Полякам в Петербурге проще экспортировать
Еще совсем недавно польские бизнесмены рассматривали рынки Петербурга, Ленобласти и всего Северо-Запада РФ с точки зрения локализации производства. Это понятно: кому-кому, а близким по взглядам на жизнь и ментальности славянам легче адаптироваться в специфических условиях российского капитализма. Однако в последние несколько лет, после кризиса 2008-2010 годов ситуация изменилась. Даже свой крупнейший проект – завод по глубокой переработке древесины «Флайдерер», польская компания Pfleiderer Grajewo S.A. в 2013 году продала группе «Икея». Однако польский бизнес из региона отнюдь не уходит – он остается в ряде прежних ниш и ищет новые.
Теперь польский бизнес в основе своей предпочитает экспортировать товары в наш регион, предлагая взамен российским предпринимателям инвестировать свой капитал в фирмы на территории Польши. Практика показала, что это не только проще и удобнее, но и безопаснее – причем для обеих сторон.
Отдел содействия торговле и инвестициям Генконсульства Республики Польша в Санкт-Петербурге предлагает на своем сайте подробный каталог польских компаний – экспортеров (по отраслям: энергетика и электротехника, продовольствие, строительные материалы, косметика и т.д.), а также разностороннюю помощь российским импортерам. Там же можно найти подробный список профильных выставок, проходящих на территории Польши.
Точно также польские компании, участвующие в выставках на нашей территории, предлагают свои товары и ищут партнёров для их продвижения. Ну, и от инвестиций никто не отказывается – что, в общем-то, естественно на фоне непрекращающегося бегства капитала из России. На обучение «как работать в Польше» работают и многие обучающие (вusiness сoach) программы, на которые можно записаться в различных профильных учебных заведениях – и ведут их, как правило, польские же юристы.
В свое время польский бизнес активно продвигал у нас – через систему торгово-промышленных палат, идею переноса производства с территории РФ в технопарки, специально созданные для этой цели в восточных воеводствах Польши. Посыл был в целом верный: россияне в годы становления «режима стабильности» активно выводили производство и логистику – туда, где их бизнес не могли достать пресловутые «силовики».
Понятно, что самыми популярными в этой связи были предложения эстонцев, чьи аналогичные технопарки под Нарвой привлекли петербургских и областных предпринимателей как территориальной близостью, так и возможностью использовать при управлении бизнесом русский язык. Восточная Польша в этом смысле больше подошла калининградцам – как в силу, опять же, территориальной близости, так и упрощённого режима пересечения границы. (Постоянные жители Калининградской области имеют возможность находиться в приграничных польских воеводствах в течение полугода до 90 суток без визы – по «карте малого приграничного движения» - МПД).
Решения о сотрудничестве с ближайшими к Петербургу странами ЕС – Эстонией и Финляндией зачастую обусловлены и тем, что бизнесменам эти страны ближе не только территориально, но и в бытовом смысле. В страну Суоми большинство из них традиционно ездит с 90-х годов ХХ века «за «Фейри», рыбой и зимней резиной». Эстония в последние годы тоже привлекает туристов из приграничных регионов РФ – достаточно вспомнить, что 60% клиентов эстонских спа-центров составляют россияне, подавляющее большинство которых – петербуржцы и жители Ленобласти.
Однако в сфере туризма Польша стремительно нагоняет наших ближайших соседей. По словам представителя Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Павла Румянцева, хотя наиболее популярными у петербуржцев для отдыха странами остаются Финляндия, Швеция, Эстония и Латвия, но «вторым эшелоном» за ними следует Польша – вместе с Чехией, Норвегией и Литвой.
Возвращаясь к польскому импорту, стоит отметить, что в современном глобальном мире потребитель зачастую не догадывается о стране происхождения товара (а то и вовсе не интересуется этим фактом). Широко распространено заблуждение, согласно которому чуть ли не 100% товаров массового потребления производится в Китае или, во всяком случае – в регионе Юго-Восточной Азии. Тем не менее, такие моющие средства, как Dosia, Calgon и Vanish, имеют польское происхождение, а производятся компанией Reckitt Benckiser вообще на заводе, расположенном в городе Клин (к слову, первое представительство компании появилось в 1994 году в Санкт-Петербурге, а офис в Москве был открыт только в 1997 году). Ну, а такие хорошо известные нашим дамам средства индивидуальной гигиены, как Bella или косметика Eva Natura – произведены польской фирмой TZMA SA. Именно на информации о том, что имеющийся у них товар – не азиатского происхождения, а польского, часто строятся рекламные компании ряда петербургских магазинов. Так, сеть «Азбука Моды» подчеркивает, что у неё в наличии – модная и стильная польская одежда таких брендов, как ARTEX, Modmart, REMA и MAXIM.
На продвижение польских товаров рассчитаны и те инвестиции, которые польская сторона планирует вложить на территории нашего региона. К примеру, в настоящее время идут переговоры о строительстве на территории Ленобласти совместного оптового агропродовольственного распределительного центра. Впервые о проекте объявили в феврале 2013 года генеральный консул Республики Польша в Санкт-Петербурге Петр Марциняк и вице-губернатор Ленинградской области Сергей Яхнюк. Польская сторона, изучив разработанный компанией «Норд-овощ» проект, выразила предварительную готовность участвовать в его финансировании (объем необходимых инвестиций составляет 2,8 млрд рублей, срок окупаемости –15 лет).
Подобные логистические терминалы уже построены в Польше, в частности – во Вроцлаве (Нижнесилезское воеводство). И именно польское Агентство по экономическому сотрудничеству Нижней Силезии помогает в создании таких центров Беларуси и Украине.
Стоит отметить, что крупных концернов и вертикально-интегрированных предприятий в Польше – не так уж и много, основа польской экономики – это малый бизнес (кстати, вполне возможно, что именно этим объясняются некоторые трудности с созданием и работой производств в России – государстве, где традиционно больше почитаются индустриальные гиганты). В Польше же небольшое предприятие может производить относительно узкий ассортимент, но благодаря присущей малому бизнесу гибкости легко освоит новую продукцию под конкретный заказ, или дополнительно к продуктам питания сможет поставлять, скажем, автокомплектующие. Поскольку компаний таких уже довольно много на нашем рынке, могут встречаться и забавные совпадения. Так, кое-кто из потребителей совершенно искренне думал, что детская мебель «Ярдрев» производится в российском Ярославле, в то время как фирма расположена под Краковом, а название ее происходит от имени владельца – Ярослава Киепура.
Виктор Николаев, специально для Когита!ру