01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Граждане

Александр Кустов. Благотворительность в сравнительной перспективе. Религия имеет значение

Вы здесь: Главная / Граждане / Бюллетень благотворительности / 3-й конкурс эссе "Благотворительность в Европе и России" / Александр Кустов. Благотворительность в сравнительной перспективе. Религия имеет значение

Александр Кустов. Благотворительность в сравнительной перспективе. Религия имеет значение

Автор: Александр Кустов — Дата создания: 09.02.2011 — Последние изменение: 09.02.2011
Начинаем публикацию работ победителей Третьего конкурса эссе "Благотворительность в Европе и России". Эссе Александра Кустова посвящено субъективному "уровню счастья" граждан и его влиянию на рост или снижение уровня благотворительности в стране.

Благотворительность в сравнительной перспективе. Религия имеет значение

Александр Кустов - студент Санкт-Петербургского филиала Государственного Университета - Высшей Школы Экономики

Обычно, когда говорят о благотворительности, подразумеваются какие-то особые фонды и организации, пожертвования или в лучшем случае материальная помощь в виде товаров первой необходимости.

В то же время, благотворительность этим далеко не ограничивается. Например, CAF (CharitiesAidFoundation) [1] использует максимально широкое определение благотворительности - оно включает как пожертвования, так и волонтерскую работу, и прямую помощь нуждающимся. В самом деле, время – это тоже ресурс (причем не возобновляемый), поэтому волонтерская работа, а также любая другая безвозмездная помощь, может считаться полноправной благотворительной деятельностью наравне с любыми денежными (или товарными) пожертвованиями.

В невиданном ранее по масштабу Мировом Рейтинге Благотворительности, подготовленным CAF, приводится информация о распространенности уже перечисленных благотворительных практик (пожертвования, волонтерство, прямая помощь) в 153 странах мира и таким образом охватывается 95% населения земного шара.

Было установлено, что в целом люди с возрастом начинают делать больше пожертвований и при этом все меньше занимаются волонтерской деятельностью. То же самое верно и для женщин, по отношению к мужчинам. В целом же люди всегда более склоны напрямую помогать нуждающимся, чем жертвовать деньги или работать волонтером. Несмотря на тривиальность одного из ключевых выводов, который заключается в том, что «люди в разных странах по-разному участвуют в благотворительности», само исследование представляет огромный интерес. Отчет содержит количественную информацию о практически всех странах мира и таким образом позволяет произвести сравнительный анализ данных. Например, такой объем данных позволяет нам попытаться найти причину наблюдаемого уровня благотворительности в той или иной стране. Другими словами, имея определенную зависимую переменную (индекс благотворительности как среднее арифметические уровня распространенности пожертвований, волонтерства и прямой помощи нуждающимся), мы можем посмотреть какие независимые переменные оказывают на нее наибольшее влияние. Именно таким образом, в рассматриваемом исследовании было установлено, что, вопреки здравому смыслу, на уровень благотворительности в той или иной стране влияет не столько ее объективное благополучие (измеряемое  в ВВП на душу населения по паритету покупательской способности), сколько субъективное благополучие граждан, или уровень счастья [2].

На уровень благотворительности в той или иной стране влияет не столько ее объективное благополучие (измеряемое  в ВВП на душу населения по паритету покупательской способности), сколько субъективное благополучие граждан, или уровень счастья

Выявленная в исследовании закономерность имеет непосредственное отношение к России и другим посткоммунистическим странам, где, как отмечают социологи, уровень субъективного благополучия ниже предполагаемого по ВВП [3]. Принимая во внимание вышесказанное можно попытаться установить одну из причин столько низкого уровня благотворительности в России и других странах бывшего СССР. Смотря на конкретные данные, полученные в ходе исследования, можно действительно убедиться в том, что благотворительность на территории бывшего СССР развита плохо. Заметим, что если посмотреть на результаты государств Восточной Европы, входивших ранее в Социалистический блок, то ситуация будет примерно такой же.

kustov1

Из приведенной таблицы, составленной на базе данных рейтинга, видно, что среднеазиатские республики, в особенности Туркменистан, являются исключением из правила. С чем это может быть связано? Логично предположить, что там можно наблюдать более высокий уровень субъективного благополучия. И действительно, если мы посмотрим на сравнительные данные World Values Survey [4], то исламские республики, к которым относятся наши исключения, в среднем более счастливы. То есть получается, что преобладающая религия оказывает влияние на счастье населения и, следовательно, на уровень благотворительности в той или иной стране. Собственно, если посмотреть на первые позиции в рейтинге, то большинство из них будут принадлежать протестантским странам.

Проанализируем теперь православные государства:

kustov2

Как мы видим, все православные государства обладают относительно низким уровнем благотворительности (для сравнения, в стране - лидере рейтинга – Австралии пожертвованиями занимаются 70% населения, волонтерством – 38%, помощью нуждающимся – 64%). При этом единой схемы не наблюдается – где-то высокий уровень пожертвований, где-то – волонтерства. Конечно, очень сложно отделить влияние советского прошлого от православной культуры, тем не менее, есть страны, такие как Греция или Эфиопия, которые помогают нам это сделать. Видно, что больше всего культура благотворительности развита в Эфиопии. В то же время, Греция, также не попадавшая под влияние СССР,  демонстрирует чрезвычайно низкий уровень благотворительности. Из интересного можно также отметить необычайно высокий уровень пожертвований в Румынии и волонтерства в Белоруссии.  

Мне кажется, что подобные исключительные случаи было бы продуктивно изучить отдельно, посмотреть культурную и историческую специфику стран. Быть может, причиной некоторых неожиданно высоких показателей вообще является ошибка измерения?

В целом можно отметить, что, судя по результатам анализируемого исследования, религия имеет значение. Странно, что авторы исследования, не уделили данному параметру должного внимания, ограничившись лишь определением различий по социально-демографическим характеристикам (пол, возраст), а также переменным объективного и субъективного благополучия. Полезность проведенного деления стран по регионам, согласно классификации ООН, вообще может быть поставлена под сомнение. Ведь как можно видеть из результатов исследования, выделенные регионы очень отличаются не только между собой, но и внутри.

Каким же образом и почему религия влияет на благотворительность? Как уже отмечалось выше, религия может оказывать опосредованное влияние на благотворительность через субъективное благополучие. Однако, из результатов WorldValuesSurvey [4], мы знаем, что прямой связи не существует, то есть далеко не обязательно самый религиозный человек, будет и самым счастливым. Как показывают исследования, религия делает более счастливыми в основном только бедных людей. И не в России. Вообще посткоммунистические страны являются здесь скорее исключением. Таким образом, наблюдаемое в последнее время, увеличение религиозных настроений в обществе, вряд ли заставит людей делать больше пожертвований и заниматься волонтерской работой.

Может быть, все дело в конкретных религиозных практиках? Действительно, согласно рассматриваемому мировому рейтингу, можно заметить связь уровня благотворительности и преобладания в стране той или иной конфессии. По крайней мере, видно, что уровень благотворительности в католических, и в особенности протестантских странах выше, чем в православных. Конечно, здесь дело, видимо, не в конкретных догматах и теологии различных конфессий, а в разнице реальных институтов и практик, то есть того, как устроена (в особенности, социально) та или иная церковь.

Православная церковь довольно иерархична, и с этим, возможно, связана часто отмечаемая многими социальными учеными такая черта русской культуры, как патернализм. Вместо того, чтобы научиться помогать друг другу, люди ожидают, что им поможет кто-то старший – родители, начальники, государство, Бог, в конце концов.

Вместо того, чтобы научиться помогать друг другу, люди ожидают, что им поможет кто-то старший – родители, начальники, государство, Бог, в конце концов.

Те, кому приходилось бывать на службах различных конфессий, скорее всего, заметили разницу. Если в католических и протестантских церквях, сбор пожертвований является обыденной практикой, происходит постоянно в реальном времени, то в православных церквях такое даже невозможно представить. Конечно, обязательно будет стоять копилка, куда каждый может пожертвовать деньги (но будет ли?), кроме того, у церкви может стоять специальный человек, собирающий пожертвования. Но это не имеет ничего общего с тем, когда собирается приход, и в порыве общинной солидарности происходит публичная поддержка сообщества в виде пожертвований церкви. Вполне возможно, что имея подобный опыт с раннего детства, люди «заряжаются» определенной культурой благотворительности на всю дальнейшую жизнь.

Классик социологии Макс Вебер писал в одной своей известной работе о протестантской этике капитализма. Возможно, также существует и этика благотворительности? Что ж, если так, то, можно утверждать об ее недостатке (не о полном отсутствии!)  в православии. Я не могу утверждать, что, например, Россия обречена из-за преобладающей в ней православной культуры.  В конце концов, и дух капитализма есть далеко не только в протестантизме. Да и влияние религии в современном мире можно поставить под вопрос.

Заключение

В данной работе, я постарался рассмотреть благотворительность в сравнительной перспективе (делая особый акцент на России и Европе в целом), оперируя конкретными численными показателями и основываясь на проведенном недавно международном исследовании «World Giving Index 2010».

Развивая тему связи субъективного уровня благополучия и уровня благотворительности, я предпринял попытку определить возможное влияние религии на изучаемый параметр. Конечно, нужно провести дополнительные отдельные исследования этой чрезвычайно важной темы, однако, уже сейчас видно, что религия имеет значение.

Так, если сгруппировать страны по преобладанию в них той или иной конфессии, то окажется, что православные страны будут иметь наименьший уровень благотворительности. В данном эссе, я попытался предварительно объяснить наблюдаемые данные. В любом случае, мне не хочется делать никаких предварительных далеко идущих выводов. Хочется надеяться, что культура благотворительности не является чем-то постоянным и меняется со временем. И у России, как  у других восточноевропейских государств, есть шанс стать лучше в этом плане.

Впрочем, если подобные по масштабу сравнительные международные исследования благотворительности будут проводиться дальше, то очень скоро мы это узнаем.

Ссылки

[1] CharitiesAidFoundation - крупная международная благотворительная организация, существующая уже более 30 лет.

[2] World Giving Index 2010 

[3] «Россияне – самые несчастные люди на Земле» // Газета Утро 

[4] Международной исследование WorldValuesSurvey является одним из самых авторитетных сравнительных исследований по социологии. Проект проводится уже более 30 лет и в настоящий момент охватывает около ста стран. Подробнее: http://www.worldvaluessurvey.org/

 

comments powered by Disqus