Юрий Вдовин. Размышление об ответственности народа за действия своих правителей
ЕСТЬ ЛИ В МИРЕ КОЛЛЕКТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?
Меня с детства долго мучил вопрос, как так получилось, что культурная и образованная Германия превратилась в тридцатых годах прошлого века в чудовищного монстра, ввергнувшего человечество в невиданную по масштабам бойню. Позже мне показалось, что, найдя ответ на этот вопрос, я смогу понять, почему СССР стал такой чудовищной преступной страной, и кто виноват во всем этом.
Естественно, думать об ответственности всех жителей многострадальной страны и своей лично мне, что называется, и в голову не приходило. Виноват кто-то или что-то. И уж не я, во всяком случае.
Ответа я не находил, пока вскоре после громкого суда над Даниэлем и Синявским в 1966-м году, мне в руки не попал тамиздатовский сборник их произведений. Читать такие книги приходилось очень быстро – надо было кому-то передавать, но, тем не менее, за отпущенную ночь я все прочитал, а осмысливать прочитанное приходилось уже без книги. И тогда я понял, что нашел ответ на мучивший меня вопрос, почему культурная и образованная Германия превратилась в историческое чудовище. Помог мне в этом рассказ или новелла Юлия Даниеля «Искупление». Сюжет прост: успешный по советским меркам времен хрущевской оттепели герой рассказа неожиданно обвиняется кругом людей, мнением которых он дорожит, в стукачестве во времена сталинских репрессий. Но стукачом он не был! А один пожилой человек ему объяснил, что наказания без вины не бывает. Те, кто попал в лагерь якобы по его доносу, виноваты в том, что знали и понимали, что происходит в стране, и понесли наказание за бездействие, а герой рассказа несет ответственность за свое бездействие теперь, просто позже…
Конечно, может быть, все это и не так. В действительности все значительно сложнее и без иррациональности, скорее в режиме случайностей или вероятностей, но все-таки какие-то механизмы коллективной ответственности за происходящее в стране и мире работают. «Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает» сказал прижившуюся во всем мире фразу как истину Жозеф Мари де Местр, французский консервативный мыслитель и роялистский государственный деятель (1754-1821).
Членство в национал-социалистической рабочей партии Германии было добровольным? Или принудительным? А в ВКП(б) – КПСС? В КПСС так в НИИ и КБ очереди стояли. Норма на интеллигенцию была. И оправдания у соискателей партбилетов были: партия, конечно, дерьмо, но – начальником лаборатории не поставят, диссертацию не защитить, в командировку в вожделенную заграницу (в ГДР или Болгарию!) не пустят. Некоторые рассказывали, что будут расшатывать партию изнутри. Они, что ли, расшатали?
Для большинства людей, как и для героя «Искупления», самыми важными являются оценки ближнего круга своего общения. Семья, друзья, соседи, коллеги по работе, какие-то единомышленники. И вот вступает добропорядочный бюргер в НСДАП, и почти все в Германии понимали, особенно в начале гитлеровского режима, что это, как минимум, неприлично. Но вот мой друг Ганс – приличный человек. Он ничего плохого себе в этой партии не позволит. И вообще приличные люди улучшат эту партию. И Ганса в ближнем кругу никто не осуждал, ему не было стыдно, а эволюция партии и членов этой партии шла свои путем, и до чего они вместе дошли – мы теперь знаем. И немецкий народ жестоко расплатился за свой конформизм.
Ведь аналогично было и с КПСС. Думаю, с «Единой Россией» и всякими «нашими» происходит то же самое. Мы их не презираем, подаем руку, принимаем у себя в доме. А не надо бы, ох, не надо бы!
Все это называется конформизмом, за который никого не судят, но за который есть коллективная ответственность в виде судьбы населения и страны в целом.
Я скажу кощунственную вещь: кровь и гибель людей на Ближнем Востоке в какой-то степени расплата населения за конформизм и согласие с человеконенавистническими идеями, которые не встречают сопротивления у того самого населения.
Очень часто рассказывают, что ислам очень гуманная религия, очень толерантная. Но рассказывают это почему-то европейцам, а не тем фанатам от ислама, которые мечтают весь мир превратить в громадный халифат, ликвидировав всех, кто с этим не согласен – всяких «неверных», христиан, иудеев. Я человек нерелигиозный, но ощущение какой-то жестокой несправедливости одолело меня в Стамбуле, когда я увидел еще константинопольские православные храмы, превращенные в мечети. А сколько крови при этом пролили гуманные мусульмане-завоеватели, уничтожая неверных.
Вспомните, свастика пришла в Европу из арабского мира. Было странно в узорах самаркандских медресе видеть свастику. Ну, думалось, фашисты заимствовали и испоганили символ. Может и так, но, безусловно, какая-то идеологическая сродственность между фашизмом и арабским антисемитизмом есть. Идеи арийского превосходства нашли горячий отклик у арабского антисемитизма, и когда кончилась вторая мировая война, радовался весь мир, но не арабский мусульманский мир. Идея избавления мира от евреев не была доведена до желательного им результата. Более того, было создано еврейское государство, что усугубило их ненависть к евреям, американцам и европейцам.
Мне очень страшно и больно осознавать, что сейчас гибнут, как постоянно подчеркивается, мирные люди в Ливане, в секторе Газа и, заметим, в Израиле. Да, но они терпели какие-то очевидные недобросовенности и несправедивости в своих странах, у своих вождей. Они мирятся с национальной и религиозной ненавистью и нетерпимостью, у многих это стало естественным состоянием. Наверное, это в какой-то степени относится и к Израилю, но там это скорее следствие постоянной злобности окружающих их стран, не желающих смириться с самим фактом существования еврейского государства.
А еще я не могу забыть телевизионного кадра из какой-то арабской страны 11 сентября (не из Бейрута ли?), когда жители этой страны впадали в радостное неистовство по случаю гибели огромного количества мирных американцев от рук арабских террористов, захвативших самолеты и направивших их на убийство мирных людей.
Но может быть гибель мирных ливанцев и есть та цена, которую платит ливанский народ за свою ненависть к евреям вообще и за поддержку террористической организации Хезболлах? Ведь именно Хезболлах начал обстреливать Израиль ракетами до начала военных действий Израилем! А бесчисленные теракты в Израиле – и в ресторанах, и в дискотеках, и на улицах? Там ведь тоже гибли мирные люди.
Я никого не хочу обвинить. Видимо, я тоже виноват, как все, а может и больше. Я хочу, чтобы мы все перечитали замечательный философский рассказ-притчу Юлия Даниэля «Искупление» и подумали бы все вместе – правильно ли мы живем? Все ли мы делаем, чтобы жить лучше, всегда ли мы честны. И не зря ли мы доверяем нашим властям так, что они могут делать то, что хотят, не обращая на нас никакого внимания.
Давайте подумаем, почему в России не приживается демократия, а вместо нее нам подсовывают какие-то суррогаты типа то социалистической, то управляемой, а теперь вот какой-то суверенной демократии. Главное, что в них – этих суррогатах – нет основных признаков демократии – нет задачи обеспечения прав человека, нет свободы слова и информации, нет подконтрольности властей своему народу, нет реальных партий и выборов, и есть колоссальное монопропагандистское пространство, характерное исключительно для тоталитарных режимов. И мы покорно со всем этим соглашаемся, хотя всем ясно – в России осуществлен демонтаж демократии и восстанавливается диктаторский режим.
Конечно, большинство населения этого не создавало, и как бы и не виновато в этом, но оно спокойно относится к тому, как власть отбирает у нас свободы и деформирует наше сознание. И расплата за это неизбежна. Неужели мы всерьез думаем, что для нас это пройдет безнаказанно? Первое наказание мы уже имеем: страна живет бедно и убого, с дефицитом денег у большинства населения и с крепким застоем в хозяйственной жизни страны, чреватой еще большими проблемами в социально-экономической сфере, а за ними могут последовать и иные беды.
Неужели прошедший XX век так ничему и не научил нас?
Ю. Вдовин, 2006