов и экспертов-разработчиков стали категоричные формулировки консолидированного заявления минтруда и минфина.
"По мнению Минтруда и Минфина России, вопросы, связанные с усилением социальной поддержки жертв политических репрессий, не являются предметом рассмотрения целевых программ... В связи с вышеизложенным, по мнению Минтруда и Минфина России, включение в структуры проекта федеральной целевой программы конкретных законодательных мер по усилению социальной поддержки жертв политических репрессий не поддерживается". Работа комиссии по жанру носит по умолчанию совещательный характер, потому появление "протестного" документа от любого ведомства, включенного в разработку ФЦП, априори носит характер императива. (Так, в частности, месяц назад из проекта было по письму МИДа исключено направление "международное сотрудничество".) Потому в протокол заседания был внесен пункт: "поддержать предложение Минтруда России об исключении блока вопросов социальной поддержки из структуры ФЦП". Данный приговор, правда, в протоколе смягчен сентенцией о необходимости "изучить вопрос о целесообразности создания общественно-государственного фонда социальной поддержки" жертв политических репрессий.
"Если из программы исключен пункт о социальной поддержке жертв политических репрессий и законодательном обеспечении этой поддержки, межведомственная рабочая группа окажется не в состоянии решить одну из главных задач - реально помочь ныне живущим жертвам большевистского террора. Нужно успеть помочь живым", - считает член межведомственной рабочей группы, директор Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин. С этой точкой зрения невозможно не согласиться.
Комментарий Минтруда России, данный "Российской газете":
"Первой и главной целью программы "Об увековечивании памяти жертв тотального режима и о национальном примирении" еще изначально, в 2011 году, представителями общественности называлась модернизация сознания российского общества через признание трагедии народа времен тотального режима.
Вопросы же социальной поддержки жертв политических репрессий рассматриваются не в целевых программах, а в рамках совершенствования российского законодательства.
Так, во всех регионах приняты законы о социальной поддержке лиц, пострадавших от политических репрессий. В соответствии с ними реабилитированным лицам предоставляются различные меры социальной поддержки, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; первоочередной установке телефона и компенсации расходов за его установку; проезду в городском и пригородном транспорте общего пользования, а также компенсации стоимости проезда по территории России на междугородном транспорте; изготовлению и ремонту зубных протезов, расходов по погребению, а также другие меры поддержки, в том числе осуществляются ежемесячные денежные выплаты.
Таким образом, объем предоставляемых мер не ниже, чем установленные для других категорий так называемых "региональных льготников", например, ветеранов труда и т.д.
Сама же программа идеологически задумывалась не как программа о дополнительных льготах и мерах социальной поддержки, а как политика мер по увековечиванию памяти этих жертв".