К истории одной неочевидной диверсии
Надпись эта, выполненная художником Михаилом Павловичем Смородкиным и растиражированная многомиллионным тиражом на обложках школьных, разошлась в дни Большого террора. Этот завуалированный призыв является важным документом эпохи, когда протест и представления о нём принимали самые необычные формы, между тем как правда и действительное отношение мыслящих людей к Сталину и к партии скрывались за семью печатями…
Валерий Писигин, писатель, исследователь англо-американской музыки, живущий в Ауре (Финляндия), опубликовал на своём сайте очерк о М.П.Смородкине.
<...>
Секретарю Ц.К. В.К.П.(б)
товарищу СТАЛИНУ.
от « » декабря 1937 г.
Произведенным расследованием о выпуске трестом школьных и письменных принадлежностей Наркомместпрома РСФСР ученических тетрадей с обложками, в которых имеются контр-революционные искажения, установлено:
1. Художники СМОРОДКИН и МАЛЕВИЧ, выполняя штриховые рисунки с репродукций картин художников ВАСНЕЦОВА, КРАМСКОГО, РЕПИНА и АЙВАЗОВСКОГО, умышленно внесли в эти рисунки изменения, что привело к контр-революционному искажению рисунков, а именно:
а) в рисунке с картины ВАСНЕЦОВА «Песнь о вещем Олеге» СМОРОДКИН нанес изменения рисунка колец на ножке меча и рисунка ремешков обуви Олега. В результате получился контр-революционный лозунг — «Долой ВКП»;
б) при изготовлении штрихового рисунка с картины РЕПИНА и АЙВАЗОВСКОГО «Пушкин у моря» на лице ПУШКИНА СМОРОДКИНЫМ нарисована свастика;
в) штриховой рисунок с картины художника КРАМСКОГО «У лукоморья дуб зеленый» делал художник МАЛЕВИЧ, который у воинов, лежащих на земле, нарисовал красноармейские шлемы и произвольно изобразил вместо четырех воинов — 6;
г) свастика на безымянном пальце ПУШКИНА, в рисунке с картины художника ТРОПИНИНА «Портрет ПУШКИНА», нанесена уже при печатании в типо-литографии «Рабочая Пенза» на готовое клише;
2. Несмотря на явное контр-революционное искажение в рисунках, они все же были одобрены к печати ВОЛИНЫМ и были завизированы уполномоченным Главлита БУДАНОВЫМ.
3. Клише изготовлялись в цинкографии «Правда» и разосланы 12-ти типографиям Наркомместпрома и 4-м бумажным фабрикам Наркомлеса.
4. Печатание обложек с этими клише производили с февраля по сентябрь 1937 года. Общий тираж выпуска составляет около 200 миллионов тетрадей (в этот тираж входит вся серия тетрадей, выпущенных к пушкинскому юбилею).
Наши мероприятия:
1. Из всех типографий, печатавших тетрадные обложки с контр-революционными искажениями, изымается клише.
2. Арестовываем основного виновника контр-революционных искажений СМОРОДКИНА Михаила Павловича, 1908 г. рождения, беспартийного.
3. Пензенский Горотдел проводит расследование по типо-литографии «Рабочая Пенза».
В силу того, что по сообщениям ряда УНКВД имеются в продаже такие тетради (в миллионах экземпляров), просим разрешить вопрос о дальнейшей продаже тетрадей, имеющих об-ложки с контрреволюционными искажениями.
Зам. народного комиссара
внутренних дел Союза ССР — (БЕЛЬСКИЙ)
Этот самый Бельский, Лев Николаевич, известен как один из организаторов Большого террора, который он скромно называет «наши мероприятия». Его доклад – источник хоть и горький, трагичный, зато точный и для историков наилучший. Мы заимствовали его из готовящейся к печати книги историка Павла Нерлера «”На вершок бы мне синего моря…”: Осип Мандельштам и его солагерники». Многое можно почерпнуть из доклада замминистра. Налицо масштаб «диверсии»: общий тираж выпуска составляет около 200 миллионов тетрадей! Дело держал на контроле не кто-нибудь, а сам Сталин, коль скоро именно ему, минуя наркома, докладывал заместитель пресловутого Ежова. Выявлен и период действия диверсантов: с февраля по сентябрь 1937 года. То есть семь или восемь месяцев! И эти же сроки указывают на бездействие местных энкавэдэшных, партийных и прочих ответработников, не видевших (скорее, не желавших видеть!) у себя под боком очевидную диверсию… Из документа следует, что центр диверсионной работы находился в Пензе в типолитографии «Рабочая Пенза», что «клише изготовлялись в цинкографии «Правда» и разосланы 12-ти типографиям Наркомместпрома и 4-м бумажным фабрикам Наркомлеса… Названы и имена соучастников преступления. Наконец, в документе упомянуты главные виновники – художники Смородкин и Малевич, ― причем, как уточнено замнаркомом, «основным виновником контр-революционных искажений» является Михаил Павлович Смородкин…
<...>
В одной из глав уже упомянутой книги Нерлера о солагерниках Осипа Мандельштама рассказывается в том числе и о художнике М.П.Смородкине.
Он родился 3 июня 1908 года. В тридцатые закончил Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) в Москве и в 1937 году работал художником в издательстве «Сельхозгиз». В том же году участвовал в оформлении школьных тетрадей с символикой, посвященной А.С.Пушкину. Поскольку в докладе Бельского указано, что «печатание обложек с этими клише производили с февраля по сентябрь 1937 года», можно предположить, что Смородкин начал заниматься оформлением тетрадей в самом начале 1937 года или даже в конце 1936-го. Далее сообщается, что художник был арестован в 1938 году, этапирован во Владивосток, причём в одном эшелоне с ним везли Осипа Мандельштама и знакомого студента Константина Хитрова (1914 года рождения), с чьим старшим братом Смородкин учился во ВХУТЕМАСе. Сообщается также, что к 1941 году Михаил Смородкин находился в лагерях на Алтае, где после обморожения заболел воспалением легких и лишился части левой, обмороженной, ступни, после чего был отправлен в Мариинск. Хотя всю последующую жизнь он сильно хромал и ходил всегда с палкой, в лагерях Смородкин не пропал и, по-видимому, даже рисовал, поскольку в феврале 1945 года участвовал в 6-й краевой выставке в Барнауле, посвященной 27-й годовщине Красной армии, а в 1946 году, находясь в ссылке в Бийске, был художником местного драматического театра.
В 1955 году Смородкин работал главным художником Государственного русского драматического театра им. Ленинского комсомола Белоруссии, а с 1957 года являлся главным художником Калининградского областного драматического театра.
Умер Михаил Павлович 3 сентября 1974 года и был похоронен на Калининградском городском кладбище. В театре его еще долго вспоминали, а в 1998 году – к 90-летию со дня рождения – провели вечер его памяти.
Такая вот жизнь, на полстраницы! И поглядите, какое у него лицо, какие глаза!..
<...>
Для Вячеслава Петровича Нечаева, показавшего мне когда-то эту ветхую тетрадную обложку, всё было столь же очевидным, как и для замнаркома НКВД со товарищи: художник действительно зашифровал в своем графическом рисунке лозунг «ДОЛОЙ ВКП!». Только Вячеслав Петрович видел в этом не акт измены и предательства, а гражданский подвиг и зримое доказательство того, что мыслящие люди даже в самое жестокое и беспросветное время не теряли главного, что отличает человека от животного, – достоинства. И мысль об этом, и бережно хранимые обложки школьных тетрадок с пушкинскими строками, настрого запрещенных даже не к показу – к упоминанию! – сильнейший аргумент и стимул к выживанию в самые худшие и мрачные годы.
Нет, нет, Михаил Павлович! Вы трудились и жили не напрасно и вовсе не напрасно страдали и мучились на этапах, в тюрьмах, лагерях, на поселениях… И верно докладывал о Вас замнарком самому Сталину о том, что это Вы были «основным виновником контр-революционных искажений», разошедшихся по несчастной стране в двухстах миллионах экземплярах. А на самом деле именно Вы в дни столетия гибели Пушкина и в дни более поздние оставались его наивернейшим, наилучшим другом, отчасти даже его спасителем, потому что, глядя на обложку школьной тетрадки с известным Вам сюжетом, всякому отважному, еще не простреленному пулей сердцу и каждому свободному, пусть и находящемуся в клетке разуму за словосочетанием «Долой ВКП!» слышался ещё и непреходящий пушкинский вопрос:
Полный текст очерка Валерия Писигина