01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Граждане

Волонтерство в сфере помощи иммигрантам во Фландрии и Петербурге

Вы здесь: Главная / Граждане / Волонтерство и Добровольчество / 6-й конкурс эссе "Волонтерство и добровольчество в Европе и России" / Волонтерство в сфере помощи иммигрантам во Фландрии и Петербурге

Волонтерство в сфере помощи иммигрантам во Фландрии и Петербурге

Автор: Катерина Россолович — Дата создания: 05.05.2013 — Последние изменение: 07.05.2013 Когита!ру, ЦИГЕ
Эссе Катерины Россолович, лауреата I премии 6 конкурса эссе "Волонтерство и добровольчество в Европе и России".

Фото отсюда

Об авторе: Катерина Россолович, студентка 3 курса Филологического факультета СПбГУ по специальности нидерландский языкЖивет в Петербурге. Лауреат 6-го конкурса эссе (I премия).

 

В последние годы во многих странах идет быстрый приток мигрантов. В этой ситуации какие-то государства пытаются принимать меры по ограничению потока миграции, какие-то предоставляют шанс каждому, кто приезжает легально. Но в любом случае эта категория населения становится социально уязвимой: некоторые мигранты не знают язык местного населения или плохо владеют им, некоторые не понимают культурных особенностей новой страны. 

Во многих странах специальные государственные структуры помогают иммигрантам, но не всегда они справляются со всем объемом работы и могут предоставить помощь всем, кто в ней нуждается. Поэтому появляются волонтерские организации, осуществляющие поддержку этих слоев населения по разным направлениям: от языковых курсов до помощи в трудоустройстве. 

В данном эссе я хочу сравнить две таких волонтерских организации – в Антверпене, Бельгия и Петербурге, Россия. Я также проанализирую общую ситуацию вокруг НКО и волонтерских проектов в этих двух городах и странах, чтобы понять различия между российским и бельгийским подходами и причины этих различий.

Волонтерство во Фландрии

Фландрия – северная часть Бельгии, где население говорит на нидерландском языке. Фландрия имеет свое собственное правительство и законодательство, отличающееся от законодательства Валлонии, южной части Бельгии. Из-за этого деления сложно говорить об особенностях волонтерства во всей Бельгии, поэтому в данном эссе я буду рассматривать только регион Фландрии. За последние 15 лет процент населения Фландрии, занятого в сфере волонтерства, остается стабильно высоким: Фландрия занимает почетное третье место по количеству волонтеров в Европе, уступая только Нидерландам и Люксембургу [1].

До 2001 года сложно былоговорить о полноценной статистике волонтерства во Фландрии, потому что только в этом году был юридически введен термин «волонтерство» и определены обязанности сторон, после чего стал возможен официальный сбор статистических данных.  В отчете VRIND (Фламандская региональная статистика) за 2001 год подчеркивается, что волонтерский труд жизненно необходим для нормального функционирования общества. Без волонтеров, работающих в больницах, домах престарелых, приютах и домах отказников, этим структурам было бы гораздо сложнее справиться со всем объемом работы и, как считают фламандцы, «исчезло бы то тепло и забота, которые царят там во многом благодаря волонтерам» [2]. 

По данным Статистического Бюро Фландрии около одной пятой населения – 19,1 % - занимаются волонтерской деятельностью. Таким образом, примерная численность волонтеров во Фландрии составляет один миллион человек. По последним исследованиям [3] 2005 года численность волонтеров распределяется следующим образом: по возрасту на первом месте по проценту работы стоит возрастная группа 45 до 54 лет (25,7%), на втором – от 55 до 64 лет (23,2%), на третьем - от 16 до 24 лет (23 %).  

Мы видим, что больше половины волонтерской работы во Фландрии выполняется людьми старше 45 лет. Это, конечно, объясняется тем, что в этом возрасте у людей обычно появляется больше свободного времени, которое они готовы уделять работе во благо других. Во Фландрии запрет на детский труд распространяется и на волонтерскую деятельность, поэтому гражданин младше 18 лет не может официально заключить договор с НКО, но может участвовать в каких-либо акциях, проводимых школой или вузом.

В Европе волонтерство рассматривается как один из самых правильных способов проведения свободного времени. Такой опыт обязательно указывается в резюме и учитывается при приеме на работу.  Особым видом волонтерства в вузах считается выпуск университетских газет и журналов, которые издаются за счет университета или гранта, а создаются учащимися на добровольной основе.

Волонтеры заняты во множестве организаций и разнообразных проектах. В секторе охраны здоровья и благополучия населения заняты 41% [4] волонтеров. Кроме работы в больницах и домах престарелых эти волонтеры оказывают помощь на дому людям с ограниченными возможностями, работают в социальных центрах для иммигрантов, участвуют в международных гуманитарных миссиях.  Около 18% выполняют работу в социокультурной сфере: помогают организовывать фестивали и концерты, участвуют в жизни города, работают в просветительских и образовательных проектах.

В последние годы образовательные проекты для иммигрантов стали играть большую роль в бельгийском обществе.  Во Фландрии 13% населения - иммигранты или бельгийцы по рождению, но не происхождению. В Брюсселе это число достигает 68%, в Антверпене, втором крупном городе Бельгии - 39,7%.  Постоянный приток мигрантов порождает новые общественные запросы: курсы адаптации, языка, кулинарии (поскольку мигранты не привыкли к бельгийским продуктам). Школы работают с новыми учениками, которые иногда плохо говорят на нидерландском, но у них не всегда есть возможность организовывать для таких учеников дополнительные занятия. Поэтому часто можно встретить молодежь, которая хоть и родилась в Бельгии, говорит на нидерландском с явным марокканским или турецким акцентом - именно эти страны лидируют по количеству миграции в Бельгию.

Auxilia Vlaanderen – проект по обучению детей мигрантов языку

В этой работе я хотела бы рассказать о примере одной общественной организации для помощи мигрантам во Фландрии – Auxilia Vlaanderen, девиз которой звучит так: «Образование для тех, кому некуда идти».  В эту организацию могут обращаться люди, которые не смогли получить поддержку государства или пойти на бесплатные курсы.  Как говорят в секретариате Auxilia, «несмотря на то, что согласно Всемирной декларации прав человека 1984 года у всех есть право на образование, всегда есть обделенные – и именно для них мы и существуем». 

Auxilia Vlaanderen  является одним из филиалов общеевропейской сети Auxilia, которая зародилась во Франции еще в далеком 1926 году, когда Маргерите Ривар, страдавшей неизлечимой болезнью ног, пришла в голову идея начать образовательные курсы для людей с ограниченными возможностями. Тогда обучение проходило в форме обмена письмами между учениками и преподавателями. Подобные курсы появились во Фландрии в 1935 году и предназначались для людей, у которых не было шанса ходить в обычные образовательные учреждения – то есть, для инвалидов и больных. Позже организация стала оказывать помощь иммигрантам и их детям. Изменилась и форма обучения – от писем волонтеры перешли к индивидуальным урокам у ученика дома. Это позволило не только передавать знания ученику, но и налаживать социальные контакты, поскольку многие иммигранты находятся в некоторой социальной изоляции в своих общинах из-за плохого знания языка. В 1980-х годах организация начала получать помощь от правительства, что позволило снять офис и нанять двух сотрудников, которые стали координировать деятельность Auxilia во всем регионе.

Со своих учеников Auxilia берет символические 10 евро в год. Но это не является обязательным требованием, никто не настаивает на выплате, если у ученика нет возможности её осуществить. Приоритетным направлением является помощь в освоении нидерландского языка, но в Auxilia есть и другие дисциплины – иностранные языки, математика, экономика - все, что могут предложить волонтеры. Волонтеры получают доступ к специальной библиотеке пособий для обучения иностранцев нидерландскому, могут принимать участие в специальных образовательных семинарах и курсах повышения квалификации. В среднем по всей Фландрии получает помощь около тысячи учеников ежегодно. В 2011 году это число составило 939 учеников, из которых 79,6% младше 18 лет [5]. Для 488 из них нидерландский не являлся родным языком, 102 ребенка испытывали трудности при освоении школьной программы. На это количество учеников приходилось 539 активных волонтеров. По возрасту большинство волонтеров старше 50 лет. Из них 70% имеют диплом бакалавра или магистра.

Таким образом, в этой организации преимущественно заняты образованные пожилые люди.  Стоит отметить, что образование является критерием отбора волонтеров в Auxilia, секретариат старается подбирать людей с педагогическим опытом или с опытом работы с детьми. Для этого каждый кандидат заполняет подробную анкету и приходит на собеседование, после чего по базе ему ищут подходящего ученика. На первое занятие волонтер идет вместе с координатором, чтобы познакомиться с учеником, его родителями, обсудить план занятий и просто пообщаться. Акцент делается на том, чтобы ученики почувствовали себя комфортно и справились со своими проблемами. Обычно помощь продолжается до тех пор, пока не становится заметен прогресс.

Auxilia может рассказать много историй успеха. Благодаря Auxilia, многие иммигранты смогли полноценно включиться во фламандское общество и не чувствовать себя ущемленными. Активное участие волонтеров показывает, что гражданам не все равно, какое будущее лежит перед детьми мигрантов. Фламандцы понимают, что с этими людьми будут жить и работать их дети и что они являются такой же частью фламандского общества, как и коренные жители. Мой небольшой социальный опрос молодежи Антверпена в январе 2013 года показал, что ни у одного из опрошенных ни разу не возникало каких-либо проблем, связанных с мигрантами. Ни один из респондентов-мигрантов не испытывал стыда за свое происхождение и не чувствовал себя менее значимым. Многонациональность  Антверпена  - а в городе проживает 172 национальности - научила горожан принимать всех с их акцентами, традициями и особенностями, и даже помогать этим людям освоиться в новой среде.

Волонтерство в России

В настоящее время волонтерство в России уступает европейскому и по масштабу, и по структурированности. Не существует официальной статистики количества волонтеров, не ведется их учет. Поэтому сложно с точностью говорить о каких-то цифрах. В письме Минспорттуризма главам российских субъектов от 2009 [6] года был разработан краткий план по развитию волонтерского движения, согласно которому процент молодежи, участвующей в волонтерских программах, должен был достигнуть 18% к 2011 году. Достигнута ли эта цель, остается неизвестным, нигде нет официальных докладов или сообщений. У нас не является обязательным заключение договора при осуществлении добровольческой деятельности, многие организации не являются зарегистрированными НКО. Естественно, это все осложняет статистический обзор. Новый законопроект о добровольчестве должен бы, казалось, внести ясность и упорядочить российских волонтеров. Однако там нет пункта об обязательном заключении договора с НКО или об обязательной регистрации в базе волонтеров, это является свободным выбором граждан.

Если судить по волонтерским группам в социальной сети Вконтакте, то в Петербурге действует большое количество НКО и волонтерских проектов. В последние годы их количество заметно возросло, и стали появляться новые интересные проекты. Согласно исследованиям сайта Superjob.ru [7], за февраль 2012 года количество резюме волонтеров возросло на 19,7% от уровня предыдущего месяца, в марте тенденция была такой же. Россияне уже начали осознавать необходимость заботы об окружающей среде, о животных, появились новые проекты по поддержке приютов и домов престарелых. Но сфера работы с мигрантами пока не вызывает энтузиазма со стороны волонтеров. Однако в Петербурге существует по крайней мере один проект, работающий с детьми иммигрантов. Он молод, но уже дает плоды.

Образование для детей иммигрантов в Петербурге  

В рамках проекта «Дети Петербурга» организованы бесплатные курсы русского языка и русской культуры для детей иммигрантов. Идея родилась у бизнесмена и отца троих детей Даниила Любарова, и первая площадка открылась в мае 2012 года. Эта организация еще молода, но там уже работают около 40 волонтеров, и сейчас открывается восьмая по счету площадка на Васильевском острове.

Цель проекта – научить детей правильно говорить по-русски и помочь им адаптироваться в России. Совершенно неважно, легально или нелегально ребенок находится на территории Российской Федерации: для того, чтобы присоединиться к группе, не требуются никакие справки. Занятия проходят на базе школ, библиотек, культурных центров. На каждой площадке занятия проходят минимум два раза в неделю, но волонтеры стараются давать ученикам как можно больше. На некоторых площадках занятия идут каждый рабочий день, кроме обычных занятий, преподаватели ходят со своими подопечными в театры, музеи, на прогулки. Главной задачей является погружение ребенка в русскоязычную комфортную среду, где он может задавать вопросы и не стыдиться этого.

Многие ученики учатся и в обычных школах, хотя остается загадкой, как они осваивают программу, если даже читают с трудом. При этом в школах также часто нет возможности давать дополнительные уроки таким «сложным» ученикам. Со слов учителей, к ним иногда приводят детей, которые практически не знают языка. Как работать с такими учениками, начальство советов не дает. В такой ситуации, проект «Дети Петербурга» заполняет существенный пробел в российской системе образования для иммигрантов. У нас пока нет, как, например, в соседней Финляндии, специальных классов в школах для иностранцев. Поэтому и школы рады, когда у них появляется возможность получить помощь для отстающих учеников-иностранцев.

Большинство учеников курсов - родом из стран СНГ, прежде всего, из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии. Возраст детей от 4 до 15 лет. Координаторы стараются разбивать детей на возрастные группы, но не всегда это возможно, так как не всегда есть достаточное количество детей для формирования группы, и предсказать посещаемость сложно. Поэтому работа волонтеров в этом проекте требует определенных умений и навыков: нужно уметь заинтересовывать детей разных возрастов, понятно и доступно объяснять материал. Для волонтеров проводятся бесплатные педагогические курсы на базе Научно-Методического центра Адмиралтейского района.

Распространение информации осуществляется всеми возможными способами – через листовки, объявления на улице и в газетах для иммигрантов. Объявление о приеме на курсы переведено на множество языков, в том числе  китайский, пушту, вьетнамский, корейский, казахский, киргизский, фарси. Но основным средством распространения информации, как отмечает основатель проекта Д. Любаров, остается старое доброе сарафанное радио, по которому родители узнают о возможности помочь своим детям в освоении русского.

Пока проект «Дети Петербурга» не получает никакой помощи от города. Он был представлен на круглом столе «Дети мигрантов в петербургской школе: проблемы и пути их решения», где был встречен несколько неободрительно представителями УФМС и прокуратуры. Они отмечали незаконность нахождения многих иммигрантов на территории РФ и то, что таким «нелегалам» не должна предоставляться какая-либо помощь.

Также стоит отметить, что инициатива не находит одобрения и среди пользователей сети Интернет.  Так, комментарии под недавней статьей об этом проекте на сайте газеты «Мой район» были крайне резкими и негативными. Основным доводом служило то, что в будущем эти мигранты отнимут работу у «настоящих русских» и что проект «роет могилу Петербургу и России», помогая таким детям.

Тем не менее, проект растет, приходят новые преподаватели и новые ученики. Сейчас создается видео-курс русского языка для детей иммигрантов. Преподаватели-волонтеры приходят из разных сфер – это и студенты педагогических и языковых ВУЗов, и преподаватели, и просто  сочувствующие. Но пока эти люди и их деятельность, к сожалению, часто вызывают неодобрение, а помощь иммигрантам не считается в России делом нужным и важным. Большинство людей предпочитает отмахиваться и делать вид, что эта проблема не заслуживает внимания.

На мой взгляд, в этом и кроется глобальная разница между опытом Фландрии и России. Во Фландрии государство и общество понимает, насколько важно дать образование детям, которые в будущем станут частичкой этого общества. В России пока главной панацеей от иммигрантов считается жесткий иммиграционный контроль и высылка нарушителей из страны. Однако именно в осознании обществом того, как важно помогать иммигрантам и их детям, кроется ключик к построению комфортного сбалансированного общества. Именно поэтому в Европе мы видим развитые волонтерские проекты и интерес к ним со стороны граждан, в то время как в Петербурге они находятся в зачаточном состоянии. Но мы уже встали на этот путь развития. Волонтерство постепенно набирает обороты и у нас. О проекте «Дети Петербурга» узнают все больше людей, которые понимают, зачем нужно помогать таким детям. И это говорит о том, что у российского волонтерства в этой сфере есть перспективы.

 

Ссылки:

[1] Бюро социальных исследований Socius, http://www.socius.be/tiki-index.php

[2] Maarten Tielens, Vrijwilligers in Vlaanderen: wat zijn ze, wat doen ze? (Волонтеры Фландрии: кто они, что они делают?), 2005г.

[3] Государственное Бюро Статистики Фландрии, http://economie.fgov.be/nl/statistieken/cijfers/

[4] Благополучие населения во Фландрии, брошюра для чиновников социального сектора, 2007г.

[5]  Годовой отчет Auxilia Vlaanderen за 2011 год.

[6] Письмо Минспорттуризма главам субъектов РФ, http://мосволонтер.рф/docs/minsportturizm.pdf

[7] «Рынок труда по данным рекрутингового портала Superjob.ru: мониторинг, динамика, индексы»

Сайт «Дети Петербурга» http://detipeterburga.ru/

Сайт Auxilia http://www.auxilia-vlaanderen.be/index.html

 

О 6-м конкурсе эссе:

Объявлен 6-й конкурс эссе ЦИГЕ и Когита!ру 

Итоги 6-го конкурса эссе 

Информация и лучшие работы 

1-го конкурса эссе

2-го конкурса эссе

3-го конкурса эссе

4-го конкурса эссе

5-го конкурса эссе

comments powered by Disqus