01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Лица

Демократическая горизонталь

Вы здесь: Главная / Лица / Колонки / Юрий Вдовин / Демократическая горизонталь

Демократическая горизонталь

Автор: Юрий Вдовин — Дата создания: 17.12.2015 — Последние изменение: 17.12.2015 Когита!ру
Юрий Вдовин о вертикали власти в России и демократической горизонтали у северных соседей в Финляндии.

Мы в России живем под вертикалью власти. Под вертикалью власти все признаки демократии носят имитационный характер. Нет никаких реальных признаков демократии. Конституция перешла, по меткому определению журналиста Бориса Вишневского, в разряд фантастической литературы. Еще в 2004 году «Новая газета» выпустила брошюру с текстом Конституции РФ, где жирным курсивом были выделены те положения Конституции, которые не выполняются. Тогда уже в глазах рябило от почерневшей Конституции. Похоже, сейчас такое издание при повторе просто стало бы все напечатанное жирным курсивом… 

Мы живем под вертикалью власти, сдобренной жутким мракобесием, замешанным на православии и мифических традициях, которые с помощью пропагандистского давления на электорат (населения уже почти не осталось!) превращает страну во что-то очень стремящееся к идеалу – Северной Корее. 

А вот наш северный сосед – бывшая колония Российской империи – Финляндия, живет под демократической горизонталью. При этом в рамках Европейского Союза сохраняет и свою ярко выраженную национальную идентичность, и хранит какие-то дорогие для населения традиции.  

Финляндия еще в Рамках Российской империи пыталась создать парламент, но кажется, Александр II не разрешил. Создан был парламент в Финляндии в 1906 году, и так с того времени в Финляндии развивалась демократия, а с 1917 года Финляндия обрела независимость, и развивалась, опираясь уже на европейские традиции и практику.  

Демократии не стандартизованы. Есть только обязательный набор признаков демократии. Свобода слова и информации, независимость СМИ от власти, разделение властей, конкуренция идей, сменяемость власти по установленным процедурам. Все остальное может различаться, опираясь на традиции и особенности конкретного социума. В Великобритании, например, вообще нет Конституции. Демократическая страна, или нет? А в Финляндии нет Конституционного суда. В парламенте Финляндии на население, соизмеримое с населением Санкт-Петербурга, 200 депутатов. И эти депутаты абсолютно независимы от исполнительной власти. В Санкт-Петербурге – 50, и они хорошо контролируются исполнительной властью, как во всей России - от федерального парламента до муниципального уровня. Над 50-ю депутатами значительно легче установить контроль и обеспечить их послушание. Правда, в нашем городе чуть лучше – есть несколько депутатов от партии «Яблоко». 

Депутаты парламента Финляндии имеют право законодательной инициативы, но  за все время по их инициативе было принято всего 2 закона. Имеют право законодательной инициативы простые граждане. В Финляндии не электорат, а граждане. Так вот, если граждане соберут 50 тысяч подписей – могут выступить с законодательной инициативой.  Таких проектов было четыре. А законопроекты пишут министерства и чиновники. Эти законопроекты поступают в Административную и Конституционную комиссии парламента  и в профильные комитеты и комиссии. Там они подвергаются всевозможным экспертизам с привлечением самого широкого круга экспертов и специалистов. Цель этих  рассмотрений – определить пригодность для использования и оценки, не нанесут ли эти законы вреда гражданам Финляндии. И только после всех этих процедур законопроекты  поступают в Административную комиссию парламента, где готовится окончательное представление законопроекта со всеми экспертизами и заключениями в повестку дня для рассмотрения. В Административной комиссии есть представители всех парламентских фракций, а председатель комиссии сменяемый – постепенно председателем будет каждый член комиссии. Сейчас председательствует представитель партии «Истинные финны». Есть в парламенте и такая националистическая партия. Заместитель спикера парламента – он же секретарь Административной комиссии занимает эту должность 25 лет.  

Принятие закона в финском парламенте –  достаточно длительный и тщательный процесс, поэтому финское законодательство достаточно совершенное и ориентировано на реализацию прав и законных интересов граждан Законопроекты подробно обсуждаются и проходят три слушания.  

О принятии закона в день внесения законопроекта сразу в трех чтениях просто невозможно даже подумать.   

Все заседания парламента транслируются он-лайн в Интернете. Голосовать за отсутствующих депутатов, естественно,  нельзя. Отсутствующих депутатов, как правило, и не бывает. Неучастие в работе парламентария влияет на его выборную судьбу и на эффективность работы фракции, в которой депутат состоит.  

Парламент формирует правительство. Правительство не может быть сформировано одной партией – только коалиционным образом. Как правило, правительство формируется из 3-х - 4-х  партий. Состав правительства должен быть одобрен всем парламентом.  

Министры, как правило, выбираются из парламентариев. Ну, естественно, есть обязательный парламентский час – как правило, по вторникам, с участием всех парламентариев в 14 часов, а в 16 – вопросы и ответы. 

Разделение властей – реальное. Никому в голову не приходит, что суд будет руководствоваться политическими или еще какими-то  соображениями.  

И все в Финляндии происходит при широчайшем и независимом освещении в СМИ. В Финляндии граждане доверяют СМИ. Как в большинстве демократических  стран, в Финляндии с 1957 года работает общественное телерадиовещание Юлис-радио. Эта компания имеет пять телеканалов – основной общественно-политический, детский, культурный, на шведском языке и спортивный. У основного канала есть 20 региональных редакций, которые имеют свое время в регионах. Есть еще радиостанции общественного вещания. Ну, и естественно, частное ТВ и радио. Есть русскоязычная радиостанция «Спутник», русскоязычная газета «Спектр», русскоязычные 5 минут на основном ТВ канале и русскоязычный сайт на сайте Юлис-радио 

Все население Финляндии платит налог на телерадиовещание.  Налог платят от годового дохода, начиная с тех, кто зарабатывает более 8000 евро – от 50 евро в год, но не более 300 евро.  Это исключает хоть какое-то вмешательство в информационную политику телерадиовещания с любой стороны – хоть от правительства, хоть от парламента, хоть от бизнеса. Таких безумных пропагандистских компаний, изящно именуемых у нас информационными войнами, как в наших холопских по отношению к властям СМИ, просто невозможно себе представить.  Такого просто не может быть в стране с реальной свободой слова.  

А перед зданием Телекомпании стоит памятник жертве зомбо-ящика. Это чтоб по дороге на работу сотрудники компании понимали свою ответственность перед гражданами и не превращали их в бездумных обывателей.  

А для рассмотрения возможных конфликтов в Финляндии есть Совет по публичному слову. Это что-то вроде нашей Общественной коллегии  по жалобам на прессу при Союзе журналистов РФ.  

Союз журналистов Финляндии – это скорее профсоюз журналистов, существует с 1921 года.   В настоящее время 12000 журналистов и примерно 3000 фриланс. В том числе и вышедшие на пенсию журналисты. Их примерно 3500 человек. И еще примерно 1000 студентов, которые учатся на журналистов.  

Основная часть работы Союза журналистов - это защита прав журналистов перед работодателями – контракты, договора, где подробно все прорабатывается под контролем Союза. В аппарате СЖ работает 25 человек, включая нескольких высококлассных юристов по трудовому праву. Журналисты платят 1,4% от заработка. Фриланс – 1%, но не получают пособия по безработице в случае потери работы. Но времена трудные. 7,4% журналистов без работы. Ежегодно исчезает 200-350 рабочих мест в журналистике. За последние 10 лет исчезло примерно 10% рабочих мест. Причины – и экономические трудности, и новые информационные технологии, которые  приводят к росту производительности труда журналистов.  

Основные политические дебаты и споры разворачиваются, однако, не на ТВ, а в печатной прессе. А в современном доме прессы – здание по назначению что-то вроде нашего Лениздата, где располагаются основные редакции, издательские конторы и т.п. Здание современное, огромный холл, в центре которого небольшой амфитеатр, мест на 300. Там раз в две-три недели устраиваются встречи представителей СМИ с гражданами. Вот удалось присутствовать на встрече с названием «Чего боятся журналисты». Это в связи с тем, что Финляндия столкнулась с проблемой беженцев и мигрантов. Разные СМИ по разному отражают ситуацию, и граждане по разному реагируют на ситуацию и публикации в СМИ. И журналистов в связи с этим пугают. Грозятся засудить, как-то оказывают давление в соцсетях, в письмах в редакции, по телефону. Но, слава богу, пока еще не избивали и не убивали журналистов. На встрече выступали представители телевидения, радио, газет, представитель полиции, адвокат, социолог. Ведут эти встречи популярные телеведущие. После выступлений и обмена мнениями начинаются вопросы от публики, которая постепенно заполнила все места, и даже стояли. Вход свободный, хотя есть и пара секьюрити.  

Независимые и свободные СМИ – важнейшее условие демократии в Финляндии. А демократия обеспечивает и уверенное экономическое развитие общества. Разница в уровне жизни Финляндии и равновеликого Санкт-Петербурга очевидна. Бюджет демократической Финляндии в 10 раз больше бюджета Санкт-Петербурга с вертикалью власти. ВВП на душу населения выше петербургского почти в два раза – 40347 долларов против примерно 24000 долларов.  

Есть ли трудности в современной Финляндии? Да, и серьезные. Кризис не обошел нашего северного соседа, упало производство в этом году, выросла безработица, вносит свой вклад и проблема беженцев и мигрантов, упал поток туристов из России, что было серьезной добавкой в доходной части бюджета. Но все эти проблемы являются предметом тщательнейшего внимания и во властных структурах, и в СМИ, и в различных экспертных сообществах, и на международном уровне, что в целом создает предпосылки к поиску разумных организационных, политических и экономических шагов к преодолению кризисных явлений. Горизонтальная демократия в отличие от вертикали власти имеет перспективу, и уже многократно доказала жизненность демократических систем и способность преодолевать сложности на основе консенсуса в обществе.   

Кризис в России развивается куда более безнадежно. Под пропагандистские лозунге о том, что у нас вот-вот все будет хорошо, мол, происходит каждый день отскок от дна, нефть вот-вот подорожает…  Мы ввязались в какие-то непонятные разорительные войны и проекты, которые усугубляют экономическую ситуацию, и хотя, опять же по меткому выражению журналиста и депутата Санкт-Петербургского ЗАКСА Бориса Вишневского, партия телевизора пока выигрывает у партии холодильника. Надолго ли?  

Вот администрация нашей вертикали готовит к 2016 году новую версию Доктрины информационной безопасности. Доктрина версии 2000 года ориентировала на всемерное укрепление государственных СМИ, институт которых характерен исключительно для диктаторских режимов. Ни в одной стране Совета Европы нет государственных СМИ. Нет их ни в США, ни в Канаде, ни в Австралии, ни в Новой Зеландии. Есть в России и в Белоруси, в Северной Корее, Китае, в наших среднеазиатских деспотиях и большинстве мусульманских стран. А вот в новой доктрине разрабатываются методы и способы контроля над интернетом, который очень раздражает нашу вертикальную власть. Там пока сохраняется относительная свобода слова.  

Потому жизнь в демократической Финляндии более или менее комфортна и удобна. В Хельсинки прекрасный общественный транспорт, отлично организовано движение транспорта по городу, Да, трудности с парковками в центре. Но предрождественское украшение города радует глаз, люди заполняют магазины и активно делают закупки к празднику, детишек не оторвать от сказочных рождественских витрин универмагов… 

А в России? За прошедшие 15 лет в законодательство внесено около 200 (!) поправок к законам, так или иначе регулирующих деятельность СМИ. И, как правило, все эти поправки ужесточили всякие нормы запретительного характера. Это нас уводит от демократии еще дальше. А без демократии – нет, и не будет благополучия, процветания и радости в стране.

comments powered by Disqus