Социализация с любовью
С Елизаветой Петровой, руководителем интеграционного инновационного проекта социального добровольчества «Школа взаимопомощи», я познакомилась на городском празднике «Все начинается с любви». На центральную концертную площадку Таврического сада Петрова привела необычных зрителей – тринадцать своих подопечных из психоневрологического интерната. Но ведь еще недавно трудно было представить себе, чтобы обитатели закрытой системы ПНИ «выходили в люди» Мол, им-то это разве надо? Надо. Еще как. Разновозрастная компания мужчин и женщин с интересом прослушала концерт, сфотографировалась в фотозоне, с удовольствием поинтересовалась мастер-классами для ребятни, даже «медляк» станцевали под музыку, звучавшую со сцены. Словом, пока я разговаривала с Петровой, вели себя как самые обычные горожане...
– Елизавета Александровна, как давно вы работаете в психоневрологическом интернате №9?
– Уже 10 лет, с тех пор как окончила «Первый мед» (СПб ГМУ им. академика И.П. Павлова. Прим. интервьюера). Специализироваться в области психиатрии начала еще на третьем курсе. Теперь являюсь заведующей отделением.
– Когда же родился проект «Школа взаимопомощи»?
Проект, появившийся также благодаря нашему сотрудничеству с некоммерческим партнерством «Мир детства», был непрост не только потому, что все наши подопечные имеют хронические психические заболевания, но и потому, что на этом отделении находятся разновозрастные люди – от 18 и до 50 лет, причем некоторые из них в разное время отбывали разные сроки наказания в местах лишения свободы. Это вносило и вносит определенные коррективы, как в работу наших сотрудников, так и в жизнь самих ребят. Так что на первом этапе наш проект был сходен со всем известной книгой «Республикой ШКИД» Белых и Пантелеева. Но мы работали и работаем по принципу «Равный – равному». Такая стратегия позволяет каждому человеку, проживающему в интернате, реализовать себя с нашей помощью. Причем каждый, кто уже встал на путь реализации, может выступать в качестве наставника для тех, кто только еще включается в проект, для тех, кому нужна помощь согласно их физическим и психологическим особенностям. Естественно, что принимать такую помощь нашим ребятам комфортнее от равных себе.
– Что дает проект вашим подопечным?
– Проект для наших ребят - шанс добиться чего-то в этой жизни, шанс, ради которого надо соблюдать некоторые правила. Но у нас бывает всякое: наши «дети» не идеальны, как не идеальны и все люди – ангелы на планете Земля пока еще не живут... И точно так же как случается и у актеров, у наших ребят не все происходит по сценарию. Все как в жизни: они учатся общаться, учатся строить отношения, учатся играть разные социальные роли. И в этом суть нашего совместного проекта с «Миром детства».
– Сколько сейчас участников задействовано в проекте?
– Сейчас – 15 человек. И мы будем расширять круг участников проекта. Уже есть те, кто уже закончил участие в проекте, и в настоящее время выписался и проживает самостоятельно. Это те люди, на которых когда-то общество махнуло рукой – они были ему «неудобны» по многим причинам, включая и их сложные характеры. Стигматизация общества – давняя, вечная проблема, которую мир еще не скоро преодолеет... То, что достигнуто нашими ребятами за время участия в проекте, еще недавно было для них недостижимыми высотами. По мнению солидной московской комиссии, в настоящее время объезжающей все российские интернаты, почти все участники проекта «Школа взаимопомощи», несмотря на свои сложные жизненные истории и непростые истории болезни – первые претенденты на минимально сопровождаемое проживание. А ведь еще недавно их относили к группе, которая должна могла пожизненно находиться на лечении в интернате и никогда ничего иного кроме четырех стен вокруг себя не видеть! Конечно, это не означает, что сегодня же наших ребят можно выпустить в открытый мир, который, к сожалению, не готов их пока принять, да и они самостоятельно еще не готовы в нем существовать. Но огромный шаг в сторону их социализации уже сделан.
– Можно ли сказать, что проект «Школа взаимопомощи» является новацией?
– Мы просто собрали и систематизировали в проекте все свои наработки за многие годы. Нами написана программа, которой дано серьезное обоснование. И тут нам повезло, что с нами начали работать профессионалы в области социокультурной реабилитации, которая может так много дать каждому из наших подопечных. Они уже многому научились. Самое главное, что им пришлось сделать, чтобы договариваться друг с другом и понимать друг друга, это научиться договариваться с самими собой, понимать собственные чувства и вообще понимать, что такое чувства, что такое простые жизненные ценности, ради которых нужно пытаться себя изменить. Они научились управлять своими эмоциями, узнали, как можно бороться с эгоизмом.
– Не каждого среднестатистического человека можно этому научить... Какими методами вы приходите к таким результатам?
– Например, пишем вместе нашу, особенную книгу «Сказки о волшебниках». В основе – истории наших ребят, десять психотерапевтических сказок, которые иллюстрируются их главными героями. С помощью театральных режиссеров, выпускников мхатовской студии, которые с ними занимаются тренингами, мы сейчас будем делать спектакль по этим психофилософским терапевтическим сказкам. Мы много разговариваем с ними. У наших подопечных свой мир, особое восприятие себя и окружающих. И в них живет обида на общество, которое обособил, вытолкнул их в ПНИ, усугубил их и без того непростые, порой кособокие судьбы. И хотя им неизвестны научные обоснования реабилитации, ее этапы и последствия для них, в наших разговорах о сопровождаемом проживании вне интерната, нежелание и опаску жить за привычными стенами высказывают сами ребята. Они намного острее, чем мы, понимают слово «доверие». Для них важно, чтобы они всегда могли вернуться «под крыло» тех, кому они доверяют, кто является их опорой. Для нас с вами аналогом такой опоры является семья. У них нет семьи, но есть наши сотрудники, являющиеся семьей для них... Поэтому даже ребята, которые уже имеют право на квартиры, сами разумно предлагают, чтобы их сопровождаемое проживание начиналось на территории ПНИ, где их могут научить готовить, мыть посуду, ухаживать за собой.
– По сути, общение с вашими подопечными – это общение с детьми...
– Да, они открыты и искренне, как дети, несмотря на кажущуюся брутальность.
И как с детьми с ними надо регулярно заниматься. Мы учили их писать, рисовать. Знакомство с театром начинали с кукольного: делали спектакль и с ним «гастролировали» по отделениям интерната, навещали тех, кто не может двигаться, кто никогда нельзя будет отвести на концерт. По такому же принципу они делятся и полученными знаниями, например, после похода в планетарий ходят и рассказывают о космосе... Причем не надо объяснять им, почему так важно прийти к тому, кто обделен общением.
Еще мы с ними занимаемся патриотическим движением. Во время прогулки нам в Красном Селе попался заброшенный дот времен войны: мы согласовали все с районной администрацией, покрасили все, убрали территорию.. В этом году, например, мы участвовали в движении «Бессмертный полк» с портретами участников войны из Красного Села. Еще отмечаем (конечно, с подготовкой!) Пасху, Новый год, День космонавтики и многие другие замечательные даты. Выходим, вот как сегодня, в город на общедоступные праздники, причем никакого особого сопровождения у нас нет – пара сотрудников интерната только.
– А можно задам «неудобный» вопрос? Работа в ПНИ – дело непростое. Текучка кадров неизбежна?
– Нет. Я много лет формировала коллектив. У меня нет ни одного случайного работника. Мы вместе с нашими подопечными проходим их жизнь – смерть родителей, первая влюбленность, сомнения и переживания. Не случайные люди участвуют и в нашем проекте. Равнодушным не по силам заниматься тем делом, которым мы занимаемся.
Беседовала Екатерина Омецинская
Фото Елизаветы Петровой