Кризис мультикультурализма: в единой Европе нет единого решения
Об авторе: Алиса Стеблинская, студентка отделения политологии философского факультете Казанского (Приволжского) Федерального университета, дипломант 5-го конкурса эссе (III премия).
Понятие «мультикультурализм» крайне обширно. Под ним подразумевается сразу несколько взаимосвязанных явлений: дискурс, идеология, политика. В итоге, о политике мультикультурализма невозможно говорить без принятия во внимание контекста каждой отдельной страны. Попытки европейских политиков решить проблему интеграции в условиях усиления миграционных потоков раньше выражались в политике ассимиляции, а позже – мультикультурализма. Однако оба варианта потерпели крах.
При рассмотрении этого процесса помимо основной проблемы, связанной с выявлением причин кризиса, можно выделить ещё ряд попутных, а именно определения понятия «мультикультурализм», специфику его становления, моделей решения этнических проблем Великобритании, Германии и Франции, а также иммиграционных проблем и этнических конфликтов в этих странах.
Разработка идеологического мультикультурализма проходила в условиях многонационального государства и изначально не была направлена на интеграцию мигрантов. Позже, когда этот опыт был перенесен на европейскую почву, потребовались корректировки идеологии, которые породили разницу в трактовках термина «мультикультурализм». Однако необходимо отметить, что теоретические споры о мультикультурализме имеют в качестве своего объекта лишь идеалистическую концепцию. Реальная политика мультикультурализма мало вписывается в теоретические рамки, т.к. в каждой стране она проводится по-своему.
В связи с этим, в данной статье будет рассмотрена краткая история и основные специфические черты реализации политики мультикультурализма на примере Великобритании, Франции и Германии. Это позволит сделать общие выводы о причинах кризиса политики мультикультурализма в Европе.
Великобритания
Великобритания – государство, имеющее огромный исторический опыт управления различными этническими, культурными, религиозными общностями внутри страны. Специфика мультикультурализма в Великобритании состоит в том, что здесь реализовывался жесткий вариант политики. В результате, толерантность превратилась в догму, требующую от британцев неуклонного соблюдения.
Специфика политики мультикультурализма в Великобритании обусловлено несколькими факторами. В первую очередь, необходимо определить особенность британских иммигрантов. В основном в страну въезжают жители бывших колоний, которые в силу этого факта являются гражданами и обладают полным набором соответствующих прав и свобод.
Британское общество неоднозначно относится к проблемам иммиграции и мультикультурализма. В глазах общества к «иммигрантам» относятся лица неевропейской расы. В отношении остальных иммигрантов не применяется подобная терминология и меры политики мультикультурализма, т. к. им свойственно стремление к ассимиляции. Важным аспектом является вероисповедание. По мнению британцев, наибольшую опасность для общества представляют именно мусульмане, т.к. они в большинстве своем не стремятся к интеграции и являются источником экстремизма. После террористических атак на США 11 сентября 2001 года и на Великобританию 7 июля 2005 года, а также ряда столкновений на этнической почве, в британском обществе возросло ещё больше недоверие к мусульманам-иммигрантам.
Однако наибольшее значение для становления и развития политики мультикультурализма сыграл политический фактор. Консервативная партия всегда отстаивала модель ассимиляции. Однако Лейбористская партия считает, что единственное решение проблемы интеграции заключается в проведении политики мультикультурализма. Либерально-Демократическая партия занимает промежуточную позицию по этому вопросу.
Находившаяся долгое время у власти Лейбористская партия, проводя политику мультикультурализма, пыталась решить не только проблемы интеграции, но и партийные цели привлечения иммигрантов в качестве электората. Это продемонстрировал скандал, разразившийся в конце 2009 года. Информация о том, что массовая иммиграция после 2001 года не была ошибкой лейбористского правительства, а была спланированной акцией для увеличения электората партии, негативно сказалась на позициях лейбористов. В результате такой политики необходимость мультикультурализма для Великобритании встала под вопрос.
К моменту прихода к власти консерваторов общество было настроено в отношении мультикультурализма негативно. Хотя оценка Консервативной партией этой политики всегда была негативной, выступление Джона Кэмерона на Международной конференции в Мюнхене в 2011 году произвело колоссальный эффект. Несмотря на то, что заявления о крахе мультикультурализма уже сделали лидеры ФРГ и Франции, именно выступление Кэмерона, по мнению экспертов, ознаменовало конец политики мультикультурализма в Европе. Однако, несмотря на заявление Премьер-министра, Ник Клегг, лидер Либерально-Демократической партии, состоящей в коалиции с консерваторами, сделал в марте 2011 года заявление, в котором утверждал, что партия не собирается отказываться от доктрины мультикультурализма.
Таким образом, в Великобритании сложилась специфическая практика выстраивания взаимоотношений иммигрантов с обществом и государством. Политика мультикультурализма зависит от расстановки политических сил, от настроения избирателей, под которое подстраивается политическая власть. На сегодняшний день сочетание этих двух факторов, а именно негативное отношение к иммигрантам-мусульманам, и приход к власти консерваторов, дает повод для громких заявлений о крахе мультикультурализма.
Франция
Франция – страна со специфической традицией формирования национальной идентичности на основе республиканских ценностей. Это в первую очередь «Свобода, Равенство, Братство», гуманистическое наследие эпохи Просвещения, принцип терпимости, светского государства, приверженность демократии, миру и справедливости.
Французское общество в первую очередь озабочено вопросом идентичности нации. Сложности, возникающие на современном этапе, в первую очередь связаны с вопросом интеграции иммигрантов из обществ с иной культурой.
Условно можно выделить два противоположных полюса, отражающих взгляды на эту проблему: консерваторы и гуманисты. К первой группе относятся те, кто считает, что инокультурные общности угрожают стабильности французского общества, что ценности и устои размываются без поддержки этими частями общества. Вторая группа утверждает, что национальная идентичность находится под угрозой в первую очередь из-за роста ксенофобии и расизма в отношении некоторой части французов, что абсолютно недопустимо. Чтобы избежать этого предполагается введение практики позитивной дискриминации. Однако это лишь крайние варианты: нельзя сказать, что французское общество делится на какие-либо фракции. Вопрос лишь в том, в каком направлении мыслят политики и граждане.
Наиболее важная проблема выстраивания отношений с иммигрантами – религия. Одним из основополагающих принципов общественного устройства во Франции является светский характер государства. Колоссальные уступки католичества – одно из важнейших достижений французской республики. Однако в современной Франции иммигранты, придерживающиеся ислама, настаивают на особых условиях для своей веры. Это одна из наибольших проблем взаимоотношений иммигрантов и французского государства.
Руководство Франции официально никогда не признавало политику мультикультурализма. В стране всегда были сильны и остаются таковыми ассимиляционные тенденции и настроения. В тоже время толерантность – одна из базовых ценностей французского общества. В результате взаимодействия этих факторов Франция пошла по пути «золотой середины».
Избрание на пост президента Николя Саркози, который,, по его собственным словам,, был избран в качестве президента «для защиты национальной идентичности», в целом не сильно изменил традиционный политический курс.
Франция добилась принятия европейского соглашения, запрещающего одностороннюю массовую легализацию незаконных мигрантов. Ужесточение правил объединения семей, требование знания французского языка для иммигрантов, практика заключения «контрактов приёма и интеграции» (по которым иммигранты берут на себя обязательства соблюдать «республиканские правила и нормы»), а также борьба с нелегальной иммиграцией позволили стабилизировать число мигрантов и уменьшить число лиц, желающих получить убежище во Франции.
Таким образом, специфической чертой Франции является то, что в ней политика мультикультурализма никогда не реализовывалась. Французскому обществу присущи лишь некоторые черты, тождественные понятию «толерантность».
Германия
Германия – государство, которое традиционно строилось на основе гомогенного немецкого общества. В последние десятилетия в условиях глобализации значительно усилились миграционные потоки. Со второй половины ХХ века иммиграция шла одновременно по нескольким направлениям. Рекрутирование рабочей силы было необходимо для немецкой экономики, которая стала активно развиваться в этот период.
Руководство ФРГ, впустив в страну огромные массы наемных рабочих, рассчитывало на то, что это временное явление. Однако большинство рабочих остались в стране. Немецкое общество - традиционно закрытое, оно не стремилось принимать эти группы мигрантов. В течение почти трех десятилетий немецкое общество и государство не интересовал вопрос интеграции. Давая иммигрантам право на въезд в страну, они не представляли им возможности встроиться в общество.
Однако в 1980-е годы правительство озаботилось вопросом интеграции. В особенности проблему составляли иммигранты второго поколения, родившиеся и выросшие в Германии, но не включенные в её общество. Стремление политической элиты решить проблему интеграции выразилось в политике мультикультурализма. Однако в ФРГ всегда существовали некоторые ассимиляционные элементы, такие как требование обязательного прохождения языковых и интеграционных курсов.
Все время применения политики мультикультурализма любые проявления нетерпимости в Германии методично подавлялись. Появление книги Тило Саррацина «Германия отменяется» изменило ситуацию. Оказалось, что терпимое немецкое общество поддерживает заявления направленные против иммигрантов (70% респондентов по данным опросов). В сложившейся ситуации на поверхности оказались ранее замалчиваемые проблемы, которые породил мультикультурализм.
В результате правительство, которое так и не смогло выработать механизма взаимодействия с иммигрантами, было вынужденно заявить о провале мультикультурализма. Таким образом, политика мультикультурализма в Германии стала частью недостаточно продуманной и запоздалой политики интеграции. Именно этот факт в сочетании с накопившими за несколько десятилетий проблемами привел к тому, что власти ФРГ заговорили о провале такой политики.
Заключение
Итак, проведенный анализ свидетельствует о слабости политики мультикультурализма в Европе. Это связано с тем, что зачастую термин «мультикультурализм» использовался просто как синоним «толерантности». Правительства европейских стран поводили политику мультикультурализма не столько с целью интеграции, сколько преследуя собственные «узкие» интересы.
В этом свете возможность разрешения кризиса мультикультурализма видится в реализации следующих мер. Во-первых, необходимо, чтобы правительства предпринимали конкретные шаги в сфере интеграции иммигрантов, разрешения проблем в этой сфере, а не только постулировали толерантность как основу общественного устройства. Во-вторых, необходимо обратить внимание на воспитание терпимости не только в гражданах принимающего сообщества, но и в самих иммигрантах. В-третьих, необходимо выработать конкретные правила и принципы мультикультурализма на всем европейском пространстве. Безусловно, данная проблема должна решаться на уровне Европейского Союза, а не отдельных государств.
Источники информации
Бенхабиб Сейла. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / Пер. с англ.; под ред. В. И. Иноземцева. М.: Логос, 2003. – 350с.
Власов Н. А. Германия в начале XXI века: [учебное пособие] / Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2008.—307 с.
Дьяконов К. Б. Особенности интеграции этнических и конфессиональных меньшинств во Франции // "Социологические исследования" № 11, 2008, C. 83-91.
Куропятник А. И. Иммиграция и национальное общество: Франция // Журнал социологии и социальной антропологии, 2005, С. 137-165.
Кондратьева Т. С. Великобритания в ловушке мультикультурализма
Кукатас Ч. Теоретические основы мультикультурализма
Подробнее о 5-м конкурсе эссе, работы лауреатов и дипломантов