01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Граждане

Вечеринки как инструмент интеграции мигрантов

Вы здесь: Главная / Граждане / Мигранты / 5-й конкурс эссе: миграция и интеграция мигрантов в Европе и России / Вечеринки как инструмент интеграции мигрантов

Вечеринки как инструмент интеграции мигрантов

Автор: Ольга Цыбина — Дата создания: 24.10.2012 — Последние изменение: 28.10.2012
Эссе Ольги Цыбиной, лауреата 5-го Конкурса статей и эссе «Миграция и интеграция мигрантов в Европе и России» (II премия) посвящено вечеринкам в национальном стиле мигрантов из Сербии, Германии и России.

 

Об авторе: Ольга Цыбина, журналист. Живет в Петербурге. Лауреат 5-го конкурса эссе (II премия).


Вечеринки в национальном стиле как инструмент интеграции и культурного обмена мигрантов

Где сербы споют хором, немцы откажутся от Лейбница, а русские возьмут алкогольных заложников

Социология досуга в контексте миграции – область, к которой исследователи обращаются нечасто. Среди работ об интеграции и сплоченности мигрантов преобладают исследования социальных институтов [1]; среди типов мигрантов, наиболее пристально рассматриваемых – приезжие из кардинально отличающихся от страны иммиграции культур [2]. Сфокусированные на проблемах мигрантов из дальнего зарубежья, исследователи миграции, как правило, обходят стороной некоторые актуальные проблемы слоя внутриевропейских мигрантов.

Образование единых экономических пространств, международных организаций с единым сводом законов, распространение и упрощение английского как единого языка интернационального общения; калькирование успешных проектов преимущественно североамериканского производства – все это способствовало унификации облика «среднего европейца». Активная миграция внутри ЕС из стран, менее благополучных экономически, в страны более успешные также связана со стиранием культурных различий. Культурный фактор можно назвать одним из ключевых в вопросе восстановления интереса населения к тому, чтобы улучшать экономическое положение своей страны и воздерживаться от миграции по экономическим причинам.

Задачи данного эссе – подчеркнуть проблемы потери культурной идентичности европейцев, унификации портрета «среднего европейца» и бедности методов репрезентации культуры мигрантов в местных сообществах. Это попытка призыва к креативности и расширению как арсенала таких методов, так и представлений о собственной культуре.

 

Будучи иммигрантом в Польше в 2011 году, я слушала лекцию буддийского учителя (буддизм, вопреки стереотипам, очень распространен в стране преданных католиков). Учителя спросили: «Для чего мы выполняем ритуалы, зажигаем свечи, воскуриваем благовония, кланяемся? Разве это что-то значит?» На это учитель ответил: «Сколько у нас с вами осталось традиций? Что еще современных людей собирает вместе? Разве что выпивка. У людей современного общества осталось катастрофически мало традиционных поводов собираться и делать что-то вместе. Давайте же наслаждаться  красотой и покоем тех ритуалов, что унаследовали мы в буддийском учении».

В поездках по Европе я исследовала разные виды собраний и встреч, пытаясь ответить на вопрос: «Что есть традиционный повод собираться вместе?» Традиционный, то есть не связанный с бизнесом, политикой, общественными и волонтерскими движениями, решением актуальных здесь и сейчас вопросов. Какие собрания, помимо приуроченных к праздникам, призваны укреплять в народе чувства принадлежности и единения – национального, этнического, культурного, исторического? То есть, в сущности, что сохраняет культуру собраний в условиях глобализации? Ответ для европейской страны оказывался один: религия и вечеринки.

Почему культура вечеринок неисчерпаема? Стрессовые условия и ускоряющийся темп жизни, ее «быстрорастворимость», «мгновенность» и «сильное действие» нуждаются в соответствующих легальных, быстрых и до определенной степени безопасных антидепрессантах. Вечеринки, на которых присутствует алкоголь – популярный вид досуга среди большой части европейского населения – как молодежи, так и людей среднего возраста. В группах, где присутствуют мигранты (профессиональных, студенческих, соседских), вечеринки в национальном стиле становятся частым и закономерным явлением.

В данном эссе я рассмотрю такие вечеринки как один из инструментов интеграции мигрантов из развитых стран, по различным причинам переселившихся в соседние государства европейского континента.

 

Феномен вечеринок в национальном стиле

Как упоминалось выше, социализирующий и антистрессовый факторы принятия алкоголя способствовали сохранению традиции вечеринок. Отличие вечеринок в национальном стиле от тематических вечеринок состоит в том, что первые устраиваются группой мигрантов с целью демонстрации местному сообществу (и сообществу мигрантов из других стран) особенностей своей культуры, в то время как вторые являются лишь подражанием элементам выбранной культуры. Вечеринки в национальном стиле могут быть закрытыми (корпоративные, дружеские, и т.п.) и открытыми (организованные с помощью социальных сетей, клубные, студенческие). Надо отметить, что вечеринка может быть рассмотрена в качестве таковой «в национальном стиле» также в случае, если она устраивается мигрантами для мигрантов из одной и той же страны, и количество приглашенных мигрантов значительно преобладает над количеством местных (в таком случае вечеринка естественно соответствует образцу из культуры мигрантов).

Атрибуты вечеринки в национальном стиле – ассоциируемые со страной репрезентации алкоголь, еда, формы поведения и виды активности. Степень организации вечеринки и соответствие ее культурным эталонам субъекта репрезентации разнится и зависит от организаторов и количества и состава участников.

Далее я приведу сведения о вечеринках сербских, немецких и русских мигрантов, почерпнутые в ходе моих поездок по Европе и в опросах соответствующих мигрантов в Санкт-Петербурге, Берлине, Варшаве, Копенгагене, Мальмё, Будапеште, Любляне, Лондоне, Цюрихе и на Ибице. В исследовании я попыталась рассмотреть устройство таких вечеринок на предмет креативности, репрезентативности и глубины подаваемого материала.

 

Сербы: антиглобализм и культ кафаны

Соборность во все времена была присуща сербской культуре, и в условиях миграции сербы также склонны держаться вместе, иногда переселяясь группами. По историческим причинам среди сербов особенно распространены антиглобалистские позиции, в частности, взгляды, противостоящие политике США и ЕС. Это влечет за собой (иногда нарочито) повышенное внимание населения к культурному наследию и традициям.

Лично я участвовала в вечеринках сербов в Любляне (Словения); устраивала их группа сербов из сообщества couchsurfing [3], Загребе (Хорватия); устраивала группа коллег-врачей, Москве (Россия); устраивала группа волонтеров; и Лионе (Франция); устраивали двое сербов, оказавшиеся вместе на углубленном курсе изучения французского языка. Возраст участников вечеринок варьировался от 23 до 45 лет, образование – высшее и неоконченное высшее.

На вечеринках в сербском стиле обычна репрезентация культуры кафаны («кафана» - сербск.; «kavana» - хорв.) – типичного сербского питейного заведения с живой музыкой (сербской, цыганской, иногда русской). Для вечерники «кафанного» образца типично: пение хором (под живой аккомпанемент, либо под аудиозапись); танцы в кругу (иногда с использованием движений, типичных для традиционного сербского «коло», народного танца, и обучением ему); непосредственное выражение теплых чувств друг к другу, в том числе к незнакомым (объятия, пение «лично» для кого-то из участников); танцы на столах; приглашение людей, не относящихся к изначальной компании («с улицы»; наблюдалось в Лионе и в Москве). Типичные напитки – ракия, часто домашняя; еда – традиционные бурек (пирог из слоеного теста), чевапчичи (жареные колбаски), разные виды запеканок. Вечеринки часто заканчиваются ночью, но не глубокой – около двух часов.

Отношение сербских мигрантов к местным часто может быть расценено как снисходительное. Вынужденные мигрировать по экономическим причинам сербы не перестают с трепетом относиться к дому и родной культуре и часто придерживаются стереотипной позиции, в рамках которой Сербия противопоставляет себя остальным Балканам и, до определенной степени, остальной Европе. На вечеринке сербы будут гостеприимны и постараются как можно ближе познакомить гостей со своей культурой, причем акцентируя внимание на ее самобытности. Так, на вечеринке в Любляне сербы демонстрировали свои браслеты (христианская культовая атрибутика), сопровождая это комментариями о единственно верной с их точки зрения религии; там же можно было услышать разговоры об исключительных честности и прямоте как приметах сербского народа. На вечеринку в Загребе были доставлены фрукты и овощи из Сербии, с комментарием о том, насколько хорватские продукты им уступают.

Кроме традиционной музыки кафан, на вечеринках в сербском стиле встречаются турбо-фолк (течение, зародившееся в 1990-х), сербский рок, цыганская музыка. Иногда участникам предлагается разучить тексты особенно известных песен (о партизанской борьбе 1941-1945 годов, или тексты сербского «брата» русских частушек – бечараца; наблюдалось на вечеринке в Лионе). Успехом на таких вечеринках пользуются разговоры о политике.

Иногда вечеринки включают просмотр всемирно известных фильмов югославских режиссеров (Кустурицы, Андрича; по комментарию сербов из Цюриха). В редких случаях устроители вечеринок иронически относятся к стереотипам иностранцев об их стране и пытаются сыграть на них.

Вечеринка в сербском стиле – это незамысловатое, простое веселье в истинно национальном духе, вмещающее участников разных возрастов. Сербы с удовольствием приурочивают такие вечеринки к национальным или христианским праздникам.

  

Немцы: регламентированный уход в отрыв

Опрос немцев-студентов Европейского Университета в Петербурге и СПбГУ, а также исследование основных направлений миграции по данным института Allensbach [4] позволили сделать вывод, что немцы мигрируют в основном в страны Западной Европы, особенно Швейцарию и Австрию. Основные причины миграции – трудоустройство с более высоким доходом и лучшими условиями труда. Однако существует и слой «дауншифтеров», предпочитающих Германии страны Восточной Европы (Польша, Россия, Венгрия). В Восточной Европе также встречаются мигранты, мотивирующие переезд любовью к славянской культуре (двое студентов из Санкт-Петербурга, дипломат из Варшавы).

С одной стороны, среди немецких мигрантов распространено мнение, что только за пределами Германии они могут расслабиться, «затусить», повеселиться от души (по комментарию мигрантов из Лондона, Мальмё, Ибицы). С другой, устраивая вечеринки в национальном стиле (по сравнению с другими европейцами, редко и неохотно), немцы стараются выдерживать некий регламент и оправдывать стереотип о собственной негибкости. Так, начало и завершение веселья часто выверено устроителем, и в определенный час он может попросить компанию разойтись. Кроме этого, круг обсуждаемого на вечеринке часто следует принципу политкорректности (всё должно быть понятно всем). Например, на немецкой вечеринке в Будапеште обсуждение трактата «Монадология» Лейбница в компании из четырех человек (двое немцев, двое русских) было прервано немкой, аргументация которой звучала так: «Это неподобающий для вечеринки разговор».

Национальная еда на немецких вечеринках зависит от региона, из которого происходят устроители. Типичны мясные блюда, сосиски, Sauerkraut – сосиски с кислой капустой. Из алкоголя, как правило, употребляется пиво, причем часто немцы добывают редкие и дорогие экземпляры, уверяя, что те из «лучшего» региона или места (вечеринка в Будапеште).

Многие немецкие вечеринки носят тематический характер. Частично вечеринки с историческим подтекстом устраиваются в связи с гордостью немецкого народа за свою историю (к мрачным моментам немцы, особенно более молодого поколения, учатся относиться шутливо). Среди тематических вечеринок типичны два вида: те, в ходе которых участники одеваются и ведут себя в соответствии с определенным периодом немецкой истории, и те, что связаны с повесткой дня и иронически переигрывают некую актуальную политическую проблему (по комментарию мигрантов из Петербурга, Мальмё, Копенгагена, Варшавы). Для обоих типов вечеринок характерна высокая креативность, иногда для них разрабатывается сценарий.

Регламентация немецкого «отрыва» (поведения без заботы о последствиях, статусе и т.п.) выражается не только в пунктуальном и индивидуалистичном отношении к действию, но и в своеобразном отношении к происходящему. Так, гости вечеринки могут наблюдать некую невовлеченность немецкого участника: танцующие с серьезными и задумчивыми лицами – обычная картина на немецких вечеринках (Будапешт, Варшава).

В заключение я отмечу два типа вечеринок в немецком стиле, о которых петербургские немцы-мигранты рассказали мне как о самых актуальных. Первый тип – вечеринка, раскрывающая ироническое отношение немцев к современной культуре своей страны. Для нее характерны еда азиатской и турецкой кухни, просмотр американских блокбастеров с немецким дубляжом, а также минималистические с точки зрения экологии условия (например, использование свечей, отказ от пластиковой одноразовой посуды) и минимум финансовых затрат. Такие вечеринки, высмеивающие современные немецкие реалии, появляются среди мигрантов из артистической среды. Второй тип – вечеринка в деревенском стиле, в ходе которой участники собираются за столом, едят простую пищу (картофель, творог, зелень), пьют домашние напитки, обсуждают проблемы экономики, культуры, семейной жизни (наблюдалась в Варшаве). Этот тип вечеринок вырастает из характерного для современной Германии стремления к опрощению, возвращению к традиционным ценностям.

  

Русские: экстрим, досада, три дня взаперти

Русские мигранты, как студенты, так и высококвалифицированные специалисты, часто выбирают Германию и США (из соображений престижа и уровня жизни), Чехию и Польшу (облегченные условия миграции, проще выучить язык) [5].

Типичный вариант вечеринки в русском стиле начинается с блинов, что удивительно, ведь блины представлены в той или иной форме во множестве других национальных кухонь. В рамках русской вечеринки с блинами может проводиться мастер-класс по их выпеканию (вечеринка в Берлине). К блинам обычно подаются икра, красная рыба, сметана; в иных случаях национальная кухня представлена салатами (оливье, селедка под шубой), борщом. Из напитков традиционна водка, иногда – напиток, популярный и уважаемый в регионе устроителей вечеринки (в Лондоне мигранты угощали гостей пивом «Балтика. 3. Классическое»).

Мигранты, устраивающие вечеринки в русском стиле, предлагают гостям большую часть времени проводить за столом, при достижении определенной степени опьянения русские настаивают на разговорах на личные темы (комментарий гостей-немцев о вечеринке в Берлине). В целом, типичная вечеринка в русском стиле – довольно тихая. При ее организации устроители тяготеют к обустройству «хохломского» внешнего антуража, иногда устраиваются традиционные игры («ручеек», «колечко»), гостей учат национальным танцам (хороводы, вприсядку). Типично присутствие гитары, пение военных песен, частушек, бардовских песен, русского рока (вечеринка в Варшаве).

Одна из характерных черт вечеринки в русском стиле, отмечаемых ее гостями, состоит в том, что организаторы стараются, чтобы их гости достигли высокой степени опьянения; с гордостью демонстрируют «русский стиль» употребления алкоголя. Помимо водки среди напитков можно встретить коктейли типа «черного русского» или смеси типа «ерша». Гости отмечают высокую гостеприимность и искренность русских мигрантов, однако в равной степени и раздосадованность мигрантским положением (вечеринка в Лондоне, среда профессиональных мигрантов, живших в Британии около десяти лет).

Для вечеринок в русском стиле, по мнению людей из местных сообществ, характерна смена экстримов: в видах деятельности, в настроениях. За долгим сидением за столом следует период внезапного оживления: участники могут внезапно собраться и уехать куда-то. Также наблюдается смена настроений в выражении отношения к покинутой родине, резкая смена общего хода события – из безудержного веселья в безудержный плач (из комментариев немцев, испанцев о русских вечеринках).

Среди вечеринок в русском стиле встречаются иронические – эксплуатирующие темы современной политики, образа жизни при СССР; иногда тематические (посвященные определенному периоду русской истории).

Одна из самых ярких особенностей вечеринок в русском стиле, отмечаемых иностранцами – их протяженность (вплоть до нескольких дней). В таких случаях отмечается излишняя приверженность русских принятию алкоголя. В частности, в Мальмё шведы и французы отзывались о своем опыте подобной студенческой вечеринки, называя себя «алкогольными заложниками». 

 

Выводы

Вечеринка в национальном стиле – это живой обычай и инструмент интеграции. Она способствует социализации мигрантов и обеспечивают необходимый для взаимопонимания культурный обмен. Одновременно это событие, ради которого мигранты собираются вместе, чтобы сознательно припомнить присущие своей родной культуре элементы и найти уместный метод их репрезентации. Зачастую такие вечеринки служат мигранту, подверженному стрессу в связи со сменой места жительства, единственным местом, где он может расслабиться и раскрыться в своей национальной идентичности и аутентичности. 

Вопрос увядающей культуры собраний стоит остро в обществах развитых стран. Вечеринки прочих типов более мимолетны по сравнению с вечеринками в национальном стиле; в них нет глубины и ясности, с которыми у большой части людей ассоциируется идея о родине и национальной идентичности. Посвящая себя подобным видам досуга, мигранты культивируют общность, единение, на самом простом и доступном уровне интегрируются с местным сообществом. Это особенно важно не только в контексте миграции, но и в контексте решения глобальных проблем.

Вечеринки в национальном стиле видятся как поле для развития, при креативном подходе к которому возможно создать и иные, разнообразные формы творческого культурного обмена между иммигрантами и местным сообществом. Если такие вечеринки станут не только одним из инструментов репрезентации, но и ячейкой живой культуры в условиях иммиграции, возможным станет лучшее взаимопонимание между мигрантами в целом и европейскими мигрантами, в частности.

 

Список источников:

[1] См. Carrera, S. (ed.) (2006),  The nexus between immigration, integration and citizenship in the EU. CHALLENGE Collective Conference Paper, April 2006: http://www.ceps.be. ; European Commission (2004),  Common Basic Principles for Integration, adopted by the JHA Council on November 19, 2004; Penninx, R. (2005), ‘Integration of migrants: economic, social, cultural and political dimensions’, in: M. Macura, A.L. MacDonald and W. Haug (eds), The new demographic regime. Population challenges and policy responses. New York/Geneva: United Nations, 137-152

[2] Bommes, M. and E. Morawska (eds.) (2005), International Migration Research: Constructions, Omissions and the Promises of Interdisciplinarity.

[3] http://couchsurfing.org – «глобальная сеть путешественников, искателей приключений и вечных студентов», социальная сеть.

[4] http://www.dw.de/%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D1%86%D1%8B-%D1%8D%D0%BC%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%8E%D1%82-%D0%B2-%D1%81%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B/a-4052739-1

[5] http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=44&idArt=1286

 

См.: Подробности о 5-м конкурсе эссе, работы лауреатов и дипломантов

относится к: ,
comments powered by Disqus