"Можно работать, чтобы где-то жить, а можно самореализовываться, и жить где-то бесплатно" (Сквоттер Чили)
В рамках Недели Германии в Санкт-Петербурге состоялось открытие выставки "Обаяние субкультур" и приуроченная к нему дискуссия. Разговор в основном шел о сквотах, сквоттинге и сквотерах - поскольку именно это явление и эти люди стали центральной темой выставленных фоторабот. О сквоттинге в мире и в России как о культурном феномене рассуждали приглашенные эксперты - политолог Владимир Костюшев (ГУ-ВШЭ), художник, вице-президент РОО Товарищество "Свободная культура" Сергей Ковальский, фотограф Дмитрий Конрадт, Лариса Маттейссен, режиссер фильма "Сквоттинг", а также представители Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Вера Агеева , Андрей Батай.
Сквоттинг - вынужденный шаг или мировоззрение?
Политолог Владимир Костюшев в своем выступлении отметил, что сквоттинг и отношение к нему в обществе - это своеобразная "проверка на вшивость": как для государственных структур, так и для общества. Именно отношение к сквоттингу раскрывает, насколько общество свободно и толерантно: на юридическом уровне это проявляется в функционировании права на проживание на земле, а на уровне неписаного, обычного права - в человечности и возможности добрососедских отношений отличающихся друг от друга людей. "Самая большая опасность - это не субкультуры, которыми нас иногда пугают в СМИ, а опасность однообразия и скуки, которая исходит от государственных структур. Это политическая опасность для нашего общества", - отметил эксперт.
В ходе дискуссии стало очевидно, что существуют две основных причины, по которым люди начинают формировать сквоты. Первая - это финансовые трудности и необходимость где-то жить, вторая - мировоззренческая: часто идейные сквоттеры - анархисты, творческие люди, сознательно "изымающие" себя из государственной системы, отказывающиеся следовать бюрократическим нормам.
В зале присутствовали два "практикующих" сквоттера Чили и Ринат, которые довольно детально рассказали о своих личных траекториях, приведших их к сквоттингу, и эти истории проиллюстрировали две основные стратегии сквоттеров. В то время как Чили, обладатель петербургской прописки и родителей с жилплощадью, поселился в сквоте из идеологических соображений, его друг Ринат имеет другую историю попадания в сквот.
Так, Ринат рассказал, что столкнулся с трудной жизненной ситуацией в результате экономического кризиса - в 2009 году он был уволен с работы и не смог больше платить за съемную комнату. "Не стало денег, хозяйка из комнаты выгнала. Я долго жил по знакомым, потом знакомые кончились - жил в пустующем гараже у знакомого. Потом познакомился со сквоттерами и стал там жить". Однако, жизнь сквоттеров оказалась тоже не сладкой: по ночам и утром сквоттерам надо "уметь быстро вскакивать - потому что всегда может кто-то начать подкрадываться, менты, гопники или другие люди, которые хотят ваше место засквотить". Кроме того, сквоттеры регулярно подвергаются нападкам со стороны праворадикальных групп: поэтому они стараются свои сквоты не "светить", и даже сами Чили и Ринат сидели в зале, натянув на глаза капюшоны.
Солмаз Гусейнова, куратор фотовыставки, отметила, что это одна из причин, по которым на выставке представлены фотоработы об уже не существующих сквотах, исключая серию фотографий о сквоте в Париже. "У нас есть материалы и о действующих сквотах, но по этическим соображениям мы их не показываем", - отметила она.
Культурный центр или "побег из государства"?
Сквоттеры есть не только в крупных городах: "На Северо-Западе есть сквоты и в маленьких городах, и в поселках - люди засквотили два поселка на расстоянии 50 километров от ближайшего населенного пункта, где есть магазин, и наладили свой быт, хозяйство. Они разводят там животных", - рассказал Ринат в ответ на точку зрения Андрея Батая о том, что сквоты возникают преимущественно в больших городах, там, где сквоттеры имеют возможность демонстрировать себя и свою деятельность "вовне".
Между тем, как отметил Сергей Ковальский, руководитель одного из самых известных и успешных сквотов, а ныне культурных центров Петербурга - "Пушкинской, 10" - всегда важно знать ответ на вопрос "зачем?" - зачем создается сквот? По его словам, во многих западных сквотах, действующих как культурные центры, в основном ставятся вопросы о социальных проблемах, в то время как "Пушкинская, 10" всегда была и остается именно центром искусства. "Без искусства и социальные программы не работают. Надо говорить на языке искусства, понятном всей Земле без перевода, минуя политические государственные барьеры", - отметил Ковальский. В то же время, в Европе жизнь сквоттеров гораздо легче: "Там здания не разрушают, и людей не выгоняют сразу, потому что там заметили их позитивное культурное влияние; сквоты ведь часто превращаются в успешные культурные центры - и для этого даже есть европейская организация, которая помогает в этом переходе".
Сквоттер Чили сомневается в том, что переход сквотов в статус полноценных культурных центров сегодня возможен: "Сквоттинг - это контркультура. Субкультура - это все же крыло масскультуры, а контркультура ей противопоставлена, она всегда негосударственная, некоммерческая, вне рамок и законов", - считает Чили. "Вообще возможно такое, что сквоты - это такие центры, куда люди могут приходить и знакомиться с контркультурой, но у нас такое пока вряд ли возможно легально. Милиция закрывает, сквоттерами тут же начинает интересоваться "Отдел Э", начинают людей прессовать, пытаться накрыть".
В России ситуация с пустующими зданиями совершенно иная, чем в Европе: у нас предпочитают, чтобы здание не доставалось никому и разрушалось, вместо того, чтобы отдать его во временное использование художникам. На это пожаловалась Солмаз Гусейнова, которая привела в пример "Дачу Бенуа" в Калининском районе - здание, из которого съехали арендаторы, тут же было отключено от электричества и водопровода, "чтобы там никто не завелся". "Там сразу же перебили все окна, здание несколько раз горело - страшно смотреть! Почему было не пустить туда художников, которые здание поддерживали бы до тех пор, пока оно снова не понадобилось бы государству?", - возмутилась куратор. Между тем, в Европе существует именно такая практика: на время вынужденного пустования в здания могут пустить желающих, которые поддерживают его в рабочем состоянии "до востребования". Если же владелец здания захочет его все же использовать, сквоттерам предложат переехать в другое пустующее здание.
В некоторых европейских странах, в частности, в Голландии и Франции, сквоттинг легализован - существуют соответствующие нормы закона. Лариса Маттейссен, режиссер фильма "Сквоттинг", рассказала, что в Голландии можно занимать любое здание, пустующее дольше определенного срока: в принципе, владельцы, которые по каким-то причинам не используют здание, в этом даже заинтересованы - сквоттеры о здании заботятся и не дают ему разрушаться. Однако, если владелец не хочет, чтобы его здание сквотировали, на этот случай тоже есть законная процедура: существует Антисквотовый комитет, который по запросу владельца может заселить в пустующее здание своего человека, чтобы его нельзя было засквотировать.
Присутствовавшим чиновникам - Вере Агеевой и Андрею Батаю - был задан вопрос: имеет ли смысл пытаться как-то легализовать положение сквотов в России? Вера Агеева отметила, что для того, чтобы чиновники могли работать со сквоттерами, им нужно "понимать их смысл, их посыл". В то же время, многие присутствовавшие повторяли: "не надо помогать, не трогайте просто".
Фотовыставку можно посмотреть в помещениях Гете-Института (наб. реки Мойки д.58) в течение Недели Германии (до 25 апреля).
Организаторы: РОО «Немецко-Русский Обмен», Факультет Фотокорреспондентов имени Ю.А. Гальперина и Немецкий культурный центр им. Гёте.
Среди авторов фотографий - Дмитрий Конрадт (свободный художник, Член Союза Фотохудожников России, Член Союза Художников России), который представил архивные материалы 90-х годов, посвященные жизни тогда еще сквота на Пушкинской, 10; Гордон Велтерс (известный немецкий фотожурналист, публикует свои работы в «Chrismon plus», «Financial Times Deutschland», «GEO», «NZZ am Sonntag» и др.) представил фотоисторию «Жизнь на колесах» о людях, живущих в трейлерах в коммуне на окраине Потсдама; а также серии фотографий Ирины Фрейдман, Ольги Жевлаковой, Юлии Лисняк, Алисы Чикановой о сквотах в разных странах.