Кризис миграционной политики Швеции
Об авторе: Екатерина Вопиловская, 20 лет. Родной город: Санкт-Петербург. Студентка 4 курса факультета "Международные отношения" (специализация - "Страны Северной Европы") СПбГУ. В данный момент учится в Швеции в Vindelnsfolkhögskola. Победитель 4 конкурса эссе "Общественные инициативы в городах Европы и России" (декабрь 2011). Лауреат I премии 5-го конкурса эссе.
История проблемы
С 1930-х годов миграционную политику Швеции можно охарактеризовать как строительство «Дома народа». Ее главные ориентиры — социальный мир, общие и согласованные усилия всей нации во имя всеобщего благополучия, благоденствия народа. Эта миграционная политика не исключала возможность социальных конфликтов (и они действительно возникали!), но предусматривала набор политических инструментов для их своевременного урегулирования на основе компромисса. Она долгое время была основой имиджа Швеции как за рубежом, так и внутри страны. Но сегодня шведская модель миграционной политики подвергается изменениям и становится неустойчивой.
Как известно, Швеция – крайне лояльная страна по отношению к иммигрантам. Главная цель политики Швеции в области миграции – это интеграция мигрантов на равных условиях. Вступив однажды на территорию Швеции, иностранец имеет те же права и свободы, что и местное население (за исключением права голоса на парламентских выборах). Необходимо добавить, что в шведском обществе право на политическое убежище всегда считалось одним из основных прав человека, вне зависимости от его национальности, политических или религиозных убеждений.
Одна из основных современных проблем шведского общества связана с тем, что средний возраст трудящихся все более возрастает. Это приводит к тому, что в связи с уходом работников на пенсию нехватка рабочей силы становится все более ощутимой. В связи с объективным процессом старения населения уже в ближайшем будущем основной проблемой Швеции станет дефицит квалифицированных рабочих рук. По оценке Государственного управления рынка труда, к 2015 году, если не произойдет никаких изменений, шведской промышленности дополнительно понадобятся 57 тысяч инженеров, а шведской школе - 55 тысяч учителей [1].
По данным Википедии, до Первой Мировой войны Швеция, аграрная страна с небольшим запасом полезных ископаемых, была преимущественно нацией эмигрантов. К этому времени свыше пятой части населения, особенно сельского, эмигрировало в Канаду и США. Ситуация в плане миграции начала плавно меняться после Второй Мировой войны. Из-за высокого показателя рождаемости в раннее послевоенное время и резкого спада в конце 20-го века, сегодня Швеция имеет одну из самых старых популяций в мире. Принимая во внимание то,что в ЕС 30-45% людей в возрасте 55-64 лет уже уходят с рынка труда, можно представить, что в результате это оборачивается сокращением экономически активного населения [2].
Нехватка трудовых ресурсов
Проблема восполнения трудовых ресурсов решается с помощью большого потока иммигрантов, постепенно превращающего однородную шведскую нацию в многокультурную страну. По некоторым оценкам, из проживающего в Швеции населения в 2008 году около 13,5 % людей родились за границей, и около 22% населения являются либо иммигрантами, либо их потомками [3]. Ранее наибольшее число иммигрантов поступало из Финляндии, Норвегии, Дании. Затем последовали волны экономической иммиграции из таких стран, как Греция, Португалия, Польша и стран СНГ.
В результате, за два десятка лет этнически однородное шведское общество превратилось в общество полиэтническое и многокультурное. Сегодня более 20% 9-миллионного населения страны – это иммигранты в первом или втором поколении.
Иммиграция в Швецию сильно отличается от иммиграции в другие промышленно развитые страны. Здесь иммигранты, прибывшие в качестве просителей политического убежища или родственников из других странах, в большей степени сосредоточены на нужды рынка труда Швеции. Этнический бизнес получил наибольшее развитие в сфере торговли и сервиса, прежде всего в уборке улиц и помещений, транспортных перевозках, ресторанном, гостиничном и туристическом деле, торговле продуктами питания и одеждой, в системе прачечных, ателье, парикмахерских, проникнув также в банковскую, страховую и другие сферы. Производственные предприятия иммигрантов создаются главным образом в швейной, кожевенной и пищевой промышленности, строительстве. В последние годы они все шире развиваются также в издательском бизнесе, в сфере телекоммуникаций и информатики. Таким образом, заполняя пустующие ниши, иммигранты содействуют более эффективному применению квалификации местных кадров и тем самым - повышению производительности их труда.
Однако многие шведские компании все еще испытывают большие затруднения в связи с нехваткой квалифицированных работников нужных специальностей. Даже теперь, в условиях замедленного экономического роста, в Швеции не хватает специалистов в таких отраслях, как машиностроение, информационные технологии, сварочное производство, технологические науки и здравоохранение, в особенности за пределами промышленных центров.
Проблемы интеграции иммигрантов
Массовая иммиграция изменила лицо страны и породила множество социальных проблем. В промышленных районах больших городов четко проявляется сегрегация населения. Среди шведов довольно распространены обоснованные или вымышленные предубеждения об образе жизни приезжих из дальних стран. Сегрегация негативна и для иммигрантов, которые оказываются изолированными в своих национальных общинах и не имеют достаточных возможностей для знакомства со шведским образом жизни, культурой, законами, языком. Все это создает почву для национализма и ксенофобии и со стороны иммигрантов, и со стороны коренного населения. Иммигранты первыми лишаются работы, и предприниматели предпочитают нанимать шведов, если есть выбор. В результате почти миллион иммигрантов, уже получивших шведское гражданство, ощущают себя дискриминированными.
В современных условиях правящие круги Швеции, рационализируя прием новых контингентов иностранцев, все сильнее осознают необходимость активных и целенаправленных мер по интеграции уже проживающих там мигрантов. В последнее время шведское правительство, похоже, всерьёз озаботилось этой проблемой радикализации мигрантов, в особенности молодёжи.
В Швеции серьезность проблемы интеграции мигрантов весьма недооценена. Во-первых, активные интеграционные меры не проводились в течение длительного времени, поскольку власти отказывались признать, что прием временных работников обратился их поселением на постоянное место жительства. В результате произошла маргинализация целых поколений мигрантов и их потомков. Во-вторых, вне зоны интеграционных мер находится значительная доля мигрантов, в первую очередь нелегально проживающие, а отчасти и воссоединяющиеся члены семей.
Многие иммигранты, особенно из мусульманских стран, после переезда в Швецию живут отдельными коммунами и не хотят интегрироваться в новую среду. Их замкнутость и закрытость порой вызывают агрессию и недовольство со стороны местных жителей, а стычки между ними порой доходят до нацизма и экстремизма. С другой стороны, многие иммигранты чувствуют себя дискриминированными, видя недоверие, а подчас страх в глазах шведов, предпочитающих принимать на работу своих соотечественников. Шведы обходят стороной районы, где проживают иммигранты, потому что там царит высокий уровень преступности.
Границы между национальностями и межкультурные барьеры стираются, наверное, только в дошкольных учреждениях и начальных классах. Но и здесь, зачастую шведских детей стараются не смешивать с детьми иммигрантов, их общение проходит под косыми взглядами родителей.
Облегчение миграционного законодательства
В последние годы эмиграция в Швецию выросла еще больше в результате того, что правила иммиграции стали более толерантными по сравнению с предыдущим периодом и другими странами ЕС. Со стороны правительства при поддержке Партии Зеленых было принято решение о свободной миграции рабочей силы. Это — крупнейшая в этой сфере реформа за 40 лет. Отныне гражданам других стран — не только гражданам ЕС – легче получить разрешение на работу в Швеции. С 15 декабря 2008 года, когда шведское правительство внесло изменения в правила трудовой иммиграции, канцелярская волокита, которая окружала получение таких разрешений, была в значительной части устранена [4]. В итоге, в 2010 году Миграционное ведомство Швеции выдало 13 612 трудовых виз, за первые 8 месяцев 2011 года – 10 672 трудовых виз [5].
Государственное миграционное ведомство Швеции недавно также изменило правила выдачи трудовых виз. Нововведения распространяется на такие отрасли, как сектор обслуживания, строительство, кадровое обеспечение, торговля, сельское и лесное хозяйство, автотехобслуживание. Предприятия, нанимающие рабочую силу из-за рубежа, должны предоставить документацию, удостоверяющую наличие финансового обеспечения зарплат, свидетельства выплат социальных отчислений с зарплат ранее нанятых иностранных рабочих и информированности сотрудников об условиях их труда. Новые правила вступили в силу с 16 января 2012 года. Изменения были введены с целью предотвращения злоупотреблений и беззастенчивой эксплуатации людей.
На сегодняшний день политика шведского государства в отношении «новых шведов» базируется на трех основных принципах:
1) Равенство в правах и обязанностях между иммигрантами и коренными жителями;
2) Свобода культурного выбора (т.е. сам иммигрант решает, в какой степени «становиться шведом», а в какой – сохранять свои национальные традиции);
3) Сотрудничество между шведами и иммигрантами, взаимная терпимость и уважение.
Предоставляя иммигрантам возможность бесплатного обучения шведскому языку, правительство в то же время гарантирует их детям право на изучение родного языка в шведской школе. Шведское радио и телевидение транслирует специальные программы для наиболее крупных групп переселенцев. На государственные деньги иммигранты издают собственные газеты и журналы.
Раскол шведского общества
В 1996 году шведы ввели должность государственного уполномоченного – омбудсмана по борьбе с этнической дискриминацией. Его основная задача состоит в том, чтобы защищать иммигрантов от проявлений расовой дискриминации, в том числе на рабочем месте. Впрочем, до этого места надо еще добраться, а это, как показывает практика, бывает весьма непросто. У иммигранта с нешведской фамилией, даже если он неплохо владеет шведским языком и обладает нужной квалификацией, а таковых в среде переселенцев подавляющее большинство, шансов получить работу в несколько раз меньше, чем у коренного шведа. Ситуация усугубляется тем, что значительное число иммигрантов, которым государство из практических соображений предоставляет недорогое жилье в определенных городских районах и пригородах, живут своими общинами и практически не общаются со шведским населением. Неудивительно, что многим из них так и не удается интегрироваться в шведское общество с его жестокими канонами и устойчивыми традициями.
В результате в Швеции наблюдается стремительный рост так называемых сегрегированных районов, где уровень занятости не превышает 60% [7]. Появились «бедные» коммуны, где проживают преимущественно новые граждане. Например, в некоторых школах Стокгольма около 50% детей иммигрантского происхождения, а в таких пригородах, как Ринкебю или Щисте иммигранты составляют до 70% населения [5]. Шведы предпочитают уезжать оттуда, поскольку школа с таким составом учащихся не может дать их детям необходимых знаний родного языка.
Первое поколение иммигрантов вело себя скромно, законопослушно, боясь быть выдворенными из страны. У второго поколения стиль поведения уже иной. Здесь, в пригородах, населенных иммигрантами, вырастает молодежь, утратившая естественные связи со своей национальной культурой, традициями и не обретшая прочных связей с собственно шведами. В этой среде наибольшее число правонарушений, случаев насилия, распространения наркотиков и т.п. Обитатели этих районов, особенно молодежь, чаще оказываются заключенными шведских тюрем (например, в тюрьме г. Кумла примерно 75% заключенных — иммигранты [5]).
В этих условиях растет недовольство шведов своей системой социальной помощи, которая обеспечивает всех одинаково — как новых, нередко многодетных граждан, так и шведов, всю свою трудовую жизнь плативших высокие налоги за свое благополучие.
К чему приведет иммиграция в Швеции?
Как видно, Швеция сталкивается с вызовами своему благополучию, привычному образу жизни, своим традициям, национальному и гражданскому достоинству. Важно, однако, что процесс выработки ответов на эти вызовы протекает с максимальной тщательностью, в него широко включается общественное мнение; общество, государство и отдельные граждане строят свою деятельность на взаимном уважении, возникающие коллизии разрешаются на основе компромиссов. Это делает неизбежные социальные трансформации менее болезненными.
Иммиграционная политика Швеции должна быть преобразована в соответствии с насущными проблемами, пока социальный кризис не достиг своего пика. Количество иммигрантов в Швеции продолжает сегодня расти быстрыми темпами и поэтому именно их интересам зачастую уделяется основное внимание. Но при существующей динамике изменения состава населения страны однажды этого внимания может не хватить и самим шведам. Никто не знает, чем закончится противостояние приезжих и местных жителей и к чему приведет чрезмерно лояльная политика страны.
Существенным преимуществом шведского правительства является то, что оно принимают проблему и пытается найти способы ее решения, а не отрицает ее существование, закрывая глаза за ее последствия. Со шведской тщательностью, скрупулезностью и педантичностью, правительство решает поставленные перед собой задачи и старается вводить некоторые изменения максимально осторожно и аккуратно, боясь дискриминировать чувства людей. Важно то, значимость этих вопросов осознается, просьбы и жалобы всего населения выслушиваются, а поиск решений на государственном и общественном уровне активно продолжается.
Фото отсюда
Использованная литература и источники:
[1] Кондратьева Т.С. Западная Европа перед лицом «иммиграционного вызова». //Преподавание истории в школе. – 2006. –№7. – С. 35-40.
[2] Метелев С. Международные миграционные процессы: концептуальный анализ. // Человек и Труд. – 2006. – №4. – С. 78-82.
[3] Цапенко И.П. Управление иммиграцией: опыт развитых стран. /Институт мировой экономики и международных отношений РАН. – Academia, 2009. – 384с.
[4] Плевако Н.С., Чернышева О.В. Можно ли стать шведом? Политика адаптации и интеграции иммигрантов в Швеции после Второй Мировой войны. – М.: КРАСАНД, 2012. – 320с.
[5] Сайт Центрального миграционного управления Швеции. [Электронный ресурс] www.migrationsverket.se
[6] Цапенко И. Роль иммиграции в экономике развитых стран. // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – №5. – С. 27-39.
[7] Константинов В.В., Зелев М.В. Проблема интеграции мигрантов в принимающее общество в постиндустриальных странах и в России. //Полис (Политические исследования): научно и культурно-правовой журнал. – 2007. - №6. – С. 64-70.