01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Граждане

"Можно работать, чтобы где-то жить, а можно самореализовываться, и жить где-то бесплатно" (Сквоттер Чили)

Вы здесь: Главная / Граждане / Активизм / "Можно работать, чтобы где-то жить, а можно самореализовываться, и жить где-то бесплатно" (Сквоттер Чили)

"Можно работать, чтобы где-то жить, а можно самореализовываться, и жить где-то бесплатно" (Сквоттер Чили)

Автор: Анна Желнина Дата создания: 20.04.2010 — Последние изменение: 21.04.2010
Сквотирование, или сквоттинг - самовольное заселение пустующего помещения людьми, которые не являются его собственниками или арендаторами. Этот интересный феномен и его перспективы в России обсуждали в рамках дискуссии в "Cafe D".

В рамках Недели Германии в Санкт-Петербурге состоялось открытие выставки "Обаяние субкультур" и приуроченная к нему дискуссия. Разговор в основном шел о сквотах, сквоттинге и сквотерах - поскольку именно это явление и эти люди стали центральной темой выставленных фоторабот. О сквоттинге в мире и в России как о культурном феномене рассуждали приглашенные эксперты - политолог Владимир Костюшев (ГУ-ВШЭ), художник, вице-президент РОО Товарищество "Свободная культура" Сергей Ковальский, фотограф Дмитрий Конрадт, Лариса Маттейссен, режиссер фильма "Сквоттинг", а также представители Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Вера Агеева , Андрей Батай.

Сквоттинг - вынужденный шаг или мировоззрение?

Политолог Владимир Костюшев в своем выступлении отметил, что сквоттинг и отношение к нему в обществе - это своеобразная "проверка на вшивость": как для государственных структур, так и для общества. Именно отношение к сквоттингу раскрывает, насколько общество свободно и толерантно: на юридическом уровне это проявляется в функционировании права на проживание на земле, а на уровне неписаного, обычного права - в человечности и возможности добрососедских отношений отличающихся друг от друга людей. "Самая большая опасность - это не субкультуры, которыми нас иногда пугают в СМИ, а опасность однообразия и скуки, которая исходит от государственных структур. Это политическая опасность для нашего общества", - отметил эксперт.

"Самая большая опасность - это не субкультуры, которыми нас иногда пугают в СМИ, а опасность однообразия и скуки, которая исходит от государственных структур. Это политическая опасность для нашего общества" (В. Костюшев)

В ходе дискуссии стало очевидно, что существуют две основных причины, по которым люди начинают формировать сквоты. Первая - это финансовые трудности и необходимость где-то жить, вторая - мировоззренческая: часто идейные сквоттеры - анархисты, творческие люди, сознательно "изымающие" себя из государственной системы, отказывающиеся следовать бюрократическим нормам.

В зале присутствовали два "практикующих" сквоттера Чили и Ринат, которые довольно детально рассказали о своих личных траекториях, приведших их к сквоттингу, и эти истории проиллюстрировали две основные стратегии сквоттеров. В то время как Чили, обладатель петербургской прописки и родителей с жилплощадью, поселился в сквоте из идеологических соображений, его друг Ринат имеет другую историю попадания в сквот.

http://www.indybay.org/uploads/2004/03/19/dscf0089.jpgТак, Ринат рассказал, что столкнулся с трудной жизненной ситуацией в результате экономического кризиса - в 2009 году он был уволен с работы и не смог больше платить за съемную комнату. "Не стало денег, хозяйка из комнаты выгнала. Я долго жил по знакомым, потом знакомые кончились - жил в пустующем гараже у знакомого. Потом познакомился со сквоттерами и стал там жить". Однако, жизнь сквоттеров оказалась тоже не сладкой: по ночам и утром сквоттерам надо "уметь быстро вскакивать - потому что всегда может кто-то начать подкрадываться, менты, гопники или другие люди, которые хотят ваше место засквотить". Кроме того, сквоттеры регулярно подвергаются нападкам со стороны праворадикальных групп: поэтому они стараются свои сквоты не "светить", и даже сами Чили и Ринат сидели в зале, натянув на глаза капюшоны.

Солмаз Гусейнова, куратор фотовыставки, отметила, что это одна из причин, по которым на выставке представлены фотоработы об уже не существующих сквотах, исключая серию фотографий о сквоте в Париже. "У нас есть материалы и о действующих сквотах, но по этическим соображениям мы их не показываем", - отметила она.

Культурный центр или "побег из государства"?

Сквоттеры есть не только в крупных городах: "На Северо-Западе есть сквоты и в маленьких городах, и в поселках - люди засквотили два поселка на расстоянии 50 километров от ближайшего населенного пункта, где есть магазин, и наладили свой быт, хозяйство. Они разводят там животных", - рассказал Ринат в ответ на точку зрения Андрея Батая о том, что сквоты возникают преимущественно в больших городах, там, где сквоттеры имеют возможность демонстрировать себя и свою деятельность "вовне".

"Без искусства и социальные программы не работают. Надо говорить на языке искусства, понятном всей Земле без перевода, минуя политические государственные барьеры" (С. Ковальский)

Между тем, как отметил Сергей Ковальский, руководитель одного из самых известных и успешных сквотов, а ныне культурных центров Петербурга - "Пушкинской, 10" - всегда важно знать ответ на вопрос "зачем?" - зачем создается сквот? По его словам, во многих западных сквотах, действующих как культурные центры, в основном ставятся вопросы о социальных проблемах, в то время как "Пушкинская, 10" всегда была и остается именно центром искусства. "Без искусства и социальные программы не работают. Надо говорить на языке искусства, понятном всей Земле без перевода, минуя политические государственные барьеры", - отметил Ковальский. В то же время, в Европе жизнь сквоттеров гораздо легче: "Там здания не разрушают, и людей не выгоняют сразу, потому что там заметили их позитивное культурное влияние; сквоты ведь часто превращаются в успешные культурные центры - и для этого даже есть европейская организация, которая помогает в этом переходе".

Сквоттер Чили сомневается в том, что переход сквотов в статус полноценных культурных центров сегодня возможен: "Сквоттинг - это контркультура. Субкультура - это все же крыло масскультуры, а контркультура ей противопоставлена, она всегда негосударственная, некоммерческая, вне рамок и законов", - считает Чили. "Вообще возможно такое, что сквоты - это такие центры, куда люди могут приходить и знакомиться с контркультурой, но у нас такое пока вряд ли возможно легально. Милиция закрывает, сквоттерами тут же начинает интересоваться "Отдел Э", начинают людей прессовать, пытаться накрыть".

"Там сразу же перебили все окна, здание несколько раз горело - страшно смотреть! Почему было не пустить туда художников, которые здание поддерживали бы здание до тех пор, пока оно снова не понадобилось бы государству?" (С.Гусейнова)

В России ситуация с пустующими зданиями совершенно иная, чем в Европе: у нас предпочитают, чтобы здание не доставалось никому и разрушалось, вместо того, чтобы отдать его во временное использование художникам. На это пожаловалась Солмаз Гусейнова, которая привела в пример "Дачу Бенуа" в Калининском районе - здание, из которого съехали арендаторы, тут же было отключено от электричества и водопровода, "чтобы там никто не завелся". "Там сразу же перебили все окна, здание несколько раз горело - страшно смотреть! Почему было не пустить туда художников, которые здание поддерживали бы до тех пор, пока оно снова не понадобилось бы государству?", - возмутилась куратор. Между тем, в Европе существует именно такая практика: на время вынужденного пустования в здания могут пустить желающих, которые поддерживают его в рабочем состоянии "до востребования". Если же владелец здания захочет его все же использовать, сквоттерам предложат переехать в другое пустующее здание.

http://foto.lib.ru/img/w/wishnewec_j_l/alb_0690/p1016548.jpgВ некоторых европейских странах, в частности, в Голландии и Франции, сквоттинг легализован - существуют соответствующие нормы закона. Лариса Маттейссен, режиссер фильма "Сквоттинг", рассказала, что в Голландии можно занимать любое здание, пустующее дольше определенного срока: в принципе, владельцы, которые по каким-то причинам не используют здание, в этом даже заинтересованы - сквоттеры о здании заботятся и не дают ему разрушаться. Однако, если владелец не хочет, чтобы его здание сквотировали, на этот случай тоже есть законная процедура: существует Антисквотовый комитет, который по запросу владельца может заселить в пустующее здание своего человека, чтобы его нельзя было засквотировать.

Присутствовавшим чиновникам - Вере Агеевой и Андрею Батаю - был задан вопрос: имеет ли смысл пытаться как-то легализовать положение сквотов в России? Вера Агеева отметила, что для того, чтобы чиновники могли работать со сквоттерами, им нужно "понимать их смысл, их посыл". В то же время, многие присутствовавшие повторяли: "не надо помогать, не трогайте просто".

Фотовыставку можно посмотреть в помещениях Гете-Института (наб. реки Мойки д.58) в течение Недели Германии (до 25 апреля).

Организаторы: РОО «Немецко-Русский  Обмен», Факультет Фотокорреспондентов  имени Ю.А. Гальперина и Немецкий культурный центр им. Гёте.

Среди авторов фотографий - Дмитрий Конрадт (свободный художник, Член Союза Фотохудожников России, Член Союза Художников России), который представил архивные материалы 90-х годов, посвященные жизни тогда еще сквота на Пушкинской, 10; Гордон Велтерс (известный немецкий фотожурналист, публикует свои работы в «Chrismon plus», «Financial Times Deutschland», «GEO», «NZZ am Sonntag» и др.) представил фотоисторию «Жизнь на колесах» о людях, живущих в трейлерах в коммуне на окраине Потсдама; а также серии фотографий Ирины Фрейдман, Ольги Жевлаковой, Юлии Лисняк, Алисы Чикановой о сквотах в разных странах.

comments powered by Disqus