Отряд не заметит потери бойца? Очередной случай смерти призывника российской армии в мирное время
В канун Нового 2011 года в семью Зои и Андрея Склейминых из поселка Комсомольск Троицко-Печорского района Республик Коми пришла дурная весть: скончался их сын Иван. Молодой парень скончался в ночь с 27 на 28 декабря в главном клиническом госпитале ФСБ России города Голицыно Московской области. Официальная причина смерти — гнойный менингит, вызванный менингококковой инфекцией. В главном государственном центре судебно-медицинской и криминалистической экспертиз в Московской области подтвердили предварительную причину смерти от этого заболевания.
Смерть в передовых войсках
В середине ноября 2010 года Иван приступил к службе в танковом батальоне, войсковая часть № 23626 пгт. Клининец-1 Наро-Фоминского района Московской области. Как сообщили родители Ивана, которые в канун нового года забирали тело сына, эта часть входит в Таманскую бригаду. Напомним, что в мае 2010 года на базе расформированной легендарной Таманской мотострелковой дивизии были созданы две мотострелковые бригады. Как известно, Таманская дивизия была создана 8 июля 1940 года в Харькове. В годы войны она воевала в составе Западного, Брянского, Юго-Западного, Южного, Северно-Кавказского, Закавказского, первого Прибалтийского, третьего Белорусского фронтов. А 27 мая Министерство обороны России организовало пресс-тур для блогеров. Им показали 5-ую отдельную мотострелковую бригаду, представленную в качестве самой передовой экспериментальной воинской частью в стране. Родители Ивана были рады узнать, что их сын попал в одну из лучших частей российской армии: ведь там с их сыном точно ничего плохого не произойдет. А 2 января 2011 года они его похоронили. Парень не успел прослужить и двух месяцев.
История болезни
Расследование обстоятельств гибели только началось. Поэтому пока мы можем полагаться только на официальное заключение судебно-медицинской экспертизы, а также на слова матери Ивана Зои Николаевны. С сыном она созванивалась регулярно. 23 ноября он сообщил, что оказался в санчасти с гайморитом: простыл во время присяги. 2 декабря он сказал, что ему стало лучше. Однако уже 7 декабря Иван сообщил, что снова чувствует себя плохо. Фельдшер санчасти поставил диагноз - отит. На вопрос матери, чем его лечат, сын ответил: ушными каплями и борным спиртом. Ссылаясь на слова командиров, Зоя Николаева сообщила, что в декабре его «не гоняли на учения, все время он проводил в казарме».
Дальше все было как в страшном сне. Во время телефонного разговора 22 декабря Иван сказал, что все нормально. Мать, успокоенная уверенным голосом сына, занялась домашними делами, намереваясь позвонить в воскресенье. Именно в то воскресенье 26 декабря из части ей сообщили, что Иван госпитализирован и необходимо как можно скорее приехать. Как выяснилось уже после смерти, в главном клиническом госпитале ФСБ России Иван оказался 24 декабря. На вопрос шокированной женщины о том, почему ей позвонили через два дня, ответа нет. Как нет ответа на вопрос о том, почему командиры части обратились за помощью к врачам и приняли решение о госпитализации уже тогда, когда спасти парня вряд ли было возможно? Почему история болезни, длившаяся целый месяц, закончилась смертью? Как вообще такое может быть в 21 веке, когда не подается лечению только рак и СПИД?
Жизнь до армии
В 2003-м году Иван успешно закончил Комсомольскую среднюю школу. «Это был лучший за всю историю школы выпуск, - вспоминает директор Николай Целищев. - Из 15-ти выпускников десять человек поступили в высшие учебные заведения, и все – на бюджетной основе. Ваня был гордостью класса, умный, начитанный, питал особую любовь к гуманитарным наукам. Он легко поступил в Сыктывкарский государственный университет, и в 2008 году закончил его с красным дипломом по специальности «политолог».
Пять лет мы учились в одной группе. Иван отличался феноменальной памятью, гуманитарные науки давались ему легко. Преподаватели всегда отмечали высокую эрудированность Ивана, отличные аналитические способности. Сокурсники вспоминали, что характер у Ивана был сложный. В то же время более доброго и отзывчивого человека сложно было найти. Он помогал ребятам в подготовке в семинарам и экзаменам, давал ценные рекомендации при написании курсовых и дипломных работ. Научный руководитель поддержал решение выпускника сыктывкарского вуза продолжить обучение в аспирантуре. Такие умные головы науке нужны.
Иван легко поступил на очное отделение аспирантуры Поморского государственного университета и переехал в Архангельск. Однако весной 2010 года Иван принял решение оставить обучение и вернуться домой в поселок Комсомольск. О мотивах такого решения он не распространялся. Лишь однажды в разговоре со мной он признался, что для написания достойной кандидатской диссертации необходима стажировка и сбор материала в одной из Скандинавских стран. Собственных средств на такую поездку у Ивана не было. Родители его — скромные сельские труженики. Ученый Совет Университета тему диссертации одобрил и даже оценил ее как весьма перспективную. Однако необходимой финансовой и организационной поддержки университет талантливому аспиранту не оказал. Заработать самому? Известно, что совмещать серьезную научную деятельность и работу почти невозможно. А стипендии аспирантов представляют собой весьма символические суммы. Иван был нацелен на научную и преподавательскую деятельность, карьера в коммерческих структурах или на государственной службе его не привлекала. Однако жизнь предложила свои варианты.
Реакция общественности Коми
Известие о гибели призывника в Коми получило широкий общественный резонанс. Несмотря на новогодние праздники, жители республики были взбудоражены трагическим известием. Публикацию от 4 января под названием «Простыл во время присяги» за пять дней прочитали более 6000 человек. Позже появились сообщения и в других СМИ региона. Активность интернет-пользователей не ограничилась активным обсуждением конкретной трагедии и ситуации в российской армии в целом. Блогеры Коми 6 января обратились в главе региона Вячеславу Гайзеру с требованием «ответить за свой слова». Дело в том, что 19 ноября на сборном пункте призывников республики в г. Емва Глава сказал следующее: «Просьба у меня к вам одна. Республику не позорьте, северяне всегда служили достойно. Прошу об одном – помните, что вы — самое дорогое для ваших родителей. Если что, дайте республике знать, мы за вас любого порвем».
Действительно ли В. Гайзер принял во внимание требование блогеров, однако 11 ноября он провел специальное совещание, на котором потребовал от военного комиссара Коми сделать из случившегося выводы. Он также обратился в Главную военную прокуратуру с просьбой провести тщательную проверку по факту смерти Ивана Склеймина. Его младший брат Виктор также в ноябре прошлого года оказался в рядах российской армии. В начале января беседе с корреспондентом Cogita.ru мать Виктора высказала тревогу по поводу того, что это может занять много времени. Вызволять самостоятельно младшего сына из армии, которая уже лишила ее одного сына, уже не было сил. Уповать можно было только на помощь военных чинов республики, которые, как полагается в нашей стране, активизировались уже после трагедии. Республиканский военкомат, видимо, не без соответствующего указания со стороны высших республиканских чинов, на этой неделе ходатайствовало о досрочном увольнении Виктора согласно закону.
Дело взято на контроль?
Республиканские власти и военный комиссариат Коми отрапортовали, что дело взято на контроль. Остается надеяться, что дело будет соответствовать словам. Каждый житель нашей страны может выразить свою гражданскую позицию и принять участие в общественном контроле за ходом и результатами расследования. На сайте программы «Петиции в действии», созданной Международным Молодежным Правозащитным Движением, открыт сбор подписей под петицией с требованием добиться тщательного расследования обстоятельств кончины Ивана Склеймина.