Где лучше жить?
Об авторе: Полина Елисеева, студентка отделения востоковедения факультета философии в НИУ ВШЭ (3 курс). Живет в Москве. Лауреат 2-й премии 5-го конкурса эссе.
Особенности отношения китайских студентов к европейской действительности, или Где лучше жить?
Эссе написано на основе опроса китайских студентов (Hotel Institute Montreux, Швейцария).
В современном мире роль Китая в глобальной системе межкультурной коммуникации стремительно возрастает. Это обусловлено усилением экономического потенциала КНР, изменением его положения на мировой политической арене, ростом влияния на глобальные и региональные процессы взаимодействия и развития всех стран земного шара.
Китайских мигрантов, обычно называемых huaqiao, можно встретить в любой точке земного шара. Особый интерес представляют юные китайцы, покидающие свою страну для обучения в Европе, так как именно они являются будущей движущей силой политики Срединного государства. И именно их следует считать одним из столпов китайской миграции, несмотря на то, что через некоторое время они возвращаются на свою родину. Автор данной работы концентрируется на ответах китайских студентов, приехавших получать образование в Европу, на вопросы о жизни на Западе.
В ходе данного исследования был использован метод анкетирования. Оно было проведено автором работы в марте 2012 года в Швейцарии, Hotel Institute Montreux (далее HIM). Респондентами являлись студенты этого высшего учебного заведения.
В HIM студентов принимают только на договорной основе, обучение в бакалавриате составляет 26750 швейцарских франков в год [1]. Студенты ВУЗа не обеспечиваются стипендиями, не могут получить грант. Возраст учащихся, ответивших на вопросы – от 18 до 21 года, количество опрошенных – 10 человек. В связи с ценой на обучение, можно сделать вывод о высоких доходах родителей учащихся, об их высоком социальном статусе в КНР. Предположительно, китайские студенты этого швейцарского института – будущая элита китайского общества.
Анкета состоит из семи вопросов, которые ставят своей целью выявление особенностей восприятия китайской молодежью западного общества и отношения к нему. Ответы на первый вопрос («Где бы в будущем Вы хотели проживать?») иллюстрируют желаемые места проживания студентов
Некоторые студенты выбрали сразу несколько городов. Результат показывает, что семь из десяти студентов хотят жить на родине, то есть в КНР, при этом многие объясняли это необходимостью заботы о семье, желанием видеться с друзьями. Всего двое выбрали Гонконг, один студент выбрал Макао, один – США, и один – Канаду. Это, во-первых, свидетельствует о желании студентов жить и работать на родине, во-вторых об отсутствии стремлений жить в Европе (ни один человек не выбрал Швейцарию как страну, подходящую для его постоянного места жительства). Более того, выбор Макао и Гонконга свидетельствует о желании оставаться недалеко от дома, проживая при этом в одном из самых экономически развитых городов мира. Выбор Канады и США в качестве проживания, возможно, говорит о вероятности поддержки со стороны китайской диаспоры в этих развитых странах.
Ответы на второй вопрос («Что в европейском менталитете Вас привлекает / отталкивает?») иллюстрируют положительное отношение молодежи к европейской действительности: большинство студентов отмечают такие привлекательные аспекты, как дружелюбие и свобода в обществе. Троих из десяти студентов привлекает западный стиль жизни, и одного – изобретательность, способность действовать в сложных ситуациях.
Ответы на третий вопрос («Что интересного вы находите в европейской культуре?») демонстрируют привлекательные, по мнению китайских студентов, аспекты европейской культуры. Кухню и архитектуру выбрали четыре человека, европейской историей увлекаются трое, особенности проведения вечеринок интересны одному студенту. Последним ответом оказалась европейская социальная позиция, что можно отнести не к культуре, а к стилю жизни жителей этих стран.
Следующий вопрос касался достижений Запада («Какие европейские культурные достижения вас привлекают в большей степени?»), которые импонируют китайским студентам. Как ни странно, наибольшее количество студентов отметило книгу Джоан Роулинг «Гарри Поттер», двое студентов выделили Библию и культурный ландшафт. Также было сказано о привлекательности западной манеры поведения, истории войн, пословиц и поговорок .
Ответы на пятый вопрос («Как вы расцениваете процесс проникновения европейских товаров на китайский рынок?») говорят об отношении китайских студентов к проникновению европейских товаров на китайский рынок. В целом, все студенты одобряют сложившуюся ситуацию. Многие из них отмечают такие положительные аспекты этого процесса, как культурный обмен, улучшение качества продукции, увеличение выбора товаров. При этом, некоторые студенты отмечали необходимость дальнейшего продвижения европейских товаров на китайский рынок.
Шестой вопрос анкеты («Влияет ли глобализация на традиционную китайскую культуру?») был посвящен влиянию глобализации на китайскую культуру. Девять студентов из десяти отмечают, что этот процесс способствует культурному обмену, повышению культурного уровня жителей страны. Один из десяти студентов отметил, что китайская культура имеет большой потенциал, поэтому всемирная интеграция пока еще не оказывает серьезного влияния на Китай. Он убежден, что КНР должна становится сильнее в политическом и экономическом плане, и надеется, что глобализация окажет положительное влияние на Китай.
Последний вопрос («Сколько Ваших друзей хотели бы учиться за границей?») показывает количество друзей китайских студентов, проживающих в Китае, но желающий учиться за границей. Действительно, в этом вопросе есть определенный недостаток, так как один индивид не способен передать желаний другого. Но в целом, можно сделать вывод о том, что европейское образование привлекательно для китайской молодежи, что связано с пониманием ими необходимости реализации межкультурной коммуникации, изучения иностранных языков, налаживании социальных и профессиональных связей.
Прослеживается некоторая связь между политическими стратегиями КНР и ответами студентов на некоторые из вопросов. Современный набирающий силы Китай стремится к построению передовой, мощной культуры, доступной каждому гражданину и соответствующей китайской идеологии. Для создания такой культуры китайскими учеными были сформулированы стратегии культурного развития КНР. Западные исследователи, опираюсь на типологию стратегий культурного развития, предложенных китайскими авторами, такими как Ван Цзошу и Дэн Сянчао, анализируют процесс реализации этих стратегий в Китае сегодня и выделяют следующее:
1. стратегия обеспечения продолжительного развития и наследования культуры;
2. стратегия по созданию государства «сильной» культуры;
3. стратегия безопасности культуры;
4. культурная стратегия повышения уровня (качества) экономического развития;
5. культурная стратегия повышения уровня формирования духовной культуры;
6. культурная стратегия повышения совокупной государственной мощи;
7. культурная стратегия, способствующая построению гармоничного общества;
8. культурная стратегия «выхода за пределы»;
9. стратегия оптимального развития;
10. стратегия «возвышения» сил культуры;
11. стратегия развития производительных сил культуры;
12. стратегия «культурных» товарных марок;
13. культурная стратегия «передачи из поколения в поколение»;
14. стратегия приоритетных отраслей культуры;
15. стратегия приоритетных объектов культуры;
16. стратегия приоритетного развития;
17. стратегия «ставить древнее на службу современности»;
18. стратегия «ставить зарубежное на службу Китаю»;
19. стратегия «культура как главный стимулирующий фактор культурного развития»;
20. стратегия «принятия своевременных мер»;
21. стратегия усиления и расширения предприятий культурной индустрии [2].
Можно предположить, что жители Поднебесной воспринимают свою культуру как ту, что будет доминировать в современном мире. Связь представленных культурных стратегий с восприятием китайцами европейской действительности заключается в способах создания ими собственного образа, имиджа своей страны, для его «правильного» восприятия западным обществом. Китай приспосабливает отношение к жизни на Западе к реалиям сегодняшнего дня для осуществления продуктивной межкультурной коммуникации, создания благоприятных условий для международного сотрудничества.
Полагаю, что ответы на вопросы анкеты иллюстрируют некоторые стратегии культурного развития, представленные выше. Во-первых, прослеживается реализация стратегии «выхода за пределы», проявляющаяся в уважении китайскими студентами западной культуры. Следует отметить, что вопросы данной анкеты подразумевали высказывание как позитивной, так и негативной точек зрения на европейское общество, однако никто из студентов не отметил ничего отталкивающего в западной культуре. При этом студенты не признают ее ценностей, ставят ее заведомо ниже собственной и желают в большинстве своем проживать только в Китае. Во-вторых, стоит отметить функционирование, культурной стратегии «передачи из поколения в поколение». Желание китайских студентов сохранения тесных связей со своей семьей, а вместе с тем, и культурой, иллюстрируют этот тезис.
Ответы на пятый и шестой вопросы доказывает реализацию стратегии «ставить зарубежное на службу Китаю». Студенты, отвечая на вопросы, часто подчеркивают важность культурного обмена и возможность приобретения нового опыта, способствующего развитию китайской цивилизации.
Думается, что важность стратегии «принятия своевременных мер» иллюстрируется ответом на седьмой вопрос, содержащимся в одной из анкет. Студент указывает на то, что Китай способен избежать пагубного влияния глобализации на него. КНР необходимо, опираясь на европейский опыт, продолжать свой путь уникального социо-политического и экономического развития.
Представленная анкета, несмотря на небольшое количество вопросов и респондентов, иллюстрирует тезис о том, что ядро китайской традиционной культуры у студентов, обучающихся за рубежом, сохраняется. Об этом свидетельствует их желание постоянно проживать в Китае вместе со своими родными и близкими. И это происходит не потому, что они, возможно, будущая элита китайского общества, ведь и в Европе эти студенты будут также востребованы. Причина этого – воспитание, включающее в себя понимание собственных обязанностей, а также уверенность в самобытности культуры, экономики и политики своей страны. Однако студенты уважают западное либеральное общество и считают, что Китай может многому поучится у Европы.
Источники:
[1] http://www.him.ch/en/admissions/fees
[2] Распертова С.Ю. Современные культурные стратегии Китайской Народной Республики в практике международного взаимодействия – М., 2011. С. 17-18. http://www.hse.ru/data/2011/12/26/1261485902/Raspertova%20SU.pdf