История наших побед над "Охта-центром": центр ЭКОМ и петербургская общественность
История наших [1] побед над "Охта-центром"
Три
года Петербург держит оборону против попытки разрушения архитектурного
облика города, навязывания чуждых культурных смыслов и экономической
«панамы». До сих пор действия гражданского общества срывали многие
планы идущей напролом корпорации. Сейчас произошло то, что кажется
окончательной победой «сторонников» небоскреба, но небольшой экскурс в
историю показывает, что «окончательные» победы до сих пор никогда
таковыми не оставались дольше года.
Краткая версия
Чего хотел Газпром? | Что получилось? |
---|---|
Получить 60 млрд. рублей на строительство башни из городского бюджета в обмен на "огромные налоговые поступления" и софинансирование важных для города проектов, типа стадиона на Крестовском острове. | Принят вариант финансирования, на котором с самого начала настаивала парламентская оппозиция ("Яблоко" и др.) Газпром берёт на себя 100% финансирование башни, которая будет стоить неизвестно сколько, и даже выкупает у города пакет акций ОАО "ОДЦ "Охта"". Город потерял "всего" 1880000000 руб., выделенных в качестве субвенций, и будет строить стадион на свои деньги. |
Доказать, что небоскрёб не будет виден в составе наиболее значимых исторических панорам или "оживит" их. С этой целью была организована "вертолётная" экспертиза, проведённая при участии КГИОП, которая создавала искажённое представление о видимости высотного здания. | В результате публикации шокирующих картин вторжения небоскрёба в "открыточные виды" Петербурга, "Охта-центр" был вынужден заказать научно обоснованную оценку видимости здания в 3D-модели Петербурга, которая подтвердила результаты, полученные общественными организациями. Были вычислены и опубликованы "ареалы видимости" здания, и дискуссия перешла с темы "красиво-некрасиво" в область правовых объективных оценок. |
Утвердить градостроительные регламенты, которые позволят реализовать высотный проект. | После обращений активистов в прокуратуру принятый в 2008 году Временный регламент застройки был отменён КГА. В Правилах землепользования и застройки, принятых в начале 2009 года, для территории "Охта-центра" установлена высота 48/100 метров. Это стало результатом общественной кампании за строгий высотный регламент. |
Утвердить планировочную документацию, которая обосновывает высотное строительство. | Утверждённый в марте 2009 года проект планировки не содержит оснований для отклонений от параметров высоты, установленных в ПЗЗ. |
Избавиться от ограничений на строительство, накладываемых законодательством об охране культурного наследия. | Вступивший
в силу в феврале 2009 года закон "О границах зон охраны объектов
культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах
использования земель в границах указанных зон" делает невозможным
строительство высотного здания в этом месте на законных основаниях.
Историко-культурная экспертиза по высоте локальных увеличений
предельных высотных параметров застройки Санкт-Петербурга, проведённая
в результате общественного давления, не подтвердила "безопасность"
строительства даже 100-метровой "доминанты". В августе 2009 года Газпрому удалось избавиться от располагавшегося на земельном участке археологического памятника "Ниеншанц" явно незаконным путём. Это делает уязвимыми все последующие решения по данному земельному участку. |
"Уговорить" ЮНЕСКО не обращать внимание на строительство небоскрёба в непосредственной близости от территории объекта Всемирного культурного наследия "Исторический центр Петербурга", предметом охраны в котором являются городские панорамы. | Эксперты комиссии по Всемирному наследию ЮНЕСКО познакомились с реальной ситуацией, в том числе, благодаря докладам общественных организаций. На 33 сессии Комиссии (20 июля 2009) было принято решение, в котором выражается серьёзная озабоченность планами строительства лбашни Охта-центра» и указывается, что при отсутствии изменений проекта объект Всемирного наследия "Исторический центр Петербурга" будет внесён в список "Всемирного наследия под угрозой". |
Изменить общественное мнение петербуржцев в пользу проекта при помощи дорогостоящей массовой рекламы, PR-кампании и различных "благодеяний", например, переименования "Газпром-сити" в "Охта-центр" и обещания отремонтировать три проспекта в Петербурге. | По данным на сентябрь 2009 года большинство петербуржцев (66%) выступает против строительства небоскрёба в этом месте. Количество убеждённых сторонников небоскрёба составляет около 7% (убеждённых противников - 40%). Доля противников проекта в целом не только не снижается, но даже выросла по сравнению с 2008 годом. Дискуссия и протест выплеснулись за пределы Санкт-Петербурга и даже России. |
Подробная хроника
Действия | Противодействие / результат | |
---|---|---|
2006 год, март. Администрация СПб вносит в ЗС проект закона «О целевой программе Санкт-Петербурга "Строительство административного делового центра в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга", который был принят 29 марта. Согласно целевой программе, ОАО «Сибнефть» получает в 2007-2016 годах из бюджета Санкт-Петербурга субвенции в размере 60 миллиардов рублей (по 6 млрд. рублей в год) для строительства делового центра, который становится собственностью компании. |
Оппозиция («яблочники» Михаил Амосов и Наталия Евдокимова, а также Сергей Гуляев) назвали это «бюджетным откатом» и голосовали против принятия программы. 4 октября 2006 года в целевую программу были внесены изменения: при сохранении общей суммы субвенций 1,755 млрд. руб. выделялись уже в 2006 году. Однако в программе появились дополнительные цели: «строительство жилых домов, объектов инженерной, транспортной, социальной и иных инфраструктур в целях обеспечения функционирования административного делового центра». |
Финанс. |
2006 год, июнь. Объявлен конкурс на архитектурное решение «Газпром-сити». В условиях конкурса, которые не были известны широкой публике, была задана высота – 400 метров. | В июле 2006 года Валентине Матвиенко было направлено коллективное обращение Санкт-Петербургского союза архитекторов, подписанное его президентом Владимиром Поповым, где утверждалось, что небоскрёб разрушит облик города. Выступление архитекторов Петербурга было поддержано Союзом архитекторов России, в письме которого говорилось, что «конкурс нарушает все международные и отечественные нормы и правила». В знак протеста союз бойкотировал конкурс, из-за чего все проекты оказались иностранными. | Архитект. |
2006 год, ноябрь-декабрь. Проведен конкурс на архитектурное решение «Газпром-сити». На конкурсе победила архитектурная концепция фирмы RMJM London Limited, Великобритания. | Трое из четырёх архитекторов (Норман Фостер, Кисе Курокава и Рафаэль Виноли) вышли из состава жюри, так как сочли, что возведение небоскрёба такой высоты в непосредственной близости от исторического центра города нарушит его гармонию. Это положило началу формирования негативного общественного мнения по поводу строительства небоскрёба на Охте. | Архитект. |
2006 год, декабрь. Визит делегации ЮНЕСКО. Городские власти стараются сделать все возможное, чтобы оградить делегацию от встреч с общественностью, профессионалами и журналистами. Пресс-служба Газпрома через издание fontanka.ru распространяет информацию о том, что делегация Юнеско одобряет идею небоскреба. | Общественные организации готовят доклад по состоянию города и проводимому в это время конкурсу, доводят эти сведения до членов делегации, добиваются возможности проведения пресс-конференции, на которой глава делегации ЮНЕСКО дает нелицеприятную оценку планам возведения небоскрёба. Скрыть проект от международной организации не удалось. | Культ. |
2007 год. В соответствии с первоначальным вариантом схемы финансирования строительство небоскрёба и «зоны 1» (проектной стоимостью 60 млрд рублей) должно было быть полностью профинансировано за счёт городского бюджета. Предполагалось, что «Газпром нефть» «вернёт» эти средства городу за счёт налоговых отчислений. |
Против таких непомерных расходов выступила парламентская оппозиция – фракция «Яблоко». В начале октября 2007 года Законодательное собрание приняло поправки к закону «О целевой программе „Строительство административного делового центра в Петербурге“», внесённые губернатором. В соответствии с новой версией закона из городского бюджета должно было быть оплачено только 49 % стоимости строительства (29400 млн рублей), и город должен был получить в 2009 году 49 % уставного капитала ОАО «Охта». |
Финанс. |
2007 год, апрель. «Газпром нефть» проводит совместно с КГИОП ландшафтно-визуальный анализ восприятия проектируемого высотного здания в составе комплекса "Охта-центр" («вертолётная экспертиза»). Верхняя точка здания была обозначена при помощи вертолета, который поднялся на 396 метров над местом предполагаемого строительства и был сфотографирован с 25 выбранных точек. На основании данной фотофисации был выполнен монтаж панорам со встройкой трехмерной модели объекта. Ни методика, ни результаты не были утверждены КГИОП. | В конце 2008 года общественные организации получили возможность проверить результаты «вертолётной экспертизы» при помощи компьютерной модели Винокуровой-Фёдорова и выявили ошибки в габаритах здания, его расположении на некоторых монтажах и в кадрировании панорам. В мае 2009 был подготовлен достаточно полный анализ визуального влияния небоскрёба, который был представлен на выставке и общественном обсуждении проекта в июле 2009. Публикация этих результатов, наряду с заключением историко-культурной экспертизы (см. ниже), заставила ОАО «ОДЦ «Охта»» обратиться в Институт территориального развития для подготовки ландшафтно-визуального анализа при помощи современной компьютерной модели. Результаты моделирования доказали нарушение закона «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон…» и подтвердили ранее полученные ВООПИиК и Центром ЭКОМ данные. | Архитект. |
2007 год, июнь. Архитектурная концепция «Газпром-сити» фирмы RMJM вынесена на обсуждение Градостроительного совета Санкт-Петербурга. | На заседании градостроительного совета города абсолютное большинство выступавших выражали неприятие проекта. Поскольку в пресс-релизе «Газпрома» появилась совершенно обратная информация, подхваченная некоторыми СМИ, архитекторы сочли нужным подтвердить свои выступления. Официальное решение (итоги обсуждения) не содержит одобрения высоты и других параметров строительства. | Архитект. |
2007-2008 годы. Согласно новой схеме городские деньги должны были быть потрачены на Охта-центр в форме субвенций (невозвратные средства – 1.88 млрд. руб.) и в форме бюджетных инвестиций в уставный капитал ООО «Общественно-деловой центр «Охта» (27.52 млрд. руб.). | Группа граждан – жителей г. Санкт-Петербурга – обратилась в суд с требованием признать целевую программу по строительству Газпром-сити незаконной. После отрицательного решения городского суда дело было передано в Верховный суд. Тот отменил вынесенное ранее решение петербургского горсуда, и отправил дело на повторное рассмотрение. Дело было рассмотрено в новом составе суда, который также вынес решение о возможности участия города в финансирования. Дело снова было передано в Верховный суд, который, признав нарушение законов правительством и городским судом, отказал гражданам в иске. Тем не менее, незаконность финансовых схем стала очевидной. 26 декабря 2008 года председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер заявил, что группа «Газпром» берет на себя 100-процентное финансирование «Охта центра». | Финанс. |
2008 год, январь-апрель. Проведены публичные слушания по Временному регламенту застройки территории «Охта-центра». На слушания была приведена «массовка», которая должна была изображать одобрение проекта. Несмотря несоответствие требованиям закона и многочисленные обоснованные замечания, ВРЗ-07/1101 был утверждён. Высота застройки этим документом не была установлена. | В июне 2008 года в ответ на заявление движения «Живой город» прокуратура Санкт-Петербурга вынесла предписание об отмене ВРЗ-07/1101 по причине противоречия его действующему градостроительному законодательству. КГА отменил своё постановление. Более того, это повлекло серьёзные изменения в порядке разработки регламентов застройки, в том числе и в составе Правил землепользования и застройки. | Градостр. |
2008 год, июнь. 27 июня проведены публичные слушания по проекту планировки и межевания территории Охта-центра. В зале бизнес-центра "Буревестник" присутствовало несколько сотен человек (массовка Ленфильма), специально нанятых на деньги организаторов слушаний для фальсификации общественного мнения. Слушания признаны состоявшимися, замечания проигнорированы. | Проект планировки (без проекта межевания) утверждён Правительством Петербурга 31 марта 2009 года (Постановление №367). Утверждённый проект не противоречит принятым раньше него Правилам землепользования и застройки и не содержит оснований для превышения установленной для этой территории высоты зданий. | Градостр. |
2008 год, август – 2009 год, февраль. Обсуждение, подготовка окончательного проекта и принятие Правил землепользования и застройки. ОАО «ОДЦ «Охта»» вносит предложение об изменении предельной высоты застройки для территории «Охта-центра» и установлении высоты «локальной доминанты» 396 метров. |
В публичных слушаниях приняли участие насколько тысяч человек. Высотный регламент вызвал наиболее ожесточённую критику со стороны общественности. Движением «Живой Город» и Центром ЭКОМ в декабре-январе была организована выставка "Петербург - 2025. Каким ему быть?", на которой были представлены виды Петербурга в случае, если все заявленные высотные проекты будут реализованы. Выставка прошла в ЗакСе и на двух площадках в городе. Законодательное Собрание и губернатор утвердили Правила землепользования и застройки (вступили в силу в феврале 2009 года). Для территории «Охта-центра» установлена предельная высота «фоновой» застройки 48 м., «локального увеличения предельных параметров высоты» – 100 м. |
Градостр. |
2009 год. ОАО «ОДЦ «ОХТА»» и КГИОП продолжают настаивать на валидности результатов «вертолётной экспертизы» и на том, что фотомонтажей, выполненных с 25 произвольных точек съёмки, достаточно для оценки влияния здания на все городские панорамы. | В
процессе принятия «высотного регламента» в составе ПЗЗ общественность
настояла на проведении экспертизы видимости всех «локальных увеличений
предельной высоты». В результате ГУ "НИПЦ генплана СПБ" была проведена
"Государственная историко-культурная (градостроительная) экспертиза по
высоте локальных увеличений предельных высотных параметров застройки
Санкт-Петербурга", зарегистрированная в КГИОП 10 февраля 2009 № 3-960. Заявленная стометровая высота для территории Охта-центра (точка № 70) не вошла
в "Перечень объектов недвижимости, локальные увеличения предельных
высотных параметров которых не оказывают воздействие на исторические
охраняемые панорамы с установленных точек восприятия" (приложение № 4 сводного экспертного заключения). Таким образом, заключение экспертизы является отрицательным по отношению к проекту высотного здания в составе «Охта-центра». Законодательное Собрание и губернатор утвердили закон Санкт-Петербурга № 820-7 от 24 декабря 2008 г. «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон…», который вступил в силу феврале 2009. Закон установил условия охраны объекта культурного наследия «исторический центр СПб», заведомо исключающие возможность строительства небоскрёба на территории Охта-центра. |
Культ. |
2009 год, май. Санкт-Петербург посещает делегация Комиссии Всемирного наследия ЮНЕСКО. Администрация Петербурга и пресс-служба ОДЦ «Охта» утверждают, что визит делегации никак не связан с планами строительства Охта-Центра, более того, появляются материалы с заголовками «ЮНЕСКО одобрило "Мариинку-2" и "Охта центр"»… |
Общественные организации готовят и передают экспертам комиссии материалы, характеризующие правовые и архитектурные аспекты строительства небоскрёба. На 33 сессии Комиссии (Севилья, 20 июля 2009) было принято решение (33 COM 7B.118), в котором выражается серьёзная озабоченность планами строительства «башни Охта-центра» и указывается, что при отсутствии изменений проекта объект Всемирного наследия «Исторический центр Петербурга» будет внесён в список «Всемирного наследия под угрозой». |
Культ. |
2009 год, май-июнь. ОАО «ОДЦ «Охта»» предпринимает попытку провести публичные слушания по вопросу разрешения на отклонение от предельных параметров высоты застройки в нарушение установленной процедуры для того, чтобы решение по данному вопросу было принято в период летних отпусков. | Массовые обращения граждан в прокуратуру, в том числе обращение в прокуратуру депутата ЗС Федорова (КПРФ) привели к отмене противозаконного мероприятия и переносу сроков. | Градостр. |
2009 год. В 2006-2009 годах на реализацию программы Петербургом было потрачено 4.41 миллиарда. 1.88 млрд. рублей были выделены из бюджета в форме субвенций, 2.53 млрд. рублей – в форме бюджетных инвестиций в уставный капитал «Охта-центра». |
Сентябрь 2009. Губернатор В.И.Матвиенко поручила КУГИ продать 22,7-процентный пакет акций ОАО «ОДЦ «Охта»». Выкупить его примерно за 3 млрд руб должна некая структура, близкая к Газпрому. Таким образом, схема финансирования приведена к тому варианту, на котором изначально настаивала оппозиция. Однако, благодаря «эффективной» финансово-инвестиционной деятельности властей, город потеряет около 1 880 000 000 руб., не считая упущенной выгоды. |
Финанс. |
На протяжении трёх лет Газпром пытался изменить общественное мнение петербуржцев в пользу проекта при помощи дорогостоящей массовой рекламы, PR-кампании и различных "благодеяний", например, переименования "Газпром-сити" в "Охта-центр" и обещания отремонтировать три проспекта в Петербурге. | По данным на сентябрь 2009 года большинство петербуржцев выступает против строительства небоскрёба в этом месте. Количество убеждённых сторонников небоскрёба составляет около 7%. Доля противников проекта в целом не только не снижается, но даже выросла по сравнению с 2008 годом. Дискуссия и протест выплеснулись за пределы Санкт-Петербурга и даже России. | Общество |
[1] Наших - общественности Санкт-Петербурга и России, включая самые разные общественные движения, граждан, социально ответственных госслужащих, политиков и экспертов.