01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Лица

Проблема отца Григория в свете Вертикали и с точки зрения безбожника

Вы здесь: Главная / Лица / Мнения и комментарии / Проблема отца Григория в свете Вертикали и с точки зрения безбожника

Проблема отца Григория в свете Вертикали и с точки зрения безбожника

Автор: Сергей Митрофанов — Дата создания: 27.03.2010 — Последние изменение: 27.03.2010
Участники: Фото: http://hgr.livejournal.com/
Полит.ру
Не пора ли вообще перестать решать проблемы гражданского общества, а тем более веры (в несколько иной коннотации – совести) с помощью привычных доносов, провокаций, ОМОНа, пиара, заказов, Центра «Э»? И начать хотя бы с того – чтобы отстать от отца Григория...
Первоисточник

 

Мне не стыдно признаться, что я – неверующий.

Верить в рай и загробную жизнь трудно, пройдя пионерию, комсомол и наш советский институт. Однако в советское время я довольно сочувственно относился к служителям культа, которых советская власть гнобила так же упорно, как и диссидентов. Потом многое переменилось, диссиденты как были остались диссидентами, а мистический культ органично влился в  культ политический. И тут возникла любопытная даже для меня неверующего проблема, когда новая власть – симбиоз лицензированных попов и бизнесменов при содействии, говоря религиозном языком, Кесаря, то есть светского полицейского – принялась отличать истинное вероучение от неистинного, ложные предметы культа от не ложных.

Повторюсь, для меня, как прожженного материалиста (надеюсь, их еще осталось и их права тоже охраняет Конституция), на самом деле, все религиозные реликвии – ложные. Поскольку им приписываемые мистические свойства, с моей точки зрения материалиста и инженера, им не могут никак соответствовать. Или, вернее, все они - истинные, насколько они истинны в хоть чьих-то глазах, глазах верующего. Точно так же и выражение «для меня это место святое» для меня абсолютно справедливо и неопровержимо, поскольку идет от конкретного персонифицированного заявления. То есть, на мой взгляд, либо вообще нет ничего святого, либо святое все то, что кем-то считается святым. Я – демократ.

Поэтому, вопросы духа для меня – это вопросы свободных людей в том виде, как они сами их понимают. Иначе не получается. Истинная церковь – это клуб, а истинный поп – неформал в принципе. Что, собственно, идет от основ. Ведь, насколько я знаю, и первопретензии к самому главному человеку нашей, а так же и родственной ей европейской официальной религии, в том и заключались, что изначально он был никому не известным сыном плотника.

Не получивший официального религиозного образования и начавший несанкционированное проповедование в свободном клубе своих учеников, он был жестоко наказан тогдашним государством, что теперь превратилось в символ противоположного смысла. Еще более важно, что в религиозной истории человечества он заложил традицию, в том числе и апеллирования к умозрительной, а не только полицейской инстанции, что ценно даже для меня, неверующего материалиста и демократа.

По сути, он сделал то, что про Путина только говорят: «Он обратился к народу поверх голов бюрократии».

Контртрадиция – вопросы веры упаковывать в вертикаль. Ее история кровава и изобилует несправедливостями. На Западе была инквизиция и там уничтожали, например, альбигойцев, а «у нас» одних старообрядцев при Петре I бежало за границу до 10% населения, что в процентном отношении даже больше, чем эмиграции во время национальной катастрофы 1917-1922 гг. Важны, впрочем, не эти банальные для любого историка констатации, сколько факт постоянного скатывания цивилизации на репрессивные рельсы. О чем я, кстати, снова начинаю думать, когда рассматриваю случай о. Григория (Лурье).

В.М.Лурье – личность в интеллигентских кругах известная. Он и ученый, и писатель, и профессор, и издатель. Очень значительные люди говорили про него, что они «ментально ему обязаны». Но есть у В.М.Лурье «пунктик», на мой взгляд, совершенно не опасный. Он по-особому верит в Бога, то есть принадлежит не к РПЦ, а к РПАЦ. Причем, не «самострочно», а вполне институированно - согласно определению Министерства юстиции, его приход до настоящего момента имеет государственную регистрацию как приход РПАЦ (Российской Православной Автономной Церкви).

Хотя и не будем, впрочем, скрывать, что существуют и определенные противоречия между приходом о.Григория и как бы головным офисом РПАЦ по вопросу религиозного толкования, светского государства, однако, совершенно не касающиеся.

Если я правильно понял, о.Григорий относит себя к так называемым имяславцам, которые считают, что Имя Божие и есть Бог, а головной офис расценивает этот идеологический крен как ересь.

С точки зрения любого образованного материалиста данный спор покажется разве что «изыском», служащим исключительно для демонстрации теологического остроумия и знания религиозной литературы, но совсем не изыском он почему-то кажется Центру «Э», к которому и так много нареканий со стороны правозащитных кругов.

И вот в приходе о.Григория начинают происходить совершенно несообразные с проблемой вещи: обыск с ОМОНом с целью изобличения лжесвященников, инспекция мощей – с целью выявления, какие из них истинные, а какие ложные, обвинения в мошенничестве… И появляются слухи, что о. Григория готовят к посадке. И все это сопровождается дикой медийной кампанией, более другого изобличающей политический или коммерческий (тут тайна!) заказ. В кампанию включились «Российская газета» в северо-западном региональном выпуске от 17 марта. "Московский комсомолец" в статье "Отпетые священники". Аналогичные статьи с аналогичными формулировками опубликованы в "Комсомольской правде", "Правде.Ру", "Ленте.Ру", "Фонтанке.Ру", "Городе 812", на лентах ИА "Регнум", "РосБизнесКонсалтинг", РИА "Новости", "Интерфакса" и в десятках других СМИ. Журналисты с радостью проявили свою «компетентность» в теологии.

Вот портал ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, к примеру, так формулирует проблему: «Не известно, кому молились прихожане, отдавая свои деньги, но народ шел в церковь валом, обогащая тем самым злоумышленников. Отсюда возникает второй вопрос. Попали ли в рай души усопших, отпетых «отпетыми» мошенниками?»

Не могу не избежать соблазна успокоить наших милиционеров так: и те, кого отпевали «отпетые мошенники», и те, кого отпевали, на ваш взгляд святые праведники, в рай не попадут. Потому что рая нет, и вы об этом прекрасно знаете. Либо же все попадут куда надо, если рай все-таки есть и на входе его сторожат высшие силы, потому что высшие силы – если верно то, что мы про них слышали - явно не будут заниматься такой ерундой и мстить верующим, даже если они ошиблись с приходом.

Согласно государственной идеологической концепции, семьдесят лет применяемой в нашем государстве, любое отправление культа было в каком-то смысле мошенничеством, а согласно государственной идеологической концепции последних лет, все мистическое реабилитировано без ограничений, а любая вера есть частное и добровольное дело человека . Следовательно, милицейского дела тут никакого нет, а вся ваша риторика, тиражируемая в невзыскательных СМИ – сплошное надувательство.

Резюмирую: а не пора ли вообще перестать решать проблемы гражданского общества, а тем более веры (в несколько иной коннотации – совести) с помощью привычных доносов, провокаций, ОМОНа, пиара, заказов, Центра «Э»? И начать хотя бы с того – чтобы отстать от отца Григория. Ну, верит он, что имя Божие есть Бог, а вы пойдите… в кино.

См. также на Когита!ру:

Культура вместо политики