Миграция и интеграция семьи
Об авторе: Антипова Ксения Николаевна, выпускница HHГУ им. Лобачевского (Юрфак, специальность "Международное право"). Юрисконсульт ИП Антипов Н.В. Живет в Нижнем Новгороде. Лауреат 5-го конкурса эссе (II премия).
Сегодня в 2012 году в условиях глобализации, когда мы называем весь мир “global village” и мигрируем хотя бы раз в год на время отпуска, браки, заключаемые гражданами разных государств больше не исключение и тем более не преступление.
Истории известен факт наказания в виде шести месяцев тюрьмы “за то, что он, Ачибай (молодой таджик Ачибай Адильбаев), живёт гражданским браком с русской женщиной”, в те годы (приговор местного народного суда 1909 года), оформить брак по религиозным канонам не позволяло местное духовенство и общественное мнение [1].
Межнациональный брак в XXI веке - обычное и распространённое явление с одной лишь оговоркой, применительно к гендерной принадлежности, так большинство браков заключается женщинами, покидающими свои страны в поисках счастья. Для мужчин такая модель поведения – чаще исключение, нежели правило [2].
Как правило, мужчина при выборе жены-иностранки руководствуется следующим: “господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само собой исчезает вместе с последним” [3], тем самым лишая жену-иностранку в статусе домохозяйки на долгие годы возможности интеграции в стране проживания. Муж-патриарх запрещает изучать язык, ограничивает круг общения в новой среде проживания (статьи о жизни русских женщин, опубликованных в газете “Вестник Кипра”). Положение женщины на Кипре усугубляется еще и тем, что она ограничена в возможности свободного передвижения по городу и в целом по стране, т.к. говорить о мобильности женщины или мужчины на Кипре, не имеющей личного автомобиля не представляется возможным. Лишь два года назад появилась система централизованного общественного транспорта, которая уже сегодня, в 2012 году находится на грани закрытия, в связи с долгами автобусных компаний [4].
В Евросоюзе распространенной является ситуация, когда принимающая сторона априори не слишком жалует мигрантов. Этот факт, по данным экспертов Британского Совета, проводивших сравнительный анализ интеграционной политики стран Европейского Союза, отмечен и в Республике Кипр [5]. Кипр занимает второе место с конца списка 31 стран MIPEX (migrant integration policy index) [6].
Указанное выше, подтверждает деление негативных последствий миграции на две группы, независимо от страны проживания мигранта, как пишут А.Н.Сухов и С.А.Трыканова. Первая группа – это социальная дезадаптация (по типу “культурного шока”, связанного с утратой прежней социальной ситуации и окружения, путаницей в собственной идентичности и ценностях по К.Оберегу) для мигрантов, в контексте статьи для женщины-домохозяйки и второе – это нарушение групповой идентичности, возникновение социальной напряженности и экстремистски-ориентированных субкультурных групп у принимающей стороны [7].
Если первое негативное последствие миграции благодаря усилиям мигранта на интеграцию в обществе можно будет преодолеть, например, выучить греческий язык для проживания на Кипре можно on-line на kypros.org, то повлиять на последнее неблагоприятное последствие миграции мигрант самостоятельно не сможет никогда.
По мнению авторов деления негативных последствий миграции на две группы, в Европе идея мультикультурализма (требования взаимного признания при принятии и создании культурного разнообразия) в качестве основной стратегии интеграции мигрантов наиболее привлекательна для всех ученых и общественных деятелей [8].
Что же будет способствовать интеграции мигрантов в России? Ответ на этот вопрос мы можем найти в проекте государственной концепции миграционной политики Российской Федерации [9].
Итак, в соответствие с проектом основными направлениями миграционной политики в области содействия адаптации, интеграции и ре-интеграции мигрантов, формированию взаимной толерантности между мигрантами и местным населением станут:
-содействие развитию в обществе толерантных межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование у населения навыков межкультурного общения, противодействие ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
-создание условий для адаптации временных мигрантов, в том числе путем формирования соответствующей инфраструктуры в странах их происхождения, а также в регионах Российской Федерации, испытывающих наибольший приток мигрантов;
-реформирование институтов социализации детей мигрантов и упрощение процедур натурализации детей мигрантов;
-содействие распространению русского языка и культуры за рубежом;
-противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов, прежде всего в крупных городах;
-разработка программ интеграции и реинтеграции мигрантов и членов их семей в Российской Федерации, в том числе на основе взаимодействия соответствующих институтов гражданского общества и органов государственной власти.
-организация мониторинга и общественного контроля за интеграционными процессами со стороны институтов гражданского общества.
Реализация проекта государственной концепции миграционной политики началась, детский канал “Карусель”, транслирует программу “Дети Мира”, в Кубанском государственном университете готовят мигрантов к тестированию по русскому языку [10], в нескольких епархиях Русской Православной Церкви планируется совместно с Федеральной миграционной службой открытие центров интеграции мигрантов [11].
На мой взгляд, сегодня в эпоху всемирной глобализации во всех странах мира без исключения обязательно должен быть решен вопрос двойного гражданства и депортации.
Как много тех, кто пострадал в результате отсутствия соглашения или договора об урегулировании вопросов двойного гражданства, а также столкнулся с вопросом о депортации, надеюсь, что истории двух семей помогут Вам понять глубину вопроса.
Не так давно в 2006 году русская семья с тремя детьми Юдиных, прожившая на Кипре 13 лет, была депортирована с острова. По словам президента центра поддержки иммигрантов KISA Дороса Поликарпу: "История семьи Юдиных относится к тем немалочисленным, к сожалению, случаям, когда вина за то, что люди становятся нелегалами, лежит на соответствующих органах власти. В данном случае, на момент ареста Ярослава у Юдиных действительно не было разрешения на проживание на острове. Но заявление на его продление семья подала своевременно. … При задержании и аресте были нарушены права детей: ни один ребенок не может быть арестован, направлен в полицию или депортирован без согласия, специального разрешения и непосредственного участия социальных служб по вопросам детей" [12].
Ярким примером истории о гражданстве в России может служить история Светланы Юрьевны Гончаренко. Накануне распада Союза, женщина выехала к мужу в Узбекистан, прожила там десять лет, родила двоих детей, а в 2001 году вернулась с семьей в родной поселок, к матери. В соответствии с российским законодательством получить российское гражданство по рождению или же в результате его признания не предоставлялось возможным, в связи с этим оставаясь нелегалом на своей исторической Родине, Светлана столкнулась с проблемой собственной депортации. Как ни странно, в жернова бюрократической машины, с хрустом перемалывающей человеческие судьбы, часто попадают именно русские репатрианты, те, кому, кроме России, и деваться-то некуда. Историческая родина, родства со своими детьми не помнящая, никаких исключений для них не делает [13].
Как и дело Юдиных, история Гончаренко вызвала широкий общественный резонанс. Только ей – Светлане Юрьевне повезло больше, она не была депортирована из России.
Итак, не следует забывать о том, что любая страна является как донором, так и принимающей стороной. Мы должны лояльно относиться к мигрантам, приезжающим в Россию. Мы должны помочь вновь приехавшим освоиться в чуждой культурной среде посредством предоставления информации о предлагаемых в нашей стране средствах интеграции, например, центрах по изучению русского языка и начать мы должны это делать уже в пунктах пропуска через границу на территории железнодорожного вокзала, аэропорта. С другой же стороны граждане России должны быть уверены, что за ними стоит сильное государство, мы не должны забывать о том, что права наших граждан за рубежом, тоже требуют защиты со стороны государства. В консульских учреждениях наши граждане должны быть обеспечены помощью консультационного характера вплоть до права на адвоката и переводчика.
Пришло время для отказа от бюрократических барьеров для благонадежных граждан любой из стран мира. Пора прекратить депортации и разделение семей.
Примечания:
[1] Сусоколов А.А. Межнациональный браки в СССР. - М.: Мысль, 1987.
[2] Почагина О. Трансграничные браки: Китай и Южная Корея. // Проблемы дальнего Востока. – 2008. №2. С.126.
[3] США: проблемы семьи: Реф. сб. / Редкол.: Осколкова О.Б. (отв. ред. и ред.-сост.) и др.; ИНИОН АН СССР и др. - М., 1990.
[4] Автобусы снова исчезнут 20.09.2012. // http://www.vestnikkipra.com/?mod=news&id=1519
[5] Интеграция мигрантов: Германия в середине рейтинга (DeutscheWelle, Германия) 19.04.2011. // http://inosmi.ru/europe/20110420/168592196.html
[6]ttp://www.mipex.eu/cyprus#field_anti_discrimination
[7] Трубачева М.А. О психическом развитии детей-билингвов в поликультурном образовательном пространстве школы. // Вопросы гуманитарных наук. – 2008. №2. С.271.
[8] Трубачева М.А. О психическом развитии детей-билингвов в поликультурном образовательном пространстве школы. // Вопросы гуманитарных наук. – 2008. №2. С.271.
[9] Государственная концепция миграционной политики Российской Федерации (проект).//
[10] Новость от 18.05.2012.//
[11] ФМС и русская церковь открывают центры интеграции мигрантов 16.02.2012.
[12] Хочу быть резидентом Кипра … 29.09.2006. газета “Вестник Кипра”: электронная версия.// http://www.vestnikkipra.com/?mod=iss&id=-8909
[13] Россия не для бедных. Лидия Графова. 31.03.2011.
Подробнее о 5-м конкурсе эссе, работы лауреатов и дипломантов