Соединенное Королевство: поиск новых социокультурных моделей
Об авторе: Родион Петров, студент 5 курса Южного федерального университета, факультета филологии и журналистики, специальность "международная журналистика". Оксфордский стипендиат. Живет в Ростове-на-Дону. Автор статей и публикаций, в частности, на ресурсе «Кто главный» (kg.riacenter.ru) и Ростов официальный (rostof.ru). Лауреат (I премия) 5-го конкурса эссе.
О целях и задачах исследования
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема взаимодействия разных культурных традиций в национальных рамках. Объектом исследования является социокультурное пространство Соединенного Королевства, предметом – модели интеграции иммигрантов в мультикультурное общество и сохранения национальной идентичности представителями наций, входящих в британское сообщество.
Цель исследования – анализ мировых социо-культурных моделей и перспектив их использования в условиях культурного и национального многообразия Великобритании на фоне процессов глобализации.
Задачи: 1) рассмотреть мировые социокультурные модели;
2) осветить неоднозначность восприятия мультикультурализма в Великобритании как формы национальной политики;
3) выявить ключевые тенденции дальнейшего развития британского общества.
Модели развития этнических отношений
Глобализация – сложнейший процесс, затрагивающий экономические, социальные, политические и культурные аспекты жизни, в результате которого происходит экспансия западной модели рынка и порождаемых ею культурных паттернов и механизмов на остальной мир. Бурное развитие альтернативных культурных моделей и их трактовок свидетельствует о важности культурного полиморфизма – способности к культурным модификациям.
Исторически сложились следующие модели развития этнических отношений.
Ассимиляция предполагает, что иммигранты утрачивают свои обычаи и изменяют поведение, базируясь на ценностях и нормах коренного населения. Однако если этнические меньшинства физически отличаются от основного населения, это становится проблематичным. В полной мере это относится к Британии с ее вест-индскими, азиатскими и африканскими общинами.
Апартеид – крайняя форма расовой дискриминации, означающая лишение какой-либо группы населения политических, социально-экономических и гражданских прав и свобод. Эта модель в Великобритании невозможна, так как принят закон «О расовых отношениях» (1976), который объявил незаконной любую дискриминацию на основе цвета кожи, расы, национальной или этнической принадлежности [6].
«Плавильный котел» выражает идею о том, что этнические различия могут комбинироваться, создавая новые правила поведения и обычаи, в основе которых лежат разные культурные источники. При этом обычаи «пришлых» не растворяются среди ценностей коренного населения, в результате происходит формирование новой культуры. Великобритания ужесточает иммиграционные законы, что отнюдь не способствует созданию благоприятного социального и политического климата для слияния национальных общностей.
Культурный плюрализм ратует за плюралистическое общество, когда все субкультуры имеют равное значение в контексте общей национальной культуры. В отличие от модели «плавильного котла» и традиционной либеральной идеологии он защищает права этнических и конфессиональных общин, а не индивидуальные права граждан. Однако в этнических меньшинствах британцы по-прежнему видят «козлов отпущения», рассматривая их как угрозу рабочему месту, собственной безопасности и национальной культуре. Зачастую срабатывают механизмы, связанные с дискриминацией и предрассудками.
К вопросу о мультикультурализме
Соединенное Королевство является разнородной в этническом отношении страной. Одной из характерных социокультурных и политических практик современной Британии является мультикультурализм. Он затрагивает проблемы пересмотра классической концепции гражданства, отношений культурной группы, представляющей собой большинство данного общества, к различным меньшинствам.
Одну из основных политических идей мультикультурализма составляет «политика различия», которая состоит в допущении групп в публичную сферу посредством представительства различных групп в парламенте, введение права группового вето, пропорциональное представительство групп в университетах, полиции, властных структурах. При этом принцип равенства возможностей должен быть заменен принципом равенства результатов [8].
Мультикультурализм был инструментом, способствующим взаимообогащению культур. Он представляет собой своего рода разновидность ксенофилии, которая утверждает, что залогом существования современного общества является смешение культур и народов под знаменем либеральной демократии.
О причинах политической несостоятельности
Долгое время британская политика считалась одним из лучших и наиболее успешных проектов адаптации граждан из бывших колоний, а толерантность была гордостью британцев. Беспорядки в Лондоне и других городах в августе 2011 года и все более усиливающиеся противоречия, возникающие в обществе, доказали несостоятельность мультикультурной политики. Это происходит на фоне роста национализма, поиска индивидуальных идентичностей во всем мире. Когда начинается поиск идентичности и люди обращаются к своим корням, которые существенно отличаются от культурной среды коренного населения, конфликт усугубляется.
Приток иммигрантов в Соединенное Королевство на протяжении последних десяти лет превышает 500 тысяч человек в год. В 2010 году их число составило 591 тысяч человек, а чистая миграция (разница между числом приехавших и уехавших) достигла рекордного уровня в 252 тысяч человек [7].
История вопроса
Наплыв иммигрантов стал массовым после Второй мировой войны. В конце 1950-х – начале 1960-х возникла острая нехватка рабочих рук, особенно на низкооплачиваемых рабочих местах. Правительство стимулировало приток рабочей силы, приглашая рабочих из бывших колоний: Индии, Пакистана, Вест-Индии. К 1961 году в Соединенном Королевстве насчитывалось уже свыше 113 тыс. иммигрантов.
В 1958 году в Лондоне впервые вспыхнули беспорядки на расовой почве. В 1962 году в ответ на многочисленные протесты населения правительство приняло закон «Об иммиграции в странах Содружества», ограничив въезд жителей других стран Содружества, при этом семьи тех, кто уже находился в Великобритании, легко могли попасть в страну [2].
Недовольство в массах нарастало, в 1966 году ультраправые группировки объединились в Национальный фронт. Политик-консерватор Энок Пауэлл предсказал, что расовая напряженность породит «реки крови».
Столкнувшись с новой реальностью, правительство и государственные структуры пытались сделать процесс адаптации иммигрантов менее болезненным. В целях урегулирования возникших проблем в Великобритании была разработана система поддержки национальных меньшинств. Проблема состояла в том, что при этом британские политики руководствовались общими принципами, применяя одни и те же критерии к национальным меньшинствам, мигрантам и коренным народам, что сделало британский режим поддержки прав меньшинств неустойчивым.
Группы меньшинств
Уилл Кимлика выделяет следующие группы меньшинств в соответствии с правами, которые должны быть им даны: 1) национальные меньшинства (самые широкие права на самоопределение); 2) коренные народы (культурные права); 3) легальные иммигранты (специальные меры, облегчающие процесс адаптации к принимающей культуре); 4) «метеки» (гастарбайтеры, нелегальные иммигранты, для которых необходимо предусмотреть возможность легализации); 5) особые группы (афро-американцы, цыгане со своими особыми проблемами и правами) [12].
По закону о гражданстве 1981 года существуют три типа гражданства Великобритании для: 1) граждан, «тесно связанных с Британией», т.е. коренных жителей страны; 2) жителей так называемых зависимых территорий; 3) жителей Великобритании и ее колоний, не получивших иную форму гражданства на момент принятия закона [3]. Гражданами Великобритании могли стать жители бывших колоний, разбросанных по всему миру. При этом коренное население достаточно терпимо относилось к иммигрантам.
Пересмотр политических воззрений
После теракта в Лондоне в июле 2005 года и попыток мусульманских экстремистов устроить террористические атаки в Великобритании коренные британцы пересмотрели свое отношение к иммигрантам и к мультикультурализму. Слово приобрело негативный оттенок и по отношению к британским политикам стало даже ругательным. Об этом писал журнал «The Economist»: «…отношение ведущих политических партий к мультикультурализму вдруг стало абсолютно одинаковым, все они начали рассматривать его как наивную, но пагубную для страны идею и выражать твердую убежденность в том, что время этой идеи прошло, она больше никогда не должна возродиться» [4].
Толерантность уступает место ксенофобии и неприятию чужаков, она порождает в обществе тревогу и чувство страха. В связи с тем, что молодежь наследует предрассудки старшего поколения, ожидается, что будущее все же станет характеризоваться продолжающейся дискриминацией, социальной атмосферой конфликтов и вражды.
По данным британской организации «Searchlight Educational Trust» 60% британцев не видит в иммигрантах никакой пользы, 1/4 населения враждебна к ним, более 2/3 уверены в том, что межэтническая напряженность постоянно усиливается [5]. Это говорит о том, что британцы чувствуют себя незащищенными.
Социологические выкладки
В докладе «Страх и надежда. Новая политика идентичности» этой же организации было представлено социологическое исследование и выделены следующие группы населения в зависимости от отношения к иммигрантам [5]:
1. Убежденные мультикультуралисты (8% населения). Это специалисты и менеджеры высокого класса, успешные люди с высшим образованием. Они разделяют политические взгляды Лейбористской, Либерально-демократической партии и Партии зеленых, довольны жизнью, уверены в будущем и полагают, что Великобритания выиграла от иммиграции.
2. Типичные либералы (16%) – оптимистичные целеустремленные люди, как правило, с высшим образованием, разделяющие политику мультикультурализма не до такой степени как убежденные мультикультуралисты.
3. Люди, озабоченные сохранением своей идентичности (28%). Это менее обеспеченные и оптимистичные граждане, не имеющие собственного жилья, проживающие в социальных домах. Свои отношения с иммиграцией они ставят в зависимость от того, каким образом это повлияет на экономическое и социальное положение их общин. В подавляющем большинстве это мусульмане и представители других этнических меньшинств, поддерживающие Лейбористскую партию.
4. «Культурные» интеграционисты (24% населения) – состоятельные люди, высококлассные специалисты и менеджеры, которые рассматривают иммиграцию больше как культурную проблему. Они чрезвычайно обеспокоены воздействием иммигрантов на британскую идентичность и их неспособностью интегрироваться в общество. Они поддерживают Консервативную партию.
5. Люди, испытывающие скрытую враждебность по отношению к иммигрантам (10%). Это, как правило, немолодые люди, не имеющие высшего образования, представители рабочего класса, которые с пессимизмом смотрят в будущее. Они полагают, что иммиграция пагубно влияет на британскую культуру, отрицательно воздействует на сферу социальных услуг и их личные экономические перспективы, и готовы поддерживать тех, кто борется за их идентичность.
6. Граждане, проявляющие резкую враждебность к иммигрантам (13%) – неквалифицированные работники и безработные, обычно не принимающие участия в политике. Им свойственно крайне отрицательное отношение к иммиграции, этническим или религиозным сообществам. Они допускают насилие по отношению к иммигрантам, если это им необходимо.
О смене ориентаций
Из-за разделения британского общества проблема иммиграции приобретает политический характер. Несмотря на то, что социальный статус британцев влияет на то, в какую именно из групп они входят, он уже не является определяющим фактором. Одну из первостепенных ролей играет политическая ориентация британцев.
В Великобритании 42% из тех, кто разделяет идеологию Консервативной партии, ратует за сохранение британской культуры, а те, кто поддерживает Лейбористскую партию (37%), основную задачу видят в сохранении своей идентичности.
Только 8 и 12% сочувствующих Либерально-демократической партии и Партии зеленых не принимают иммигрантов и не любят их. 24% сторонников Консервативной партии испытывают вражду к ним. В Лейбористской партии доля тех, кто враждебно настроен к иммигрантам, составляет 18%, каждый десятый агрессивно настроен к ним. Враждебность к «пришлым» проявляют 29% сторонников Британской национальной партии и Партии за независимость Великобритании, 56% заявляют о ненависти к ним.
Наиболее оптимистично смотрят на проблемы межэтнических отношений ярые мультикультуралисты. 79% из них считает, что эти отношения складываются нормально. 41% либералов уверены, что эти отношения ухудшаются [5].
Таким образом, в Соединенном Королевстве иммиграция – проблема, имеющая первостепенное значение. Стратификация на классы уже не является определяющей и не влияет, как раньше, на предпочтения избирателей. Ее место занял принцип идентичности, что, в свою очередь, приводит к обострению межэтнических и межконфессиональных конфликтов.
Толерантность, как основа британской политики, уступает место нетерпимости к иной культуре, иному вероисповеданию и образу жизни [9]. Приверженцами мультикультурализма являются только 8% населения.
Эффект разорвавшейся бомбы
Таким образом, эта политическая модель в отношении этнических и религиозных меньшинств уже не является рабочей. Сохранение ее в теперешнем виде представляет серьезную опасность для общества, грозит межэтническими конфликтами, глобальными социальными потрясениями.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в феврале 2011 года заявил о провале британского мультикультурализма: «толерантность, невмешательство в дела тех, кто отвергает западные ценности, не оправдали себя. Необходимо перейти к «мускулистому либерализму», когда национальная идентичность формируется за счет демократии, равных прав, главенства закона и свободы слова» [1]. Его выступление произвело эффект разорвавшейся бомбы, так как именно Великобритания считалась оплотом мультикультурализма, оно было расценено аналитиками как свидетельство краха европейского мультикультурного проекта.
Modus vivendi
Итак, глобализация создала много новых реалий, среди которых одной из главных является культурное многообразие, сосуществование различных национальных традиций в условиях нового мирового порядка. Идентификация личности по этническим, культурным или конфессиональным признакам становится главенствующим фактором.
Мультикультурализм в Соединенном Королевстве исчерпал себя, ему предстоит найти альтернативу. Современному обществу требуется не философско-рациональное примирение и не достижение реального консенсуса, а политически устанавливаемый «modus vivendi» – баланс различных сил.
Эксперты разрабатывают новые концепции интеграции иммигрантов, основанные на осознании, оценке и выработке моделей взаимодействия с учетом культурного многообразия. Наиболее вероятным является путь, соединяющий все три модели: ассимиляция, «плавильный котел» и культурный плюрализм, но с более ярко выраженными тенденциями плюрализма. Уилл Кимлика считает, что культурное разнообразие должно создаваться в ходе адаптации этнических групп к новому социальному окружению.
Модели развития этнических отношений в Великобритании могут служить основанием для оценки направлений мировых изменений. Требуется переосмысление и анализ современного сдвига от мультикультурных моделей к транскультурации – социокультурному освоению пришлым этносом новых мест своего проживания. Надо искать другие пути сосуществования культур. От решения этого вопроса зависит стабильность и благополучие не только в Соединенном Королевстве, но и во всей Европе.
Список источников и литературы:
[1] Кэмерон Дэвид. Выступление на 47-й Мюнхенской конференции по безопасности от 05.02.2011. // http://lenta.ru/news/2011/02/05/multicult/
[2] Commonwealth Immigrants Act // http://www.britishcitizen.info/CIA1962.pdf
[3] British Nationality Act (1981) // http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1981/61/contents
[4] In prise of multiculturalism// Economist. London. – June 2007.
[5] Lowles N., Painter A. Fear and hope. The new politics of identity /A Searchlight Educational Trust project. London, 2011.
[6] Race Relations Act (1976) // http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1976/74/contents
[7] Travis A. UK net migration hits record high // Guardian. London, November 2011.
[8] Абсалямова А. «Мультикультурализм»: к определению понятия // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2005. № 5. С. 27.
[9] Антонова В.К. Великобритания обречена на мультикультурализм или мультикультаризм в Великобритании обречен? // Журнал исследований социальной политики. – 2003. № 2. Т.1. С. 213–230.
[10] Васильев В. «Бунты в Англии: Лондон, Париж, далее – везде?» // – Голос Америки 09.08.2011 // http://www.voanews.com/russian/news/London-riots-expert-opinion-2011-08-09-127304533.html
[11] Кирабаев Н.С. Глобализация и мультикультурализм. – М., 2005.
[12] Kymlicka W. Multicultural Odysseys. Navigating the New International Politics of Diversity. Oxford University Press. – 2007. С. 66.
См. также на Когита!ру:
5-й конкурс эссе «Миграция и интеграция мигрантов в Европе и России»
Анна Прохорова. Сравнению не подлежит
Владимир Козловский. Турецкая доля немецкого чуда