Вера Колкутина. Россия и Европа: интерпретируя друг друга: «государи » и «граждане».
Свобода начинается с сомнения.
Сомневайся во всем. Несомненен лишь факт сомнения.
Р. Декарт.
Мурманск. Холодное лето 2009
Семинар русско-немецкой молодежи Восток-Форум. Основной вопрос семинара – практики образования. Формальное, неформальное образование, образование всех типов и видов.
Мастер-класс молодого правозащитника Максима: «Что такое гражданское образование?». Переводчик готов. Переводчик переводит для всех все слово в слово, чтобы всем было все понятно, и не осталось никаких сомнений в сказанном. Но сомнения множатся, разрастаются, и... Все с интересом слушали до тех пор, как было объявлено задание для работы в группах. Сюжет: Две смешанные группы выполняют задание на формулировку определения гражданского образования. И сталкиваются с неожиданной трудностью: то, что российские мальчики и девочки вкладывают в понятие гражданское общество и образование, не стыкуется с немецкой терминологией.
«Landeskunde”, “Zivilgesellschaft”, “Zivilbildung”? akademische Ausbildung? Bürgerliche Ausbildung?“ - was ist das und was ist los?![1]
Пытаясь преодолеть эту трудность, участниками был совершен огромный прорыв - мы вдруг поняли, что, несмотря на переводчиков и четко проговариваемые слова, мы не понимаем друг друга. Понимание – это поиск общих смыслов, а мы искали лишь правильный перевод. Интерпретация сказанного – это искусство, основанное на общих смыслах, трансляции общей памяти или общих перспектив. Ни того, ни другого у нас не было.
Одинаковость
Мы, разумные существа, обитающие на планете земля, способные к самовоспроизводству, высшей нервной деятельности и самосознанию, мы все люди и значит мы все одинаковые. Самое ценное и не отчуждаемое у нас - жизнь, будь ты хоть немец, хоть индус, хоть папуас.
- Что же это?! - завопил Фокин.
- Это люди, Боря. Красть вещи могут и звери, но только люди могут возвращать украденное» [2]
В чем же разница между нами? Неужели цвет кожи и «иностранный язык» способен проложить пропасть между разумными существами?
Диалог:
Мартин: Интересно, что в России большое значение имеют личные связи, и второстепенное значение – закон. Если есть связи, закон может и подождать. В Европе по-другому. В Германии, например. Закон – превыше всего. Закон – это Библия гражданина.
Максим: Бессмысленный правопорядок отвратителен. А вот осмысленный беспорядок - это моё… Закон очень часто есть бессмысленный правопорядок…
Закон и порядок. Человек и закон. У нас у всех разный опыт. Разный государственный опыт. Таким образом, демаркационная линия «моя твоя не понимать» лежит в области опыта. Опыт формирует культура и традиция. Тогда сложим оружие и распишемся в тщетности попыток договориться с иностранными друзьями? А честь? Достоинство? Совесть? Ответственность? Жизнь и смерть? Они же для всех одинаковы. Будет ли этот человеческий опыт единым для нас в гражданской сфере?
Гражданское общество - это сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем организованная, внутренне упорядоченная и взаимодействующая с государством, сфера, где люди реализуют свои частные интересы, объединяются в группы и организации [3].
Гражданское общество организуется после разделения сфер влияния между государством и гражданином. Гражданское общество невозможно без правового государства.[4]
Что нам говорит русская традиция на этот счет? «Без царя в голове» - так говорили на Руси о тех, кто совершал необдуманные, безрассудные поступки… «Царь» в голове? «Царь» – олицетворение государства. Значит ли это, что для русского человека источником вечных ценностей является, не только собственно «человеческое» в нем самом, но и тот, кто олицетворяет для него власть – царь, президент, король, министр…? Велено: «Казнить, нельзя помиловать» - значит казнить, и страсбургский суд в России не предусмотрен…
Через пространство и время
Нужно отметить следующее: Россия - одна девятая суши. Территория и после распада СССР огромная – факт. Европа же территориально компактна. На право пошел во Францию пришел, налево – в Польшу или Словению, а прямо пойдешь к римлянам выйдешь, и коня не потеряешь. Опыт и территория - те два фактора, которые приводят наши народы к непониманию, на мой взгляд. «Бежать в леса» от закона – можно только в России, потому как леса простираются на все четыре стороны. Партизанская война в истории – феномен и территориальный в том числе. Лес прокормит, укроет, даст возможность запутать следы. Огромная территория предполагает, и неоднородное развитие во времени. В Москве царь - государь выпустил приказ, а депеша долетела только через «год»…Вы можете возразить – техника, Интернет решает эти вопросы. Увы, технике подвластно сокращать расстояния в пространстве, но не в развитии человеческого сознания во времени.
«Свой. Другой. Чужой»?
Г.М.М.: государственно – граждански-модифицированный мир, или Гегель, Маркс, Мертес
Гегель [5]
Гегель Фридрих Георг Вильгельм, философ начала 19 века. Предпочитал государство гражданскому обществу. Наделял государство духом, тем духом, который есть абсолют и не может навредить духу человеческому. В свою очередь, человеческих дух должен осознать себя и тот факт, что «общежитие» требует ответственности. Ответственность перед самим собой за свою жизнь. Человек совершает преступления в темноте. Ему, человеку кажется, что в темноте не видно. Но абсолютный дух видит все. Потому ответственность с ним всегда.
Маркс
Карл Маркс, экономист, философ, политический журналист 19 века. Оспорил тезис Гегеля о первичности государства по отношению гражданскому обществу. Понимал гражданское общество как материальные отношения индивидов. В философии и социологии марксизма, а также в большинстве современных политологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса. Преодолеть разрыв между гражданским обществом и государством возможно путем создания нового, коммунистического типа общества без государства, в котором свободное развитие каждого индивида является условием развития всего общества.
Мертес
Михаэль Мертес, немецкий публицист и общественный деятель, журналист. Для него гражданское общество – суть от слова «граждане» [6], не от слова революция, кризис, или власть, а от слова «граждане» – тех, кто платит налоги, воспитывает детей, учит их прощать, любить, помогать и собираться вместе на рождество. «…Самым важным фактором является сильный центр – широкий социально-экономический средний слой, против которого невозможно бороться на выборах. Существование этого центра сдерживает радикализм партийных программ, благодаря чему смена власти не приводит к радикальным изменениям политической континуальности…» [[7]
Для гражданского общества нужен сильный средний класс – это урок истории. В России его пока нет. И это, на наш взгляд, тоже факт. Неизбежность противостояния институтов государства и гражданского общества заложена в самой природе развития и общества и государства. Дело в том, что государство и гражданское общество являются естественными конкурентами, поскольку претендуют на одну и ту же роль – на управление общественными процессами.
И несмотря на все различие в сущности граждан как личностей и государства как формы жизнеустройства граждан, есть поле, объединяющие и форму, и содержание – это поле культуры и традиций.
Итак, диалектика жизни: опыт, территория, культура – то, что нас и объединяет и разъединяет.
Немного о водоразделах понимания. Обратимся к языку своему и иностранному, на примере слова, которое передает смысл того, за что мы сражаемся, к чему стремимся напрямик и исподволь, что отстаиваем в диалогах на кухне, научных лабораториях и в кремлевских дворцах… - истина.
Wahrheit (von westgermanisch wâra, das wie lateinisch verus zu indogermanisch uêro gehört; griechisch Aletheia; lateinisch veritas, wirklicher Sachverhalt) ist einer der wichtigsten philosophischen Grundbegriffe. Die Frage nach der Wahrheit gehört zu den zentralen Problemen der Philosophie und wurde von den verschiedensten Schulen und Denkern unterschiedlich beantwortet [8].
Истина— верное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание или сама познанная действительность [9].
Правда - то, что соответствует действительности, вторая истина [10].
В русском языке есть две категории, обозначающие соответствие чего-либо действительности: правда и истина. В немецком же языке, как мы видим, есть только один термин – правда. Его интерпретация зависит от контекста, но тем не менее. Несмотря на то, что в истории науки мы имеем таких «теоретиков научной истины» как П. Файерабенда с его эпистемологическим анархизмом, К. Поппера с его принципом фальсификации и Т. Куна с его научной революцией, терминологически язык науки формально схож с обыденной жизнью, но интуитивно различен. Истина – категория логическая, обозначает не ложь. Истина – это не ложь. А «Правда»? Правда – то, что ситуативно и соответствует действительности в настоящий момент. 2+2=4 - это истина, тогда как два дерева плюс две селедки равно четыре фикуса – это ложь, или иначе - неправда.
Пример, приведенный выше, открывает нам феноменологическую сторону российско-европейских отношений – сторону интуитивного непонимания, но формального соответствия (или несоответствия?).
Но тем не мене, закладывая в основу нашего диалога культуру, ценностные ориентации, универсальные законы бытия и науки, мы имеем все шансы придти к общему основанию для понимания. Или непонимания?
«Непонимание»
Восток и Запад
Восток и Запад – бинарная пара, которая не только не устранима, но и ее исчезновение грозит серьезными последствиями. Ведь в практике формирования сознания и самосознания индивид должен уметь отличить себя от «другого». «Другой» нужен нам как воздух, чтобы понять себя.
Таким образом, и «Запад» нам нужен, чтобы понять, что же есть «Восток». Социальная опасность кроется в том, что миграция населения стирает фенотипические границы между людьми, разнополые браки по всему миру ведут к усреднению фенотипа. Расы перемешиваются, стремясь к одному знаменателю.
На «Западе» человек «молод» до 40 лет. В «России» ты уже стар в 35, а объявления о работе пестрят возрастными ограничениями «молодые люди до 35 лет», иногда до 30. На «Западе» одно ограничение – твой профессионализм, который ты и продемонстрируешь на практике.
«Запад» признает сексуальные права человека, включая право на сексуальную информацию и научное образование. «Россия» уважает лишь такую сексуальность, которая ведет к деторождению и происходит в рамках законного брака.[11]
«Запад» считает пенсионеров «достоянием республики», необходимой предпосылкой репродуктивного здоровья будущих поколений и субъективного благополучия. В России о пенсионерах предпочитают не говорить.
«Запад» просвещает как женщин, так и мужчин относительно полового воспитания, «Россия» только женщин. «Женщина» в ответе за все, даже если у нее нет никаких прав в этой стране, кроме права на материнский капитал, и то переменное право.
«Запад» опирается на гражданское общество, то есть на людей, стремящихся устроить свое «общежитие» наиболее эффективно, без стремления захватить власть и административный ресурс, даже если это гражданское общество митингует и устраивает демонстрации. В «России» демонстрация, митинг или забастовка возможны только по разрешению государственных органов.
На «Западе» экстремисты - это граждане, которые совершают нечто, что противоречит правам человека. В «России» экстремист каждый, кто «другой» в представлении государственных структур.
Какая из этих стратегий эффективнее - каждый может судить сам. Но именно в сфере личной жизни мы все очень похожи. Это правда.
Прогресс и безработица
Люди – наше единственное богатство, а научно-техническая революция всегда выступала как опасность. Джордано Бруно пострадал лишь за то, что высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями. Часто в новых технологиях видят опасность и причину безработицы. Такие обвинения начались с промышленной революции в Англии в 18 веке, когда появились первые воинственные группы рабочих под названием «луддиты». Эти «разрушители машин» пытались незамысловатыми способами остановить внедрение трудосберегающих технологий, мотивируя это тем, что «новые технологии приносят безработицу». В 20 веке мы могли наблюдать противостояние сциентизма и антисциентизма, где последние видели в науке и ее развитии то зло, которое усиливает классовое расслоение в обществе. Наблюдая развитие технологического мира сегодня, и его проекцию на гражданское общество, мы можем сказать, что оно, общество, поделилось на две части – пользователи программного обеспечения и его создатели. Те, кто управляет вами и собственно вы, как управляемый. Ведь вам уже сложно, да что там! невозможно обойтись без гаджетов в повседневной жизни: сначала это был утюг, микроволновка, затем цифровой фотоаппарат, мобильный телефон, затем Интернет, цифровой плеер, а сегодня все вместе в одном приборе…
И это другая, глубинная сторона понимания и формирования гражданского общества и в Европе и в России – новые технологии. Мы говорили об этом выше – территория…Например, в России летают самолеты. И в Европе летают. И по всему миру летают. Прогресс. Но европеец говорит: «… мне от Берлина до Москвы 2500 тысячи километров!». А русский человек скажет: «…мне от Берлина до Москвы всего 3 часа самолетом лететь, или эх, больше суток на поезде».
Европеец измеряет пространство километрами, а русский человек - часами и сутками, потому как это отголосок генетической памяти страны, где дороги и расстояния не прокладывались, а преодолевались...
Человеческий капитал и образование
Когда важное заменяется тривиальным, когда культурная жизнь определяется как бесконечная цепь развлечений, когда серьезный общественный диалог заменяется подобострастными односторонними интервью, когда граждане превращаются в однородную зрительскую массу, главным делом которой становится наблюдение за водевилем под названием «Жизнь», тогда нация скукоживается [12] и умирает. Имея вместо граждан - зрителей и наблюдателей мы сталкиваемся с основной проблемой современного гражданского общества – инфантилизм молодых активных людей. Современные топ -менеджеры - немного дети, играющие в предприятия в разных странах. Стирание государственных границ обесценивает жизнь каждого конкретного человека не принадлежащего никому. В этом есть скрытый парадокс. С одной стороны, мы стремимся к тотальной свободе от государства, с другой мы не можем жить (или пока не умеем) вне его. Инерция гражданская, социальная в России на наш взгляд обусловлена и демографией. Демографический срез в России интересен: молодые люди в возрасте 35-45 лет застали последние годы существования СССР, пережили «лихие 90-е» – перестройка государственной системы, и достигнутое ими благополучие к 20… году превратило их в людей «без инициативы». Инициатива - это беспокойство. Количество беспокойства в их жизни было достаточным, для того чтобы, достигнув относительной внешней стабильности выключиться из процесса беспокойства о гражданском общежитии.
Люди старшего возраста – 55-65 лет - пережили перелом ценностей и ценностных ориентаций плюс технологический рывок (мобильная связь, Интернет), адаптировались к новым условиям среды обитания, сохранили интеллектуальные принципы и установки прежней эпохи (человек должен получить высшее образование, должен работать, создать семью, или по аналогии с русской присказкой - построить дом, посадить дерево, вырастить ребенка). Молодое поколение 15-25 – растет в эпоху мобильной связи, служб мгновенных сообщений, доступных путешествий, цифрового телевидения и широкополосного Интернета. Они другие. Им трудно представить войну 1941-45 годов, с телефонами-проводами и не совершенным оружием. Таким образом, российское общество очень различно по консистенции, и даже не по фактору «благосостояния» а по фактору «внутреннего содержания». Мы все говорим на разных языках, потому как представляем людей трех поколений – «эпохи радио», «эпохи телевидения», и «эпохи Интернет», потому наше гражданское общество - это постоянное поле для переговоров и диалогов. Как следствие – активное развитие неформального образования, школ по правам человека и работы НКО.
В современном мире конкуренции большинство населения должно иметь хорошее или, по крайней мере, достаточно хорошее образование. Образование, которое позволит перенять опыт, понять территорию и развивать культуру.
После распада СССР Россия сохранила в своих границах десятки регионов и автономных образований, отличающихся друг от друга по экономическим и социальным показателям. Причем эта разница иногда глубже и ощутимее, чем различия между государствами-членами ЕС или его регионами.
Социальные проблемы в России и Европе – различны, как различны кофе и чай. И кофе и чай предназначены, чтобы их пить, но продукт для этих напитков произрастает в разных условиях и на разных деревьях. Мы можем учиться друг у друга, и разнообразить их сорта, периодически меняя кофе на чай, чтобы не происходило привыкание, и напиток не показался надоевшим и безвкусным. Но кофе никогда не превратится в чай, и всегда будет произрастать в зернах.
Литература:
[1] "Страноведение", "гражданское общество", "гражданское образование"? «академическое образование»? «Гражданское образование?“ - что это такое и в чем дело?! (Нем.)
[2] Стругацкие Аркадий и Борис, «Полдень, XXII век», М.: 2008.
[3] Пушкарева Г. В. Конспект лекций. М.,2005
[4] http://ru.wikipedia.org/wiki/
[5] Гегель Ф.В. Философия права М.: Прогресс, 275.
[6] Гражданин (русск. горожанин) — физическое лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Правоспособный гражданин по отношению к остальным гражданам имеет права, свободы и обязанности.
[7] Мертес М Немецкие вопросы – европейские ответы, МШПИ, 2001, с. ???
[8]http://de.wikipedia.org/wiki/Wahrheit
[9] http://ru.wikipedia.org/wiki
[10] http://www.edudic.ru/oje/38589/
[11] Кон И.С. Национальный характер – миф или реальность? // Иностранная литература. – 1968, N 2.
[12]Познер В, по материалам радиовыступления 2005 год