Петербургская Джульетта Мазина
Ирина Леонидовна Соколова, народная артистка России, любимица тюзовских зрителей, до мозга костей актриса – с летящим, парящим, вспыхивающим от любой энергии темпераментом, с веселым и одновременно мечтательным характером, способная в мгновение ока преображаться то в добрую, наивную женщину, то в сорванца-мальчишку, то в ворчливую старуху, то в мудрую даму... Соколова умеет быть разной даже в одной прожитой минуте на сцене или на экране. Как мерцающий веселый огонь она разжигает в себе интерес к каждому образу, будь то олененок Бемби или Маленький принц, хлопотливая гоголевская Пульхерия Ивановна или вдохновенная Элеонора Дузе. Соколова любит и понимает всех, кого играет, и даже Геббельс в сокуровском «Молохе» у нее – человек с внутренним очень непростым и внушающим внимание миром.
Свой юбилей, который легко поделить на три и будет истинный возраст актрисы – 25 лет! – Ирина Соколова встретила, не просто почивая на лаврах, она доказала своим поклонникам, что будет с молодым азартом самоутверждаться и проходить экзамен на звание актрисы каждую минуту на сцене. Все два с лишним часа своего творческого вечера, который срежиссировал народный артист России, актер ТЮЗа Валерий Дьяченко, Ирина Леонидовна работала неутомимо. Вечер был построен как путешествие 90-летней Лумис-Соколовой из спектакля Адольфа Шапиро «Вино из одуванчиков, или Замри» в мир воспоминаний. Это было прекрасное, увлекательнейшее путешествие, наполненное и юмором, и грустью, и встречами, и рассказом о родных Ирины Леонидовны, о маме, бабушке, отце родном и неродном, но тоже любимом, о своих внуках и правнуках. Ирине Соколовой подыгрывали артисты, вступая с ней в диалог, показывая сцены из спектаклей. Кто-то верно сказал, что Ирину Леонидовну – редкий случай – любят не только зрители, ее обожают коллеги по цеху. И это действительно так. Когда в этот вечер она представляла с народным артистом России, тоже недавним юбиляром, Романом Громадским отрывок из спектакля Владимира Тыкке «Два старомодных коктейля для двух старомодных чудаков», комок подкатывал к горлу, настолько это было глубоко и серьезно. Соколова соткана из любви, в этом ее сущность и внутренняя сила. Завершающий монолог легендарной итальянской актрисы Элеоноры Дузе выглядел личным откровением Соколовой. Дузе положила на плаху многое – личную жизнь, воспитание дочери, какие-то обычные житейские радости – и все ради театра. «Такое кощунство – театр! Такое прекрасное кощунство!..».
Ирина Леонидовна сказала зрителям, что такого подъема и волнения не чувствовала давно в театре – намоленная Зиновием Корогодским и его учениками и последователями сцена наполнилась фантомами прошлых ролей. Смешались энергии прошлого и настоящего. Был особенно волнующий момент, когда к зрителям вышли Бемби из спектакля полувековой давности – Ирина Соколова - и сын Бемби из нынешней тюзовской постановки «Дети Бемби» (актер Федор Федотов) - и в этом читалась та самая тюзовская преемственность поколений, за которой стояло и стоит пристальное внимание к молодым, бережное введение их в мир театра.
После вечера на сцене к актрисе выстроилась очередь поклонников: цветов было море, и слезы в глазах блестели такие настоящие, такие прочувствованные. Правнуки Лизавета и Алексей неутомимо таскали букеты для прабабушки в гримерку. Все были на театральной сцене в эти минуты на равных, всех объединяло одно чувство – любовь к театру и радость от встречи с талантом.
Мне подумалось, что в нашем Петербурге есть своя Джульетта Мазина. Только вряд ли Ирина Соколова когда-то об этом сравнении с великой итальянкой думала. Скромно снимает водруженную на нее корону английской королевы (мизансцена творческого вечера) и просто служит театру, от которого зависима как ни от чего другого в жизни.
Елена Добрякова. Фото автора