Размышления о ноябрьских "праздниках" 2013-го
Когита!ру: Что изменилось в риторике и действиях националистически настроенных групп в Петербурге в День народного единства (если Вы это заметили)?
Владимир Ведерников, историк: В русских маршах я никогда не участвовал, и о риторике и поведении митингующих могу судить только по сообщениям средств массовой информации. По всем признакам, уровень агрессии в обществе резко возрос.
Утром, отправляясь на
службу, беру иногда газету "Метро", успевая за 40 минут ознакомиться
с ее основными статьями. 5 ноября в глаза
бросилась фраза: "Кульминацией праздника стало
убийство мигранта в Рыбацком и, по неофициальным данным, Красносельском
районе". Не столь важно, произошла ли гибель людей на бытовой почве (что
вполне возможно), или же стала следствием агрессии, связанной с национальностью
пострадавших. Важно то, что в общественном мнении, которое, как мне кажется,
отражает популярное издание, это трагическое событие названо «кульминацией»
праздника. А ведь праздник, связанный с человеческими жертвами, – это праздник
языческий.
Параллельно читаю статьи Короленко о Мултанском деле. Беря под защиту
несчастных вотяков, обвиненных в ритуальном убийстве, писатель говорит примерно
следующее: вотяки крещены 400 лет назад, живут в окружении русских сел. Неужели
они способны убить человека в качестве жертвы богу? С тех пор прошло 120 лет.
Жертву приносят не в глухом селе, а в "культурной столице". Так неужели надо
доказывать, что, помимо прочего, не хватает просвещения, как светского, так и
религиозного?! Неужели нет людей доброй воли, которые могли бы объединиться протестуя,
как против терроризма, так и против насилия на национальной основе?
Когита!ру: В 1996 году «День Великой Октябрьской социалистической революции» был переименован в «День согласия и примирения» и был выходным днем; в 2005 году он стал обычным рабочим днем. Кто и что сегодня напоминает нам о событиях октября/ноября 1917-го?
Владимир Ведерников, историк: Есть то, что называется памятью генетической. Я внук участника Октябрьской революции, большевика с дореволюционным стажем, сын репрессированного в «юбилейном» 1937 году. Пулково, где я сейчас живу, -- место сражения Красной гвардии с войсками Керенского и Краснова. Гимназия, в которой я преподаю, находится рядом с юнкерским Владимирским училищем, тем самым, которое участвовало в антибольшевистском восстании. Конечно, назвать октябрьские дни «праздником» я не могу. Но и вычеркнуть из исторической памяти эти события нельзя.
Когита!ру: Что бы Вы лично изменили в ноябрьских "праздничных датах", если бы у Вас появилась такая возможность? В каких акциях (ритуалах, мероприятиях, дебатах) вы хотели бы принять участие в эти дни или, возможно, организовать их?
Владимир Ведерников, историк: До конца 21 века 4 ноября для православных будет раздником Казанской иконы Божией Матери. В 21 веке из-за разницы «старого» и «нового» стилей церковный праздник и праздник гражданский (если он еще будет отмечаться) совпадать перестанут.
Для левого спектра российской общественности 7 ноября, несомненно, является знаменательным днем. Но, очевидно, что эти события быть символами гражданского единства не могут. Жаль, что вводя «красные дни календаря», законодатели позабыли о 19 февраля. А ведь в этот день около 20 миллионов крепостных получили свободу, стали «свободными сельскими обывателями»!..
Сейчас приближаются даты, связанные со 100-летием Мировой войны, которая обострила социальные, экономические, политические проблемы Российской империи. Думаю, было бы уместным провести цикл выставок, круглых столов, открытых лекций, посвященных этим памятным событиям. Думаю, что в таком случае станет очевидным, что революция и гражданская война вовсе не были исторической случайностью.
Фото отсюда: "День скорби и непримиримости" (МПИКЦ "Белое дело")
Ранее на Когита!ру: Старые и новые ноябрьские памятные даты в 2013-м