Театр как повод для радости
По тюзовской традиции, сложившейся еще со времен Зиновия Корогодского, тюзяне (как тогда говорили) должны изо дня в день преданно служить искусству, не стремясь себя рекламировать, о себе где-то громко заявлять. Прежде всего задача - работать, придумывать, искать решения образов и, самое главное, играть для детей, как для взрослых, только лучше.
Наверное, как раз всем этим требованиям соответствует Ольга Карленко. Не задумываясь о славе, она каждый день идет в театр, испытывая удовольствие от выхода на сцену, от репетиций, от общения с коллегами, со зрителями, с воспитанниками детской студии «Театр-класс», в которой она преподает вместе с актером и педагогом Сергеем Бызгу уже почти 20 лет.
Ольга занята так, что с трудом находится время для интервью. Вздыхает: «Рада бы отдохнуть, но некогда».
Ольга родилась в Актюбинске. Еще в раннем детстве семья девочки переехала в Ленинград. Ольга рано потеряла маму. С 14 лет воспитывал ее и сестру папа, по профессии врач-хирург. Папа был артистической натурой, яркой внешности, подрабатывал диктором на телевидении. Это оказало влияние и на Ольгу. Еще в школьные годы она попала в драматическую студию при ЦПКиО к Семену Спиваку. Там для девочки открылся театр в самом высоком предназначении, во многом благодаря занятиям, которые вел в студии профессор Лев Гительман. Как написал в своей статье театровед Николай Песочинский, у Гительмана «был особенный стиль существования — приподнятый над обыденностью».
Упорство Ольги не знало предела, - шесть лет подряд поступала на актерский. Поступила только на шестой год в Санкт-Петербургскую театральную академию, на курс Андрея Дмитриевича Андреева.
«Я была уверена, что это мое призвание, меня не останавливали неудачи, я объясняла их тем, что конкурсы были очень большие, а моя подготовка хромала, - рассказывает Ольга Карленко. – На шестой год я уже проходила по конкурсу в три московских театральных вуза, брали меня и в Театральную академию в Петербурге. В итоге победил Питер, потому что здесь оставался мой папа, да и многое тут было, что связывало меня с городом».
Андрей Андреев, строгий, взыскательный педагог, привил своим студентам культуру – ты должен быть всегда в форме, театр – это высота, это состояние духовности, нельзя выходить на сцену в джинсах, в уличной обуви. До сих пор для Ольги Карленко это не пустые слова. Она неизменна в своем почтении к театру.
У Карленко есть прекрасное качество – любить все, что оказывается в поле ее внимания. Вот так же, как любит она своих близких – детей, мужа, родителей, как любит все выпуски своего детского театра, студентов академии, которым преподает, так любит она и все свои театральные роли – прошлые и настоящие. Для нее нет ничего проходного. Она с равным удовольствием играет сегодня у режиссера Адольфа Шапиро как эпизодическую роль мороженщицы в «Вине из одуванчиков» по Бредбери, так и главную женскую роль - Гонерилью в «Короле Лира» Шекспира. Любит свою Бабариху в «Сказке о царе Салтане» и Соню в спектакле «Леший» (номинанта на «Золотую маску») по Чехову режиссера Ивана Латышева – эти два спектакля уже не идут, но они, по признанию актрисы, присутствуют в ее жизни – как некая точка отсчета, высоко поднятая планка.
Ее Жонка в спектакле «Плыл кораблик белопарусный» по северным сказам Бориса Шергина (режиссер Мария Критская) - будто укутана, выпестована сердечным теплом Карленко. Она там и сурова, и добра сразу, и говорит-то по-северному, как настоящая жительница поморских селений.
Варенька Ольги Карленко в «Человеке в футляре» в постановке Георгия Васильева совершенно особенная, чудная, смешная, наивная. И как удивительно точно она не то, что преображается, а будто перетекает в состояние других чеховских героинь, которых играет в этом спектакле: Мавры, Городской сумасшедшей. Состояние отрешенного от других мира прекрасно удается Ольге Карленко.
Вот этим построением своего особого возвышенного романтического мира, кажется, прежде всего, и занята сама актриса, при всей ее общительности и экстравертности, при всей, казалось бы, открытой веселости. При этом ей совершенно не требуется сверкать одиночной звездой, но важно быть вовлеченной в общую атмосферу. Потому так любит актриса выходить даже в массовке в спектакле по Ершову «Конек-горбунок». Это визитная карточка ТЮЗа, в разных постановках и интерпретациях спектакль существует уже почти столетие! Не только Ольга, вся труппа почитает за честь участвовать в «Коньке-горбунке».
Ольга говорит, что все, что может актер получить в своей профессии, он может взять сегодня в Санкт-Петербургском Театре юных зрителей. Здесь еще со времен Александра Брянцева, потом Зиновия Корогодского существовала традиция (и она сохранилась) внимательно относиться к студийцам, к молодым актерам, бережно вводить их на роли в спектакли, прививать навыки, объяснять, пестовать. Здесь старшие не кичились перед младшими, не существовало деления на звезд и актеров эпизода. Здесь все равны. C приходом в театр художественного руководителя проектов, профессора Адольфа Шапиро в ТЮЗе стало появляться больше экспериментальных постановок, сюда зовут режиссеров молодых и дерзких, креативных и ярких. Ольге Карленко по душе возможность погрузиться в совершенно разную стилистику постановщиков и сценографов, нравится ощущать театр как постоянный поиск и допинг.
Ольге приходится нередко играть по два, а то и по три спектакля в день. Детям, которые ждут зажигательных моментов, готовых взорваться одобрительным хохотом, восторженными аплодисментами, ей не жалко отдавать силы и энергию. Чудесным образом это все возвращается обратно, жизнь на сцене – как сообщающиеся сосуды с залом.
Ее кумир – Фаина Раневская. Когда Ольга играла влюбчивую Брюкман в детском спектакле «Неделя полная суббот» режиссера Леонида Белова, в антракте осветитель ей одобрительно говорил: «Ну, ты прямо как Раневская». И Ольга еще больше старалась. Ей очень нравится, если роль позволяет - смешить. Смешить других было ее любимым занятием с детства.
Когда режиссер Екатерина Максимова приступала к постановке на сцене ТЮЗа спектакля «Чудеса в Моми-доме», сомнений не оставалось: на роль мамы она пригласит Карленко. Уютность, умение создать атмосферу веселья – одно из удивительных умений актрисы. Дети сразу считывают знакомый образ мамы, безоговорочно принимая его, доверяясь ему и радуясь тому, что мама способна понять характер маленького непослушного шалунишки. Ведь на нарядном мамином пальто, как и на папином, когда персонажи оборачиваются спиной к залу, оказывается, болтаются забавные кошачьи хвосты. Значит, мама умеет и любит играть, просто не всегда признается в этом!
Карленко заводная и азартная. В спектакле «Маленькие трагедии» режиссер Руслан Кудашов предложил ей небольшую роль Мери. Тоскующая женская душа! Ольге пришла в голову мысль запеть, и не просто так, а перебирая струны арфы. С этим она и прибежала к режиссеру, и обрадовалась, что идея воспринята, поддержана. Арфу достали, и номер был сделан: в исполнении Карленко печальная средневековая песня добавила особого колорита сцене. Выход Мери на сцену на фоне выплывающей лодки, получился волшебным и романтичным. Карленко уверена, что спектакль у Кудашова получился гениальный, и зритель еще по достоинству оценит его.
Карленко умеет радоваться за коллег и влюбляться в те постановки, где даже она вовсе не занята. Горячо отзывается Ольга о спектакле Александра Баргмана «Смешные поневоле», поставленном в «Приюте комедианта». Много раз ходила как зритель на тюзовский мюзикл «Ленька Пантелеев» в постановке Максима Диденко и Николая Дрейдена, где ее подкупает энергия, ритм, работа слаженной команды, радость и азарт, с которыми все артисты выходят на сцену.
Обожая театр, Ольга, тем не менее, понимает, что в жизни главная ценность – это человеческие взаимоотношения, - возможно, это понимание пришло к ней еще в детстве, когда из жизни ушла мама. И еще во всем необходимо творчество, в любой мелочи, главное, чтобы это радовало и увлекало. А в творчестве одним из самых важных пунктов ее биографии остаются занятия в детской студии «Театр-класс». Ольга влюблена в своих маленьких воспитанников, с упоением репетирует с ними пушкинскую лирику, ставит этюды, взятые из их собственной жизни, вместе с ними фантазирует, проживает состояния, не считаясь со временем и усталостью, и вот уже который год воспитанники студии показывают на профессиональных театральных сценах свой коронный спектакль «Летят по небу шарики». Ольга благодарна родному ТЮЗу, что сегодня, когда студии отказали в помещении из-за аварийности здания, детей приютили здесь, в театре. Это добавило ощущения дома-семьи.
Как у всякой актрисы, у Ольги есть мечта. Нет, не о большем признании у зрителя, для этого, говорит актриса, у нее не хватает тщеславия, а о том, чего еще не случилось у нее на сцене: музыкально-танцевального спектакля. А еще как у педагога есть огромное желание поставить в детской студии спектакль о Петербурге, а со своими студентами осуществить постановку-клоунаду с серьезным драматическим подтекстом. «Если я об этом часто думаю, и сердце по этому поводу учащенно бьется, значит, это когда-нибудь случится», - говорит Ольга Карленко.
Елена Добрякова
Фото Стаса Левшина
Upd: 26.11.2015, 14:12. Исправление опечаток.