Правозащитники и омбудсмен разошлись в оценках весеннего призыва в Петербурге
Вчера Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов отчитался по итогам весеннего призыва 2014 года.
"Прошедшая призывная кампания не выявила существенных нарушений прав граждан призывного возраста. Вывод о том, что роста нарушений прав призывников не произошло, подтверждает статистика обращений граждан к Уполномоченному.
Так, если в первом полугодии 2013 года к омбудсману поступило 47 обращений по вопросам нарушений прав призывников и военнослужащих, то за аналогичный период 2014 года зарегистрировано 38 таких обращений. В результате проведенной в аппарате Уполномоченного в апреле–июле 2014 года «горячей линии» поступило 17 обращений (за аналогичный период 2013 года – 27 обращений). В подавляющем большинстве случаев заявители сообщали не о нарушениях их прав, а просили разъяснить положения действующего законодательства, посоветовать, как правильно поступить в той или иной ситуации с точки зрения действующих правовых норм" - сообщает сайт омбусмена (подробнее: 21_07_2014_itogi_vesenne_letnego_prizyva_2014).
Правозащитная организация "Солдатские матери Санкт-Петербурга" 15 июля опубликовала более пессимистичный отчёт. Из него следует, что правозащитники получили в 15 раз больше обращений в связи с нарушениями во время призыва, их консультации более востребованы, а критика действий призывных комиссий более жёсткая.
"Структура нарушений прав призывников в период весеннего призыва 2014 года не слишком изменилась - констатирует пресс-релиз "Солдатских матерей Санкт-Петербурга" от 15 июля 2014. - По-прежнему существенную долю всех обращений (около 60%) занимают факты нарушения при подготовке и проведению медицинского освидетельствования. Новое «Положение о военно-врачебной экспертизе», вступившее в силу с 1 января 2014 года, к сожалению, не решило системных проблем, связанных медицинским освидетельствованием призывников. В частности, в Положении нет упоминания об обязательном наличии лицензии на проведение военно-врачебной экспертизы у учреждений, уполномоченных на ее проведение, как того требует Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности». В Положении о независимой военно-врачебной экспертизе такое требование содержится. Таким образом, новое Положение не устранило неопределённость статуса «врачей-специалистов», проводящих освидетельствование граждан при первоначальной постановке на учет и призыве, и не решило вопрос об ответственности врачей-специалистов за принятые решения.
Среди наиболее распространенных нарушений при подготовке и проведении медицинского освидетельствования выделяются:
- Начальники районных отделов военного комиссариатов по-прежнему надлежащим образом не проводят подготовку к медицинскому освидетельствованию, в том числе не осуществляет запросы в медицинские учреждения до начала призывного периода.
- Врачи-специалисты не оценивают те медицинские документы, которые предоставляет им сам призывник («не доверяют» им), не оформляют надлежащим образом врачебно-экспертную документацию (листы медицинского освидетельствования, акты исследования состояния здоровья).
- В составе врачей, проводящих медицинское освидетельствование призывников, отсутствуют врачи, необходимых для оценки состояния здоровья юношей специальностей. Так, в состав врачей-специалистов в Адмиралтейском и Кировском районе отсутствует врач-хирург. Вместо него оценку состояния костно-мышечной системы проводит врач-уролог. Информация о специализации врачей, о том, проходили ли они специальное обучение по военно-врачебной экспертизе, отсутствует в открытом доступе, гражданам не предоставляется.
- Должностные лица призывных пунктов скрывают информацию о результатах медицинского освидетельствования: отказываются выдавать копии листов медицинского освидетельствования. Так, в отделе военного комиссариата СПб по Петроградскому району, несмотря на указание филиала Главного центра военно-врачебной экспертизы, призывникам не выдают запрашиваемые копии листов медицинского освидетельствования.
- Более 50 человек обратились с жалобами на ненадлежащее оповещение и вызовы на призывные мероприятия в период действующей отсрочки. Более 30 обратившихся заявили о несвоевременной выдаче удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Важно отметить, что в последнее время информация о выдаче повесток неустановленного образца появляется реже.
- По-прежнему одной из основных проблем является необоснованное повторное обследование призывников (более 60 обращений). Необоснованным такое обследование становится, поскольку врачи-специалисты не оценивают предоставленные медицинские документы и не оформляют листы медицинского освидетельствования при необходимости обследования. Чаще всего врачи-специалисты требуют проведения повторного обследования, то есть необоснованного с врачебной точки зрения повторения уже проведенных ранее исследований, частое повторение которых может нанести вред здоровью призывника. Следует отметить, что даже после выявленных страховой компанией обязательного медицинского страхования (ОМС) нарушений при проведении обследования призывника, а также факта его необоснованного направления на данное обследование должностные лица не несут надлежащей ответственности.
- Отдельно стоит обратить внимание на фактическое отсутствие структуры, которая контролировала бы работу врачей-специалистов, осуществляющих медицинское освидетельствование призывников. Ни структуры гражданского здравоохранения (Комитет по здравоохранению), ни военно-медицинские структуры (Главный центр военно-врачебной экспертизы) не дают надлежащей оценки действиями врачам-специалистам, врачам-членам призывной комиссии Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что нарушения при проведении медицинского освидетельствования являются массовыми, никто не несет ответственности за данные факты, подтвержденные часто и судебными решениями. Бездействие надзорных органов и ощущение полной безнаказанности врачей влечет за собой длительные тяжбы, судебные разбирательства, порождает коррупцию, приводит к тому, что в армию попадают юноши с тяжелыми заболеваниями и пр.
Отдельно следует отметить работу призывной комиссии Санкт-Петербурга, целью которой является контроль за обоснованностью решений, вынесенных нижестоящими комиссиями. В весенний призыв 2014 года, как и ранее, контрольная функция призывной комиссии СПб сводилась к позиции одного врача, у которого, что характерно, нет замены даже в резервном составе комиссии.
Зачастую факты незаконных решений и бездействия призывной комиссии Санкт-Петербурга и нарушения со стороны отдельных ее членов (врачей-специалистов) подтверждаются судебными решениями. Однако в силу крайне размытой ответственности членов призывной комиссии СПб и полной безнаказанности одни и те же должностные лица продолжают нарушать законодательство и права граждан" (см. информацию на сайте организации: soldiersmothers.ru).
Тактика и стратегия государственной правозащиты и общественников существенно отличается. Однако пока конструктивного вмешательства в работу призывных комиссий удалось достичь лишь людям Александра Шишлова. Его представители в последнем призыве продолжили свою эффективную практику участия в заседаниях призывных комиссий в наиболее критикуемых за нарушения прав призывников районах Петербурга - Фрунзенском, Невском и Выборгском. В аппарате Уполномоченного считают, что это повысило "уровень дисциплины членов комиссий при рассмотрении персональных вопросов призыва каждого призывника". Участие представителей государственной правозащиты "влияло на принятие окончательного решения комиссий". Эта практика будет продолжена при осеннем призыве, обещает Александр Шишлов.
Заканчивает свой отчёт Уполномоченный всё же критически: "В работе некоторых районных отделов горвоенкомата по-прежнему присутствуют нарушения прав призывников, которые носят системный характер. Среди них: неоповещение призывников под расписку о необходимости явки на мероприятия, связанные с призывом (по данным Военного комиссариата Санкт-Петербурга, надлежащим оповещением не охвачены около 1/3 подлежащих вызову призывников); отказ врачей-специалистов, сотрудников районных отделов Военного комиссариата Санкт-Петербурга, членов призывных комиссий муниципальных образований приобщать к материалам личных дел призывников медицинские документы; отказ в направлении призывников на дополнительное обследование в спорных случаях, когда невозможно вынести объективное заключение о состоянии здоровья призывника без дополнительного обследования; необоснованное направление призывника на дополнительное обследование в тех случаях, когда имеющихся в материалах личных дел медицинских документов достаточно для определенного вывода о категории годности к военной службе; вызов на заседания призывных комиссий лиц, имеющих отсрочку от призыва на военную службу в период обучения.
Распространена практика несвоевременной выдачи призывникам направлений на прохождение медицинских исследований. В данной связи важно отметить, что с 1 января 2014 года вступило в силу новое Положение о военно-врачебной экспертизе, согласно которому к традиционным исследованиям (электрокардиограмма, флюорография, анализы мочи и крови) были добавлены исследования крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «В» и «С». И если направления на данные исследования выдаются не своевременно, а решение призывной комиссии принимается до завершения исследований, то смысл таких нововведений в процедуру изучения состояния здоровья призывников нивелируется.
Не всегда должностные лица органов военного управления, члены призывных комиссий удовлетворяют законное требование призывников об участии в заседаниях призывных комиссий их представителей, имеющих надлежащим образом оформленные доверенности (статьи 182, 185 ГК РФ). Данное нарушение существенно снижает возможность призывника отстаивать свою позицию на заседании призывных комиссий.
Кроме того, поступают жалобы призывников или уполномоченных ими представителей на отказ районных отделов горвоенкомата предоставить возможность для ознакомления с материалами личных дел призывников. В то время, как содержащаяся в личных делах информация непосредственно затрагивает права и законные интересы призывников и используется при принятии призывными комиссиями решений о призыве или о предоставлении отсрочек (освобождений) от призыва. Поэтому данное право призывников также должно быть гарантировано".
Безусловно положительно оценивают и правозащитники и Уполномоченный совместные усилия и работу в постоянном контакте друг с другом. Последним примером такого партнёрства стала совместная поездка в Мурманск в середине июля (подробнее: soldiersmothers.ru)
Итоги призыва в отношении Альтернативной гражданской службы в Петербурге до сих пор не оглашены.
Осенний призыв в России начнётся 1 октября и завершится 31 декабря 2014 года.