«Софит» выстраивает коридоры. И движется вперед
Трио ведущих – Сергей Бескомпромиссный (Сергей Бызгу), Ирина Протеже (Ирина Полянская) и Александр Однако (Александр Баргман) своими колкими репликами и сами за себя говорящими фамилиями подтвердили, что распределение премии – дело как принципиальное, так и конформистское, субъективное. Ведущие под руководством режиссера церемонии Александра Баргмана прошлись самокритично не только по петербургскому отбору номинантов на премию, но и выразительно кивнули в сторону столичной «Золотой маски», которая славится своей тенденциозностью и пристрастностью к новациям разного качества. Впрочем намеки и уколы ведущих публикой воспринимались с хохотом и готовностью, и это оставляет надежду, что культурная среда все-таки не окончательно больна (о чем упорно твердят мрачные театральные критики), готова к самоиронии и воспроизводству талантов и идей. Кто-то говорит, что в «Золотом софите» нет серьезных экспертов. Но, читайте выше, самоирония и самобичевание искупает всё! Легче, господа, надо относиться к премиям и не уставать ждать, что когда-нибудь награда найдет героя. Как это, собственно случилось у артиста старшего поколения театра Комедии Бориса Улитина, который был крайне удивлен, когда его пригласили на сцену в качестве лауреата премии. Получая статуэтку за роль Учителя в спектакле Татьяны Казаковой «Визит дамы», он сказал, что, оказывается, надо жить долго, чтобы добраться до приятного в твоей жизни события.
Таким же приятным, но совсем не закономерным сюрпризом рассматривает вручение ей двух (!) «Софитов» режиссер Яна Тумина, получившая награды за постановку спектакля «Барьер» в негосударственном театре («Особняк»). Яна успела высказаться в фейсбуке: «Мне кажется, что премии так или иначе отмечают только спектакли, попадающие в коридоры определенных категорий. Если спектакль не вписывается, то и награды ему нет. Нам с "Барьером" просто повезло, так как он попал в коридор негосударственных театров».
Это к вопросу о том за что дают «Софиты». Художник Марина Завьялова получила премию за спектакль «Репка» в Большом театре кукол, хотя ее сценография к спектаклям «Песнь Песней» и «Книга Иова», кажется, куда как фантасмагоричней, масштабней, значительней.
С Анной Алексахиной в номинации лучшая женская роль в негосударственном театре соревновались не менее достойные актрисы: Ксения Каталымова и Екатрина Ионас. Но – так выпал жребий. «Софит» Анна получила (совершенно, кстати, заслуженно) за роль Аркадиной в спектакле «Костя Треплев. Любовь и смерть» Вениамина Фильштинского. Много софитов взял и театр им. Ленсовета – прежде всего, был отмечен спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь» и его актеры: Анна Ковальчук, Сергей Мигицко, Александр Новиков, Евгений Филатов. За лучшую мужскую роль награду получил Дмитрий Воробьев за роль в спектакле Анджея Бубеня «Из жизни марионеток» (БДТ, Каменноостровский театр).
Обиженные обязательно будут, - предрекала троица ведущих. Наверное, они есть, но участие в соревновании всегда предполагает поражения.
Зато «Софиты» в равной степени попадали в этот раз в руки молодым, и мэтрам. Обаятельный молодой актер Филипп Дьячков получил статуэтку за роль Ильи в спектакле Алексея Забегина и Владимира Антипова «Четырнадцать плюс» в «Этюд-театре». Недавно заблиставший на театральном небосклоне режиссер Петр Шерешевский стал лауреатом «Золотого софита» за свою постановку «Конформист» в Камерном театре Малыщицкого.
Чудесная Вера Карпова (театр Комедии), получая «Софит» за творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга, вдохновила зал остроумным признанием о том, что именно этот вклад – в культуру – и был единственным выгодным в ее жизни.
Бурными аплодисментами встретили зрители народную артистку России Ирину Соколову, которая выходила на сцену вместе с актером ТЮЗа, народным артистом России Николаем Ивановым для вручения премий в очередной номинации, а потом, чтобы уже самой получить специальный диплом экспертного совета в составе удивительно симпатичного музыкального женского ансамбля из спектакля Дмитрия Цуркану «Баба. Шанель». Ирина Соколова в декабре этого года отметит свой 75-летний юбилей. Поздравляем ее!
Но, наверное, самое большое количество оваций было устроено прекрасному режиссеру и педагогу, художественному руководителю театра «Мастерская» Григорию Козлову. Ему был присуждена одна из самых почетных премий «Золотого софита» - премия Георгия Александровича Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Козлова обступили его студенты, участники действия и на лицах сияли счастливые улыбки.
Праздник закончился, оставив отличное свежее послевкусие. Будто назло всей критике, неприятию и игнорированию премия «Золотой софит» живет, звучит, радует, растет, движется и открывает новые имена. Успехов ей и ее лауреатам и номинантам!
Елена Добрякова, фото автора