Две Риты Осянины встретились в ТЮЗе
Девчонки идут на войну
Как оказалось, Борис Васильев про подвиг отряда бойцов-зенитчиков, ценой своей жизни не давших пройти немцам к стратегически важному железнодорожному узлу, вычитал из газет. Только в реальности там действовали мужчины. Подвиг? Да! Но история зазвучала особенно пронзительно тогда, когда писатель заменил мужские образы на женские. Роман стал бестселлером.
Каково им было – на этой страшной войне? Думали они о любви? Переставали мечтать? Как справлялись с бытовыми трудностями? Помнили о том, что они все-таки женщины, хотя кругом смерть и ад.
И вообще что такое подвиг женщины на войне? Особенный он какой-то?
Этими вопросами озадачились сценаристы телешоу «Герои нашего времени» – совместного проекта питерского ТЮЗа им. А. А. Брянцева и телеканала «Санкт-Петербург» – и решили пригласить в день съемок актрис из этого фильма и реальных участниц боевых действий.
Долго шли переговоры по разным направлениям. Встреча произошла! И явилась она неким сюрпризом для присутствующих юных зрителей в зале театра.
«Воспитание Риты» или «Страшно играть не в военной картине, а в сериале про бытовуху»
На сцену вышли две Риты Осянины! Актриса Анастасия Микульчина (на фото слева) прилетела из Ялты, Татьяна Остап (на фото справа) приехала поездом из Москвы. Они никогда прежде не встречались, и вот на сцене ТЮЗа произошло знакомство.
Анастасия Микульчина – настоящая звезда, ее первая и главная роль в кино – в картине Виктора Мережко «Сонька золотая ручка», – очень быстро сделала ее знаменитой. Путь был почти предрешен – играть героинь авантюрного плана. Однако через несколько лет в творческой судьбе случился совершенно новый поворот – в 2015 году Микульчина сыграла героическую Риту Осянину в картине «А зори здесь тихие…» Рената Давлетьярова. Требовалось немало самообладания и мужества, чтобы прожить в кадре эти последние минуты перед смертью, передать состояние не отчаяния, но пронзительной тоски по непрожитой жизни. Потому и неудивительно, что после шоу к Насте выстроилась очередь девчонок-зрительниц, которые просили у нее автографы, и именно как у актрисы из фильма «А зори здесь тихие…». Про «Соньку золотую ручку» никто в этот момент не вспоминал.
Зрителя, а уж тем более молодого, не обманешь, не проведешь. Восприняли, прочувствовали, поверили, задумались о том, что такое подвиг. И отпадают уже разговоры о том, нужно ли было снимать современную версию «Зорей» – трудно ведь превзойти картину Ростоцкого. Нужно! Меняется ритм и скорость жизни, и с новым поколением необходимо говорить на более понятном им языке, с другой интонацией.
«Не страшно было играть в военной ленте, где пришлось погибать?» – вопрос ведущего Андрея Максимкова. Настя: «Страшно играть в бездарных сериалах про бытовуху, а здесь – нет, здесь – настоящее».
Любимые сердцу китайца «А зори здесь тихие…»
Вот и Татьяна Остап говорит, что счастлива, что ее в 2003 году пригласили к участию в такой серьезной и сложной задаче, как экранизация романа Бориса Васильева. Ее, выпускницу ВГИКа, которая лишь успела сыграть несколько ролей в студенческих спектаклях, после долгого кастинга выбрали вместе с другими российскими актерами сняться в сериале по заказу Центрального телевидения Китая.
Если Давлетьяров создавал свои «Зори» в Карелии, то китайский режиссер Мао Вэйнин снимал сериал в приграничном с Благовещенском городе Хэйхэ. Полтора месяца строили русскую деревню 40-х годов. Теперь она существует как музей и является главной достопримечательностью китайской провинции Хэймунцзян. Для 19 серий материала романа не хватило, и китайский сценарист Лан Юнь даже приезжал в Москву к Борису Васильеву и они вместе дописывали сюжетные линии. Правда, знаменитую сцену в бане китайцы из цензурных соображений исключили. В российском 12-серийном варианте «Зорей» этого момента также нет.
– Сыграть самую сложную финальную сцену, когда Рита прощается со старшиной Васковым и говорит о том, что немцев выследила потому, что бегала в соседнюю деревню к маленькой дочери и больной маме, мне помогла моя собственная ситуация – я к тому времени сама уже была мамой, и очень скучала по ребенку, находясь за тысячи километров, на съемках в Китае, – вспоминает Татьяна Остап. – Да и вообще тема войны коснулась нашей семьи прямым дыханием – мой брат воевал в Афганистане.
То, что «А зори здесь тихие…» покорило китайцев – абсолютный факт, литературное произведение включено в школьную программу страны. И новый фильм также был представлен в Китае, куда в пару с Настей Микульчиной ездила самая первая исполнительница роли Риты Осяниной актриса Ирина Шевчук. Ирина Борисовна должна была приехать и сейчас, на телешоу в ТЮЗ, но съемки в Минске помешали осуществиться этой идее.
У войны не женское лицо
Вышедшие на сцену увешанные орденами пожилые женщины, служившие во время Великой Отечественной во 2-м зенитно-пулеметном полку, – Мария Игнатьевна Матвеева и Людмила Николаевна Турлаева рассказали, как в мае 1943 года, когда полк охранял Финляндский железнодорожный мост, погибли 12 девчонок из их полка…
Говорят женщины о войне буднично: «Надо было защищать родину, и мы защищали». Добавляют: «А то, что девчонками совсем были, это не давало нам права просить себе каких-то поблажек». На вопрос, все ли так отражено в фильме Ростоцкого «А зори здесь тихие…» – быт войны, встреча с врагом, – зенитчицы кивнули утвердительно: «Все верно, так и было».
– Война обезличивает женщину, лишает ее пола, – утверждает актриса Анастасия Микульчина. – А женщина рождается для любви и счастья. И подвиг как раз в том, чтобы уметь защитить это право на любовь и счастье.
В тот день в ТЮЗе школьникам был дан наглядный урок мужества и героизма. Прошлого и настоящего.
P.S. Полная версия телепередачи «Герои нашего времени» была показана на телеканале «Санкт-Петербург» 13 декабря 2015.
Елена Добрякова