Турецкая доля немецкого чуда
Об авторе: Владимир Козловский (р. 1987), журналист, германист, выпускник Свободного российско-германского института публицистики (2010). Учится в магистратуре НИУ-ВШЭ. Сотрудник отдела экономики и социальных проблем "Российской газеты". Живет в Москве. Лауреат 1 премии 5-го конкурса эссе.
Германия самоустранилась мультикультурно
Выступая перед молодежью Христианско-Демократической партии в октябре 2010 года, канцлер Германии Ангела Меркель заявила: «В начале 1960-х наша страна пригласила иностранных рабочих в Германию, и сейчас они здесь живут. Некоторое время мы сами себя обманывали и говорили себе: «они у нас не останутся, когда-нибудь они уедут», но этого не произошло. И, конечно же, наш подход состоял в мультикультурализме, в том, что мы будем жить рядом и ценить друг друга. Этот подход провалился, совершенно провалился» [1].
Эти слова облетели весь мир и спровоцировали бурю обсуждений и дискуссий в разных точках планеты. Внутри Германии острая дискуссия о мультикультурализме и роли мигрантов в немецком обществе не стихает по сей день.
Хотя на словах германские политики признают, что ислам, турки, иммигранты стали неотъемлемой частью жизни страны, на бытовом уровне по-прежнему остается обильная почва для бытовых, религиозных и межкультурных трений и конфликтов.
Согласно данным германской государственной радиокомпании Deutsche Welle [2], в Германии проживает 3,5 миллиона мусульман. Из них три четверти – 77,1% или 2,7 миллиона человек – это турецкие иммигранты или граждане Германии турецкого происхождения. Из всех немецких мусульман они являются основными получателями государственных выплат и владельцами бизнеса.
В последнее время в общеевропейской общественной и политической жизни явно проявляется «правый поворот»: все большую популярность набирают правые партии, все чаще звучат правые лозунги даже у левых партий.
Например, бывший член Социал-Демократической партии Германии Тилло Саррацин в своей изданной летом 2010 года [3] книге «Германия ликвидировала себя» высказал опасения на счет увеличения количества и влияния мусульман в Германии. Т. Саррацин, в сущности, не сказал ничего нового, но книга всколыхнула общественное мнение.
Немцам в Германии не место
В то же время резкие заявления подчас звучат и с противоположной стороны. Так 5 ноября 2012 года во Франкфурте происходило слушание по запланированному строительству мечети в районе Хаузен с населением в 6500 человек. Перед собранием 1074 местных жителя подписали петицию, в которой высказались против ее строительства.
Во время собрания депутат от партии «зеленых» иранского происхождения Наргесс Эскандари-Грюнберг посоветовала тем, кому не по нраву строительство мечети «эмигрировать из страны». До этого в одном из интервью газете «Frankfurter Allgemeine Zeitung» в начале года она также заявила: «Теперь во Франкфурте проживает 40% иностранцев, а кому это не нравится, пожалуйста, может уезжать» [4].
Не менее острую [5] реакцию немцев вызвал, например, просветительский проект «Читай!» кельнского бизнесмена палестинского происхождения Ибрагима Абу Наджи, который он с единоверцами-салафитами запустили в ноябре 2011 года [6].
Тогда в 35 городах Германии к Пасхе появились более 100 информационных стендов, где массово бесплатно раздавали Коран. Бесплатный Коран можно было также заказать в интернете и получить по почте в Берлине, Гамбурге, Кельне, Франкфурте-на-Майне, Дрездене и Ганновере. Священные для мусульман тексты бесплатно распространялись в детских садах, школах и тюрьмах. Всего организаторы планировали раздать 25 миллионов копий Корана.
Острая реакция коренного населения Европы на ислам и мигрантов является скорее эмоциональной, чем рациональной. Политики ловко подхватывают общественные настроения - в результате появляются новые лозунги, апеллирующие «к сердцу» избирателей. Рациональному же анализу вклада мигрантов в экономику европейских стран за лозунгами и предвыборной риторикой уделяется не так много внимания.
«Неместные» губят Россию
В России после распада Советского союза ситуация сложилась еще более напряженная. Недавние сограждане и товарищи из отделившихся республик Кавказа и Средней Азии резко стали в массовом сознании и восприятии чужаками, представителями иной (подчас враждебной) культуры, «гастарбайтерами», «чурками». В середине 1990-х на политической российской авансцене начал набирать популярность откровенно профашистский лозунг: «Россия для русских».
Таким образом, и в Европе, и в России наблюдается очевидный перекос в сторону «правой» и популистской точек зрения на проблему иммиграции.
Предвзятым и популистским подходом к проблемам миграции и интеграции грешат подчас даже представители ученого сообщества. Так, например, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов [7] регулярно рассуждает в стиле Тило Саррацина о «губительном влиянии мигрантов на экономику России» в своих публикациях и интервью.
В одном интервью Ю. Крупнов публично заявил: «Демография — это, прежде всего, воспроизводство коренного населения, которое живёт на данной территории. И от того, как осуществляется это воспроизводство, зависит будущее страны. Когда говорят о том, что миграция восполнит демографические потери — это не просто иллюзия и миф. Это очень вредная идея». В другом: «Нелегальность – это залог для мигранта, въезжающего в Россию, получив работу, обыграть коренное население на рынке труда» [8].
Иммиграция, по словам Ю. Крупнова, разрушает российский рынок труда, снижает общий уровень образования населения и ведет к экономической и технологической деградации и отсталости России. «От миграции страдает как Россия, так и страны бывшего СССР» [8], - утверждает он.
Поэтому сейчас особенно востребован непредвзятый рациональный и сбалансированный подход к оценке роли и места мигрантов в традиционных обществах и экономиках Европы и России. «Развитое» немецкое общество в этой сфере могло бы послужить примером «развивающейся» России.
Добро пожаловать или посторонние в …
Начало формирования современного мусульманского иммигрантского сообщества Германии было положено привлечением в страну трудовых мигрантов в течение второго послевоенного десятилетия. Причиной привлечения мигрантов была нехватка рабочих рук, которая стала естественным следствием демографических процессов и больших жертв Второй Мировой войны. Бурное развитие Германии в 1950-е–1960-е – «германское экономическое чудо» - требовало новых рабочих.
В 1955–1973 годах ФРГ заключает двусторонние соглашения о найме рабочей силы с некоторыми европейскими странами, а также Турцией (в 1960 году). Данные соглашения предполагали возвращение работников на родину после окончания срока трудовых договоров, но в случае продления трудового контракта позволяли перевезти в Германию семью. В результате экономика Германии получила требуемую рабочую силу, а также стремительный рост иностранного населения. За 13 лет – с 1960 по 1973 год численность иностранного населения возросла с 686 тысяч до 2,6 миллионов человек.
В начале 1970-х на рынок труда вышли те, кто был рожден сразу после войны. Ситуация в экономике усугублялась «нефтяным» кризисом, и в 1973 году программа привлечения трудовых мигрантов была закрыта, а годом ранее были впервые введены санкции против работодателей, нанимавших на работу иностранцев без соответствующих разрешений.
Прекращение действия программы привлечения трудовых мигрантов вызвало не сокращение численности гастарбайтеров, а напротив – переезд в Германию их семей. В результате к началу 1970-х годов в ФРГ из четырех миллионов иностранцев только две трети были рабочими, остальные их детьми или членами семей. Иностранные рабочие взяли курс на «укоренение» и стали отстаивать право на долгосрочное пребывание в стране или просто нелегально проживали и перебивались случайными заработками.
По вопросу численности трудовых мигрантов, приехавших в ФРГ до 1973 года, есть достаточно точные данные. Их приводит Д. Миллер. Он, ссылаясь на данные Стамбульского университета, опубликованные еще в 1974 году, говорит о 668 тысячах иностранных рабочих в 1963 году, из которых 22 тысячи составляли выходцы из Турции, и о 2,35 миллионах рабочих в 1973 году, из которых выходцы из Турции составляли 528 тысяч человек [9].
Однако было бы неверно утверждать, что мигранты только приезжали в ФРГ и не возвращались обратно на родину. Согласно статистике [Tuerkische Staatsbuerger in Deutschland. ZDF [10], в течение последних пяти десятилетий было несколько всплесков отъезда турецких мигрантов из Германии: в период с 1970 по 1975 уехали около 500 тысяч человек; с 1980 по 1985 уехали еще 560 тысяч человек. Все эти волны отъезда не достигали тех объемов, какими были волны иммиграции, предшествовавшие им. К тому же, последняя крупная волна отъезда из Германии произошла в середине 1980-х, после чего поток новых гастарбайтеров стабильно превышал число тех, кто возвращался на родину.
Характерно, что увеличению числа отъезжающих из страны не способствовала даже программа «грантов на репатриацию», по которой всем возвращающимся на родину германское государство выплачивало 10,5 тысяч марок с дополнительными выплатами для членов семей. Этой программой воспользовались лишь 40 тысяч иностранных рабочих.
С видом на жительство
В Германии, как и в большинстве западноевропейских стран, сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на рост численности иммигрантов и удлинение периода их пребывания, политики, профсоюзы и работодатели вплоть до 1990-х годов утверждали, что иммигранты находятся в стране временно.
Привлечение трудовых мигрантов в страну продолжилось ненадолго в конце 1980-х, когда Германия заключила соглашение с Турцией о ежегодном найме примерно 270 тысяч человек, из которых 90% составляли сезонные рабочие. Данная мера, в сочетании со сложным процессом натурализации и неразвитостью политики интеграции, еще более увеличила число гастарбайтеров, постоянно проживающих в Германии.
Главное не перетурчить
В течение второй половины ХХ века благодаря потоку «гастарбайтеров» и репатриантов Германия превратилась в страну иммиграции. Однако с начала 2000-х рост нетто-иммиграции прекратился, и наметился спад количества приезжающих.
Расчеты, которые приводит Л. Карачурина в журнале ИМЭМО за 2008 год [11], показывают, что «общий уровень прибытий в Германию за последние десять лет снизился более чем вдвое, составив менее 800 тыс. человек в год». Однако если учесть постоянный уровень эмиграции из Германии – около 600 тысяч человек в год, то окажется, что положительная нетто-миграция еще меньше – всего 200 тысяч человек.
Более новые данные по миграции в Германии свидетельствуют о появлении отрицательной нетто-миграции в ФРГ.
Так, журнал Spiegel приводит данные [10], согласно которым в кризисный 2008 год из страны выехало на 56 тысяч человек больше, чем въехало. В 2009 году этот показатель сократился до 13 тысяч человек, но все равно остался в пределах тенденции к уменьшению числа приезжих.
Турки получили «зеленую карту»
В 1990-х миграционная политика Германии претерпевает некоторые изменения. Они были связаны с рядом крупных исторических процессов и событий: объединение Германии, приход во власть нового поколения политиков, не имеющих военного опыта, преодоление комплекса «исторической вины» и стремление стать «нормальной нацией». В результате этих процессов складывается иной взгляд немцев на самих себя и культурные процессы в их стране.
Хотя проблема мигрантов в начале 1990-х отошла на второй план под влиянием объединительных процессов, тем не менее в это время общество пришло к осознанию того факта, что гастарбайтеры не уехали, а приезжают все больше и являются частью объединенной Германии.
В середине – конце 1990-х внимание миграционной политике начинает уделяться впервые после долгого времени бездействия. Это было спровоцировано рядом факторов, прежде всего, появлением второго поколения мигрантов, достигшего трудоспособного возраста. Рожденные в турецких семьях в Германии, эти люди имели более высокие требования к уровню жизни, но, одновременно, и ограниченные возможности. Это создавало почву для конфликтов.
Кроме того, в этот период становятся более заметными исламские организации и объединения. Первые из них возникают еще в 1970-х. К 1990-м они достигают более высокой численности и лучшего уровня организации. В дополнение к внутренним процессам международная ситуация – конфликт на Балканах, распад советского блока – начинает сильно сказываться на притоке в Германию беженцев с Востока.
Однако конкретные результаты внимания государства к миграционной политике появляются только к началу 2000-х.
В 2000 году был создан специальный правовой режим – «Зеленая карта», - направленный на привлечение высококвалифицированных специалистов в сфере информационных технологий из стран, не входящих в ЕС. Данная карта действовала в течение пяти лет, ее получатели проходили отбор по балльной системе (позже была отменена).
В начале 2000 года создается более совершенная система социальной поддержки мигрантов. В 2005 году эта система окончательно оформилась. С одной стороны, новая система обеспечила поддержку тех категорий мигрантов, которые прежде были ее лишены (но нуждались в ней), но, с другой, система была теснее привязана к уровню занятости получателя помощи (те, кто никогда не платили страховые взносы, стали получать значительно меньше, чем те, кто имел опыт работы), а сами выплаты стали обеспечивать лишь минимальные потребности и варьировались в зависимости от состава семьи получателя.
В 2005 году был принят закон Bundesministerium desInnern [12], впервые в истории ФРГ регулирующий иммиграцию и следующий в логике интеграции приезжих. Он облегчил въезд в страну высококвалифицированным мигрантам из государств, не входящих в ЕС, в частности из стран Восточной Европы и Азии, одновременно ужесточив финансовые и организационно-трудовые требования к ним. Данный документ отменил существовавшую сложную систему получения вида на жительство и ввел только два статуса - Право на пребывание и Вид на жительство. Вид на жительство предоставляется после проверки контрразведки - Ведомства по защите конституции, для предоставления этого статуса создано специальное ведомство по делам миграции и беженцев.
По новому закону ужесточаются правила въезда в страну иностранцам с низкой квалификацией и неквалифицированным рабочим. Те же, кто приехал и хочет получить вид на жительство, обязаны посещать специальные курсы, на которых слушателям преподают немецкий язык (600 часов) и ориентационный курс (30 часов) об истории, культуре и правовой системе Германии. По окончании курсов слушатели сдают экзамены и получаю сертификат. Оплату курса берет на себя государственный бюджет, но часть расходов оплачивают и сами иммигранты (в 2005 году около 630 евро за весь курс).
Кроме введения новых законов, германские власти попытались вывести отношения с мусульманами, проживающими в стране, на более высокий уровень. В 2007 году была создана Германская Исламская Конференция – совещательный орган из крупнейших исламских организаций, светских исламских лидеров и высокопоставленных чиновников для координации взаимоотношений с германским правительством. Позже некоторые из членов Конференции создали Совет крупнейших мусульманских организаций для координации их совместной деятельности. Основная цель Совета – признание его в качестве представителя интересов всех мусульман с целью получения права преподавать ислам в школах, получать государственные дотации. Однако пока организации, состоящие в Совете, представляют не более 20% (по официальным данным) всех мусульман Германии. Да и сам Совет и Конференцию признают не все исламские организации.
Таким образом, активная миграционная политика, как и база для систематических отношений германского государства с собственными мусульманами, соответствующие политической подсистеме теории Парсонса, закладываются лишь в 2000 году.
Правоверные бюргеры
Попытка выяснить количество мусульман, проживающих в стране, связана с определенными затруднениями. Данные о количестве мусульман, проживающих на данный момент на территории ФРГ, сильно рознятся. В частности, Федеральное ведомство по миграции и делам беженцев заявляет о 2,214 миллионах мусульман, являющихся уроженцами других стран, и проживающих на территории ФРГ. По версии Ведомства, еще 1,84 миллиона человек - это мусульмане, имеющие гражданство ФРГ (в сумме – 4,054 миллионов человек [13]. Эти данные относятся к 2008 году.
Другую оценку дают материалы государственной радиостанции Deutsche Welle, которая заявляет о 3,5 миллионах мусульман, проживающих в Германии, и имеет в виду граждан и не-граждан [2]. Характерно, что и эта оценка относятся к тому же 2008 году. (Статистика 2004 года говорит о 3,4 мусульман, проживающих в ФРГ [14]).
Германская исламская конференция в 2009 году говорит о возможном диапазоне количества проживающих в ФРГ мусульман: от 3,8 до 4,3 миллионов человек, что составляет примерно 5% населения страны [15].
К сожалению, более свежие официальные данные по вопросу численности мусульман в ФРГ отсутствуют. Это связано с тем, что в анкеты Федерального ведомства статистики пункт о приверженности исламу не включается - есть возможность указать принадлежность только к христианской вере. Можно лишь поверить словам министра по делам семьи, пожилых, женщин и молодежи Кристина Шредер о том, что на данный момент в Германии проживает более 3 миллионов мусульман [16].
Мигранты-мусульмане, проживающие в Германии, представляют разные страны и течения ислама, объединены в более или менее институционализированные общины. Мусульманское население Германии можно разделить по этническому (турки, иранцы, албанцы и другие выходцы с Балкан, выходцы из Африки), религиозному (сунниты, шииты, алевиты), юридическому (граждане/неграждане ФРГ), возрастному признакам.
Самой многочисленной этнической группой являются турки. Их число составляет по разным данным от 1,506 миллионов до 1,629миллионов человек. Однако это число относится лишь к тем туркам, которые проживают в Германии, не принимая гражданства ФРГ и сохраняя прежнее гражданство Турции. Всего же в Германии проживает 2,7 миллионов людей турецкого происхождения (это число включает и тех, кто получил гражданство ФРГ, приехав из Турции. Сюда же включены курды, также приехавшие из Турции, которые для германской статистики являются «выходцами из Турции».
Мусулульмане не османы
Учитывая сказанное, вопрос о доле турок среди мусульман Германии остается открытым. Если опираться на данные официальной статистики Федерального статистического ведомства и Deutsche Welle, ссылающейся на официальные оценки, мы получим, что 2,7 миллионов турок (граждан и не-граждан) составляют 77,1% от 3,5 млн. мусульман Германии [17].
Если же мы воспользуемся данными Федерального ведомства по миграции и делам беженцев, то окажется, что турки, живущие в ФРГ, составляют 63,2% всех мусульман не-германского происхождения, проживающих в Германии, но данные 63,2% рассчитываются исходя из страны прибытия иммигранта, они включают в себя и курдов, приехавших из Турции.
Большинство мусульман турецкого происхождения относятся к суннитскому течению ислама. Таких 77,6%. Кроме этого среди выходцев из Турции есть определенное число шиитов, алавитов и представителей других религий.
Кроме этого мусульмане представлены выходцами из Южной Европы и Балканских стран. Их число составляет 355 000 человек – 13,6% от общего числа мусульман – не-граждан. Здесь так же преобладают сунниты – 68,9%. Третьей по численности является группа выходцев из стран Ближнего Востока: 110 000 человек – 6,9%и 70,2% суннитов.
Внутренняя стратификация мусульманских общин Германии является следствием исторического процесса формирования общин. Внутри общин можно выделить представителей разных возрастов. Наибольшую группу составляют мусульмане в возрасте от 25 до 64 лет. Они составляют от 55% всех турок, проживающих в Германии и до 70% членов других общин.
Вторую оп численности группу составляют еще юные мусульмане – те, кто не достиг 25 лет. Их среди турок 30% (до 45% в других общинах).
Важным показателем данной стратификации является принадлежность к «поколению» миграции. К первому поколению принято относить тех иммигрантов, которые родились за пределами ФРГ и лишь потом переехали в Германию на постоянное место жительства. Число таких людей среди мусульман разного происхождения достаточно велико и составляет от 65 до 100%. Это означает, что те, кто родился в семьях мигрантов уже на территории Германии и получил (имеет право претендовать) германское гражданство составляет не более 35%. Наименьшая доля приезжих первого поколения (т.е. наибольшая доля мусульман, родившихся в Германии) – среди приезжих и Турции и стран Магриба.
Таким образом, можно «нарисовать» портрет «среднего» мигранта-мусульманина: он турок-суннит в возрасте от 25 до 64 лет, родившийся за пределами ФРГ.
Вроде не бездельники
Говоря о сферах деятельности, в которых заняты мигранты, необходимо зафиксировать общую для Германии картину распределения приезжих по отраслям. Институт изучения труда приводит сравнения структуры занятости мигрантов по отраслям в разных странах мира. Согласно статистике института, самую большую группу в Германии составляют занятые в горной промышленности и производстве – около 33%. Вторую по численности группу составляют занятые в оптовой и розничной торговле – около 12%. Еще по 10% приходятся на сферу здравоохранения и предпринимательство. Остальные 35% распределяются между строительством, образованием, финансовой, транспортной и сельскохозяйственной деятельностью.
Переходя к рассмотрению турок, надо отметить, что в нашем распоряжении имеется статистика о сфере деятельности тех из них, которые заявили о своей постоянной занятости. На сфере занятости сказывается влияние исторического прошлого, в частности, уровня образования/квалификации и целей приезда еще первого поколения мигрантов.
Так, можно сказать, что современное распределение мигрантов по сферам занятости, в общем, сохранило картину 30-летней давности. Мигранты из Турции с невысокой квалификацией, ехавшие в Германию с целью работы на предприятиях, продолжают работать в сфере производства - 55,9% турок-мигрантов заняты на предприятиях. В то же время, наибольший процент «белых воротничков» наблюдается среди мигрантов из Африки, Южной и Юго-Восточной Азии и Ирана (около 50%). Для мигрантов из Турции этот показатель сравнительно не высок – 27,2% [17: c. 223.].
Особенно мало среди турок тех, кто занимается бизнесом, принадлежит к «свободным профессиям» - таких всего 16%. Наибольшее число предпринимателей и людей, самостоятельно организующих свою занятость, наблюдается также среди выходцев из Ирана, Южной и Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока (около 26%).
Причины такого разброса германские социологи склонны искать не только в историческом прошлом мигрантов. BAMF указывает также на зависимость полученного образования и дельнейшей деятельности. В частности, среди тех, кто окончил школу, не получив никакой квалификации, число рабочих на производстве превалирует – 67%. В то же время среди тех, кто получил высшее образование 46% относятся к «белым воротничкам» и еще 34% к частным предпринимателям или людям свободных профессий.
При этом наблюдается неожиданное явление: турецкие мигранты с уровнем образования, соответствующим среднему уровню образования выходцев из других стран, больше заняты на производстве и меньше – в офисной сфере. Германские социологи склонны связывать это явление с «этническими» особенностями, а именно с разницей в понимании «квалификации» и профессионального образования в германском и турецком обществе.
На сферу занятости также большое влияние оказывает гендерная принадлежность мигрантов. Так, по данным статистики, женщины больше, чем мужчины, предпочитают сферу обслуживания. Кроме этого, во втором поколении мигрантов более половины женщин заняты в качестве офисных служащих. Однако для мужчин характерен более высокий уровень предпринимательской активности: 18% мужчин против 6% женщин самостоятельно обеспечивают себя работой. Как правило, эти 18% составляют врачи, адвокаты, зеленщики и рестораторы (держатели других заведений «общепита»).
Характерно, что гражданскими служащими являются лишь 3% выходцев из Южной и Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Среди турок гражданских служащих практически нет.
Турки "ручной работы"
Что же касается конкретных профессий и сфер деятельности, которые чаще всего предпочитают выходцы из Турции, то здесь мы можем воспользоваться статистикой популярности профессий, выбираемых для обучения. Мы обладаем достаточно обобщенными данными, отражающими предпочтения мусульман Германии «в принципе».
Тем не менее, если мы сделаем поправку на то, что выходцы из Турции практически не занимают должностей на гражданской службе, мы получим, в основном верную картину для германских турок: продавцы, торговые служащие в розничной и оптовой сфере, специалисты по закупкам, обслуживающий персонал для технических и электронных устройств, водо- и газопроводчики, специалисты по ремонту и строительству, парикмахеры.
Действительно, интересно проследить, что сейчас составляет источник дохода тех, кто еще 20 – 30 лет назад ехал в Германию на заработки или приехал вслед за своим мужем, отцом или братом.
Общеевропейским фактом является приезд в страны ЕС мигрантов, которые изначально не имеют цели работать в Европе. Для всех стран ЕС, являющихся объектом миграции, характерен приезд большинства мигрантов по личным обстоятельствам – воссоединение с семьей или сопровождение других членов семьи. На заработки едут менее 40% иммигрантов.
По данным государственного Ведомства по миграции и делам беженцев Германии, уровень занятости среди мигрантов-мусульман значительно ниже, чем среди коренных немцев. Если для коренных жителей Германии уровень занятости составляет 63%, то среди мигрантов этот показатель равен в среднем 56% (т.е. на 7% ниже) [17: с.215.].
Еще большая разница прослеживается в уровне занятости среди женщин: если 63% коренных немок имеют постоянную работу, то среди женщин-мигранток этот показатель составляет всего 43% (т.е. на 20% ниже).
Однако это лишь часть картины. Среди мигрантов турецкого происхождения уровень занятости несколько ниже, чем в среднем среди мигрантов: лишь 52,5% (половина) из них имеют оплачиваемую работу. Количество тех, кто не имеет работы, росло постепенно в течение всех 1990-х: в 1990 году безработица держалась в среде турок на уровне 10%, но к 1997 году достигла уже 24%.
Показатели безработицы будут недостаточно объективны, если не обратить внимание на другие данные статистики о занятости турецких иммигрантов.
По данным BAMF, в Германии имеется «запас» рабочих рук, которые на данный момент не являются работниками по найму, но потенциально могут стать ими достаточно быстро[17: с. 218.]. По статистике 18,9% мигрантов являются стажерами или помощниками на предприятиях и в компаниях. Введя в своем исследовании категорию «стажеры/помощники (подмастерья)» [18].
Ведомство по миграции выявило тех, кто, в принципе, занимается производительным трудом в рамках компаний и предприятий, но не является постоянным работником или не получает денег за свой труд. Сравнительно высокий показатель по статье «стажеры/помощники» можно объяснить традицией семейного бизнеса, участия членов семьи в семейном бизнесе без официального оформления и стабильной зарплаты.
Вторым потенциальным источников рабочих рук являются безработные, ищущие работу. В данном случае в статистике BAMF наблюдается некоторая методическая неточность: Ведомство в графе «Unemployed/job-seeking» объединяет тех, кто является безработным (т.е. заявляет об этом) и тех, кто ищет работу, хотя очевидно, что «быть безработным» не означает «искать работу» (объяснение такой методической неточности можно найти в желании отделить ищущих работу от тех, кто не занять трудом на предприятии по найму или в качестве стажера, но, при этом, и не ищет работу). Как бы то ни было, по этому показателю на рынке труда присутствует еще 4,2% безработных из числа мигрантов.
Остальные 23,4% распределяются между теми, кто занимается домашним хозяйством и это является его основным видом занятости, теми, кто получает пенсию или другие виды выплат, позволяющие не работать и теми, кто получает деньги от родителей, проживая с ними.
Сравнительно низкие показатели занятости среди турок аналитики BAMF склонны объяснять низким уровнем занятости женщин в семьях турецкого происхождения. Это подтверждается статистикой: если уровень занятости среди турок-мужчин достаточно высок и даже превышает средний уровень занятости коренного населения Германии (66,2% против 63%), то среди турчанок, проживающих в Германии, уровень занятости существенно ниже, чем среди мужчин турецкого происхождения – всего 42,3% (хотя в сравнении с женщинами из других стран уровень занятости турчанок является чрезвычайно высоким).
Дорогие турки
Следующими важнейшими показателями для определения влияния турок на экономику Германии являются источники семейного дохода и степень зависимости от государственных выплат.
Статистика показывает [17: c. 226]: главными источниками дохода для мигрантов являются заработная плата, доходы от самостоятельной занятости, пенсия и выплаты по безработице второго типа (Arbeitslosengeld II – ALG 2). По уровню обеспеченности заработной платой мигранты из Турции занимают среднее положение среди других мигрантов: 75,2% домохозяйств содержатся на зарплату. Однако так как респонденты могли назвать несколько источников дохода, оказалось, что 24,4% (1/4) домохозяйств содержатся не только на зарплату, но и на государственные выплаты (будь то пенсии или пособия по безработице). На доходы от самостоятельной занятости содержится 20% домохозяйств – меньше, чем на государственные средства.
Источники дохода домохозяйств опрошенных с иммигрантским прошлым согласно региону происхождения и религии (в процентах). Опрошенные Федеральным агентством по труду в мае 2011 [19] могли назвать несколько источников:
Источник дохода |
Доля получающих выплаты из источника дохода |
Оклад/зарплата |
75,2 |
Самостоятельная занятость (предпринимательство, вольные профессии) |
19,9 |
Пенсия, иные виды содержания |
12,9 |
Выплаты по безработице для имеющих опыт работы |
4,0 |
Выплаты по безработице при отсутствующем опыте работы (ALG 2) |
11,5 |
Другие выплаты (студенческие гранты и т.п.) |
6,8 |
Непостоянные выплаты из других источников |
1,7 |
Важно отметить, что выплаты по безработице второго типа предоставляются тем, кто трудоспособен, имеет право на трудовую деятельность в Германии и находится на территории страны не менее трех месяцев.
При этом главным отличием этих выплат от выплат по безработице первого типа состоит в том, что они призваны покрывать минимальные расходы получателя на поддержание жизни, не зависят от прежнего уровня зарплаты и выплачиваются не из страховых взносов, а из средств Федерального агентства по труду (через центры занятости) и муниципалитета проживания получателя.
ALG 2 имеют фиксированную ставку и рассчитываются в зависимости от количества членов семьи и возраста получателя: максимальную сумму получает одиноко проживающий безработный. На данный момент средняя сумма выплат составляет 805 евро в месяц. При этом минимальные выплаты получает женатая женщина, имеющая одного ребенка – 644 евро. В то же время одиноко проживающий мужчина с ребенком получает максимальную сумму выплат – 1128 евро в месяц.
Посчитать затраты германского государства на выплату пособия по безработице второго типа для мигрантов не составляет труда. По состоянию на май 2011 года получателями пособия были 4,725 млн. человек. Среди них около 40% составляют мигранты. Таким образом, в мае 2011 года число мигрантов, получающих ALG 2, составляло 1,89 миллионов человек. Затраты на обеспечение этого числа мигрантов пособием составили 1,522 млрд. евро, а в пересчете на ежегодные затраты – 18,264 миллиардов евро.
Однако эта цифра является приблизительной главным образом потому, что достаточно трудно просчитать изменение размера пособия в зависимости от количества членов семьи мигранта. Однако, если учесть, что мигранты из Турции, как правило, проживают в семьях (т.е. не являются одиноко живущими), а сумма выплат уменьшается для получателей, имеющих семью, то в результате реальная сумма выплат мигрантам может оказаться ниже расчетных 18,2 миллиардов.
Более точную картину зависимости мигрантов от государственных выплат и других источников дохода дает статистика [20], [17: c. 228]. В сравнении с коренными немцами мигранты меньший доход получают от собственной зарплаты и пенсионных выплат. Если среди коренных немцев обеспечивающих себя с помощью зарплаты на 43% и с помощью пенсии на 23%, то для мигрантов эти показатели составляют 36 и 11%.
Одновременно с этим среди мигрантов значительно больше тех, кто полностью зависит от различных выплат – таких 40% против 25% аналогичного показателя для коренных немцев. Среди мигрантов больше и тех, кто полностью зависит от выплаты социального пособия по безработице – таких 9% (среди коренных немцев – 4%).
В качестве причин такой диспропорции можно назвать несколько факторов. Во-первых, низкий уровень образования многих мигрантов не позволяет им найти высокооплачиваемую работу. Потому даже для тех, кто имеет работу (и отнес себя к работникам по найму в опросе о форме занятости), действуют специальные выплаты в рамках механизма получения ALG 2, которые дополняют основной источник дохода и доводят доход до минимально установленного уровня.
При этом можно проследить интересную тенденцию: мигранты с высшим образованием в среднем более зависимы от получения социальных выплат, среди них меньше тех, кто рассчитывает на собственный заработок. В то же время, наиболее независимы от государства оказываются те, кто окончил среднюю школу, получив при этом профессиональную квалификацию. Даже среди тех, кто не получил вообще никакой профессиональной квалификации в школе степень зависимости от государства ниже, чем в среде мигрантов с высшим образованием. Зависимость от различных выплат у людей с высшим образованием составляет почти 20%, тогда как в среде мигрантов без профессиональной квалификации – 12,6%. При этом мужчины меньше зависимы от выплат, чем женщины (11,2 против 16,7%).
Другими причинами диспропорции между немцами и мигрантами по источниками дохода можно назвать такие показатели, как владение языком, предпочтения работодателей при приеме на работу, возраст (многие мигранты, даже имеющие гражданство ФРГ, еще не достигли возраста получения пенсии), ориентацию самих мигрантов на поиск работы (как показала статистика (см. выше), многие из них стремятся к домашнему труду. Особенно высок этот показатель среди женщин).
Несмотря на имеющиеся в настоящее время диспропорции, можно ожидать сокращения различий в источниках дохода между коренными немцами и мигрантами. Это сокращение будет связано с естественным старением натурализовавшихся мигрантов, которые начнут получать пенсию, а также процессом восприятия турецкой молодежью ценностей германского общества, что приведет к более активному поиску работы и увеличению их образовательного уровня.
Для определения степени влияния турецких мигрантов на экономику ФРГ можно проследить показатели малого и среднего бизнеса, которым занимаются турки. Данные на этот счет меняются от года к году и показывают положительную динамику развития турецкого бизнеса.
Турецкое дело
По данным российского исследователя А. В. Кузнецова [21], к 2000 году в ФРГ было 59,5 тысяч предприятий турецких иммигрантов. Их суммарный оборот достиг 28,5 миллиардов евро, на них было занято 327 тысяч человек, более 80% которых – турки. В своей деятельности турецкие компании ориентировались в основном на соотечественников, и были сосредоточены в секторе легкой промышленности (текстильные и швейные фирмы), общественного питания (кафе, рестораны). Следствием этого стало то, что турецкие прямые инвестиции размещены в основном в крупных городах, где концентрируются турки-иммигранты.
К 2005 году относятся данные о 281 тысяч турецких фирм в Германии, которые составили 6,3% всех зарегистрированных в стране предприятий. При этом сами турки владели 22,9% всех принадлежащих иностранцам предприятий в ФРГ [22].
Эти данные сильно расходятся с официальной статистикой 2005 года: по ней, людьми турецкого происхождения были созданы 64 тысяч компаний, на которых были заняты 320 тысяч человек. За 2005 год все эти компании заработали 30 миллиардов евро. Таким образом, в пересчете на каждого занятого на этих предприятиях получается доход в размере 93 750 евро в год (7 812,5 евро в месяц). Однако пересчет 30 миллиардов евро на общее количество турок, проживающих в Германии, дает намного более скромный результат: 11 111 евро в год или 925,9 евро в месяц.
В 2008 году министр экономики и труда Германии В. Клемент озвучил другие цифры: 80% турок Германии жалуются на дискриминацию [14], свидетельствующие о пятикратном росте числа турецких предприятий в Германии по сравнению с 2000 годом: германские граждане турецкого происхождения инвестировали в экономику страны около 12 миллиардов евро, а также создали более 300 тысяч новых рабочих мест.
В 2011 году канцлер ФРГ А. Меркель привела уже новые данные [23] о количестве турецких предприятий в Германии. Ссылаясь на данные Турецко-Германской промышленной и торговой палаты, она сказала, что в Германии работают 80 тысяч турецких предприятий, на которых заняты 400 тысяч сотрудников (по данным Ассоциации турецкого бизнеса в Европе).
Меркель не привела данных о доходе мигрантов, занятых на этих предприятиях, нет таких данных и в открытых источниках статистики. Но мы можем вычислить его примерно, отталкиваясь от имеющихся показателей. Так, для 80 000 турецких предприятий мы получаем доход в 37,5 миллиардов евро, что в пересчете на 2,7 миллионов человек (цифру, неизменную в официальной статистике, хотя и примерную) составит 13 888 евро в год или 1 157 евро в месяц.
Строго говоря, данные 80 000 предприятий включают в свое число различные компании, и у нас нет оснований утверждать, что все эти 80 000 являются предприятиями малого и среднего бизнеса. Чтобы получить более точные данные о его объеме, мы должны исключить из наших расчетов тех представителей крупного бизнеса, которые входят в Турецко-Германскую промышленную и торговую палату. Это предприятия, специализирующиеся на производстве комплектующих для автомобилей, промышленные производители, банки и страховые компании, крупные строительные компании, консалтинговые фирмы, транспортные, медицинские компании и СМИ.
В Палату входят исключительно крупные фирмы, способные заплатить вступительный взнос, который является слишком большим для малого и среднего бизнеса – 5 миллионов евро и более. Число турецких компаний, входящих в Палату, составляет 250 предприятий.
Более точную картину турецкого бизнеса в Германии дает Союз турецких предпринимателей и промышленников в Европе (ATIAD - АТИАД) – организация, объединяющая предпринимателей турецкого происхождения в разных странах ЕС, однако имеющая самое большое представительство германских фирм «турецкого происхождения». АТИАД подтверждает число турецких предпринимателей в Германии – 80 тысяч (в 2008 году) – и уточняет, что 42% из них (35 тысяч) – это малые, средние и крупные предприятия, работающие в сфере гастрономии и продуктов питания [24]. Из них 15 тысяч предприятий – это малый бизнес. При этом АТИАД приводит данные, свидетельствующие о том, что еще 1998 году в этом секторе было на 12 тысяч предприятий меньше – 23 тысячи предприятий.
Инвестиции предприятий самого крупного – гастрономического – сектора турецкого бизнеса в Германии составляют 3 миллиарда евро в год при обороте 13 миллиардов евро. Кроме этого, около трети всех предприятий сектора гастрономии, принадлежащие туркам, ориентируются на германских покупателей (т.е. германские покупатели составляют большинство по сравнению с выходцами из Турции).
Но гастрономия – не единственный сектор бизнеса выходцев из Турции. Так, по состоянию на 2006 год в торговле были заняты 35% предпринимателей, в гастрономии – 24,8%, в сфере услуг – 22,4%, в промышленности, ремеслах и строительстве – 17,8%
Турецкий фокус в «немецком чуде»
Значение трудовых мигрантов для экономики Германии чрезвычайно велико. Можно с уверенностью сказать, что «германское экономическое чудо» имело бы намного более скромные показатели, если бы в нем не участвовали рабочие руки из стран Южной Европы и Турции. Четко прослеживается зависимость мировой конъюнктуры, экономического роста ФРГ и мер по привлечению или ограничению количества трудовых мигрантов. По сути, трудовые мигранты до начала 1990-х играли роль балансира, позволявшего согласовать потребности германской экономики как системы, растущей циклично, и возможности внутреннего рынка труда.
Во многом благодаря гастарбайтерам, привлечение которых началось в 1960 году, германская экономика показывала большие темпы роста в годы экономической политики Эрхарда. В 1964 году Валовой национальный продукт (далее ВНП) страны вырос на 6,7%, в 1968 – на 5,5%, а в 1969 – на 7,5%. Средний рост ВНП Германии в период между 1962 и 1969 годами составлял 4,4%. Мигранты были действительно востребованы, т.к. с рынка труда были выбраны практически все рабочие руки: уровень безработицы в стране оставался чрезвычайно низким: с 1962 по 1969 год, в среднем, всего 0,7% [25].
В период 1970–1982 отмечается замедление темпов экономического роста. Это было обусловлено различными факторами, главный из которых – «нефтяной» кризис. Рост ВНП страны в эти годы упал в среднем до 2,4%, а в некоторые годы показывал даже отрицательные показатели. В эти годы безработица в Германии постепенно растет с 0,5% (1970) до 5,6% (1982). Однако ее средний уровень, все же, удается удержать от критического роста: за десятилетие безработица в среднем составила 2,4 %. Достижению этого показателя способствовало изменение миграционной политики: в 1973 году привлечение гастарбайтеров прекращается.
Далее, в 1980-х, ВНП страны снова начинает расти. Средний уровень роста в 1980-е составил 2,5%, в течение последующих лет перестали появляться отрицательные показатели его динамики. Этому экономическому подъему снова сопутствовало заключение соглашения с Турцией и некоторыми другими странами о привлечении трудовых мигрантов. В этот период безработица в Германии устанавливается на достаточно высоком, но стабильном уровне - 6,6% (при этом колебалась в этот период достаточно несущественно – от 5,6 до 6,9%). Таким образом, привлеченные мигранты нашли свое место в германской экономике, не вызвав дальнейшего роста безработицы.
В период между 1990 и 1998 годом, после объединения Германии, средний рост ВНП ФРГ (2,2%) - превышал показатели Евросоюза (2%). Во многом этот успешный показатель обусловлен экономическим бумом, последовавшим после объединения, когда ВНП страны рос на 5,7% (1990) и 5% (1991). Приток мигрантов в страну продолжился и в эти годы, что в купе с другими факторами привело к выходу германской экономической системы из состояния равновесия. Показателем этого стал уровень безработицы, который четко следовал за темпами развития экономики: сперва он несколько упала (до 4,4%), реагируя на кратковременный экономический бум, но затем в течение десятилетия существенно вырос – до 9,3% в 1998 году средний уровень безработицы за эти годы составил 7,7 %.
Вклад иммигрантов в экономический рост ФРГ не ограничивается удовлетворением дефицита рабочей силы. Трудовые мигранты выполняли и другую, естественную для таких категорий работников, функцию дешевой рабочей силы. По среднему размеру зарплаты приезжие из Турции и другие иностранные рабочие сильно отставали от немцев, занятых на аналогичных работах.
Германскими властями было законодательно установлено, что минимальная заработная плата иностранных рабочих не может быть ниже 3 немецких марок в час. В то же время по статистике немецкие рабочие получали на тех же работах в среднем 6-7 немецких марок – вдове больше.
Одновременно с этим существовала дифференциация минимальной зарплаты для гастарбайтеров по гендерному принципу: по решению правительства ФРГ, женщины-мигрантки должны были получать не менее 2,6 марок в час. Однако эти минимальные нормы часто не соблюдались: так, например, известно, что на предприятиях Ассоциации шоколада и сладостей низкоквалифицированные сотрудницы получали 2,27 – 2,5 немецких.
Справедливости ради стоит отметить, что женщин, работавших в Германии в качестве гастарбайтеров, на начальном этапе привлечения мигрантов было не много: в 1963 году их число составляло 2,5 тысяч, но к 1973 году увеличилось почти до 29 тысяч человек.
Окончательная сумма, которую получал рабочий, зависела от производительности его труда в рамках существовавшей сдельной системы оплаты.
Не трудно вычислить эффект от привлечения мигрантов из Турции для экономики ФРГ. Экономия германских предприятий на каждом рабочем месте, занятом мигрантом, достигала 32 марок в день (т.е. 8 448 марок в год). В пересчете на количество турецких мигрантов в 1973 году (528 тысяч человек) эта сумма составит почти 4,5 миллиарда немецких марок.
Актуальным остается вопрос о размерах перечислений, которые делали турецкие мигранты из Германии на родину. Очевидно, что эти перечисления не могли быть больше, чем зарабатывали мигранты. По данным боннского Института изучения труда (Forschungsinstitut zur Zukunft der Arbeit) [26], в 1984 году турецкие мигранты заработали в Германии в пересчете на евро 9 миллиардов. При этом турки отослали на родину сравнительно небольшую сумму - 1,8 миллиардов. В дальнейшем сумма переводов еще уменьшается: в 1992 году переводы составили лишь 1,2 миллиардов евро.
Турецкая доля
Эти цифры наглядно показывают, какое влияние оказывают иммигранты из Турции, граждане Германии турецкого происхождения, турецкие исламские организации и предприятия «турецкого происхождения» на экономику Германии.
71,4% немецких турок имеют постоянный или временный источник дохода, а основной сферой деятельности являются рабочие профессии.
Однако было выявлено существенное социальное расслоение в среде иммигрантов: существует прослойка офисных служащих, свободных профессий, и государственных служащих – около 28%.
Одновременно с этим 40% немецких турок полностью или частично зависят от социальных выплат. Получателями социальных пособий и выплат являются 40% немецких турок. В среднем ФРГ тратит на них 18,264 миллиардов евро в год.
Доход 80 тысяч турецких предприятий составляет 37,5 миллиардов евро в год. В пересчете на одного немецкого турка – 13 888 евро в год (1 157 евро в месяц). В пересчете на количество занятых на данных предприятиях – 400 тысяч человек – 93 750 евро в год (7 812,5 евро в месяц).
При объеме ВВП Германии в 3 235 миллиардов евро на турецкий бизнес приходится более 4% ВВП страны (130 миллиардов евро).
Благодаря труду турок в период с 1960 – 1973 гг. в рамках программы привлечения турецких трудовых мигрантов в ФРГ экономия предприятий на заработной плате работникам составила около 4,5 миллиардов немецких марок.
Беспроигрышная стратегия
Показателем успеха политики мультикультурализма является достаточно высокий уровень занятости среди иммигрантов (превышающий 50%), хорошее и отличное знание немецкого языка вторым поколение иммигрантов. Кроме этого, на успешность интеграции турок в германское общество указывает высокий уровень развития турецкого бизнеса, что отражается как в количественных показателях (количество предприятий, доля в ВВП Германии), так и в качественных (наличие деловых объединений, собственной прессы, проведение мероприятий с участием высших лиц германского и турецкого государств).
Успехи интеграции турок в германское общество предстанут еще большими, если учесть, что до недавнего времени иммиграционная политика в ФРГ практически отсутствовала. Тем неожиданнее достигнутая достаточно высокая степень интеграции.
Можно констатировать, что имеющиеся дефекты взаимодействия германского общества и государства с иммигрантами в рамках трех подсистем (политической, социальной и фидуциарной) оказались уравновешены эффективностью взаимодействия в экономической подсистеме. В то же время поиск равновесия системой не окончен и в настоящее время идет через развитие взаимодействия во всех подсистемах.
Политику интеграции турецких мигрантов в немецкое общество стоит рассматривать и оценивать в двух, хотя и взаимосвязанных, но принципиально различных аспектах – ментальном и бытовом.
Несомненный экономический успех интеграции туркоязычных граждан в немецкое общество наглядно показывает, что мигранты вполне могут на протяжении относительно небольшого времени успешно адаптироваться к новым социально-бытовым условиям и активно включиться в хозяйственную жизнь общества.
Философский камень преткновения
В ментальном плане этнические турки редко становятся «немцами» настолько, как того хотелось бы многим их согражданам германского происхождения. Это значит, что даже если мы согласимся с тезисом, что бытие определяет сознание, следует признать влияние на формирование личности унаследованных этнических, языковых, культурных и религиозных факторов и особенностей.
Вкусы, привычки и обычаи могут определяться не современными условиями жизни, а определенной поведенческой или исторической традицией, присущей этно-конфессиональной группе в целом. Это, впрочем, отнюдь не означает, что под воздействием традиции люди не могут стать полноценными «немцами» в значении «граждане Германии».
Нет, немецкие турки во втором и третьем поколении уже настоящие немцы, но с особым ментальным комплексом, который определяет их мировоззрение, систему ценностей и поведенческие установки.
Поэтому воспринимать слова А. Меркель о «крахе» мультикультурализма в ФРГ, как и позицию Т. Саррацина, на мой взгляд, следует как разочарование неглупых образованных, но ментально ригидных немцев в том, что при всех их усилиях не получилось создать «философский камень» и «онемечить» турков до степени «натуральных немцев», то есть синтезировать все население Германии в однородную мононациональную общность.
Впрочем, как показывает экономика, рациональные и прагматичные немцы не ошиблись в главном: осязаемой практической пользы и выгоды для ФРГ от турецких мигрантов все-таки больше, чем беспокойства. Хотя проблем по-прежнему немало.
Примечания:
[1] Меркель заявила о провале мультикультурализма
[2] Справка DW: Мусульманские организации в Германии
[4] http://www.fr-online.de/spezials/wie-eine-gebetsmuehle,1472874,2739068.html
[5] „LIES!" - Das Koran-Projekt in Deutschland
[6] Koran-Offensive alarmiert die Parteien
[7] Сайт Ю.Крупнова http://www.kroupnov.ru/
[8] http://www.kroupnov.ru/news/2012/06/28/10997/print.html
[9] JenniferA Miller. Postwar Negotiations: the First Generation of Turkish “Guest Workers” in West Germany, 1961 – 1973, New Jersey, 2008. P. 22.
[10] http://multimedia.zdf.de/2010/sport/infografik/tuerkei/tuerken.swf
[11] Иммиграционная политика Германии: успешный и неуспешный опыт. Л. Карачурина. Мировая экономика и международные отношения, 2008, №7, с. 54.
[12] Краткое содержание закона, его полный текст.
[13] Federal Office for Migration andRefugees. Deutsche Islam Konferenz. Muslim Life in Germany, 2008. P. 63.
[14] http://islam.com.ua/news/1472/#.UHFHRpgxrag
[15] Around 4 million Muslims inGermany. Deutsche Islam Konferenz.
[16] Dr. KristinaSchroeder, Bundesministerin fuer Familien, Senioren Frauen undJugend. Jahresbericht 2010, Statistisches Bundesamt Deutschland, 2010, p. 22.
[17] Federal Office for Migration and Refugees. Deutsche Islam Konferenz. Muslim Life in Germany, 2008. P. 91.
[18] Forschungsinstitut zurZukunft der Arbeit, 2007.
[19] Die Arbeits- undAusbildungsmarkt in Deutschland. Monatsbericht, Mai 2011.Bundesagentur fuer Arbeit. C. 22.