Рекрутинг начинается с нарушениями действующего законодательства
Начиная с сентября в правозащитную организацию «Солдатские матери Санкт-Петербурга» стали поступать обращения, связанные с нарушением порядка медицинского освидетельствования – согласно закону, до 15 сентября военный комиссариат должен запрашивать медицинские карты и другие медицинские документы призывников, однако фактически эта норма не исполняется.
Ранее на Когита!ру: Новый призыв по новым правилам
Координатор отдела по защите прав призывников «Солдатских матерей» Оксана Парамонова: "Последствия подобного неисполнения закона отражаются на гражданах – врачи не могут полноценно оценить состояние здоровья призывников. Кроме того, в виду отсутствия информации о медицинских исследованиях, призывников направляют на дополнительные обследования, которые уже были проведены. При этом бюджет тратит впустую огромные средства. Организация уже зафиксировала факты проведения медицинского освидетельствования вне рамок призыва. Многие граждане не понимают то, как построен процесс освидетельствования, а значит не умеют защищать свое право на здоровье".
Правозащитники обращают внимание: доступ граждан к информации затруднён. Сайт Комитета по вопросам законности правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга содержит устаревшую информацию о составах призывных комиссий.
Что ждет петербуржцев в этот призыв?
Руководитель «Солдатских матерей Санкт-Петербурга», член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Элла Полякова отвечает на наиболее часто возникающие вопросы.
Действительно ли идет сокращение числа призывников? Есть ли данные о том, сколько человек призовут этой осенью?
Элла Полякова: Сейчас различные источники говорят о снижении плана призыва, при том на несколько десятков тысяч. Напомню, весной эта цифра достигла 150 тысяч человек. Это связано с курсом на увеличение контрактной части армии, что увеличивает профессионализм вооруженных сил. Такая тенденция важна для общества, это позволяет минимизировать уровень преступности в армии, что также отмечал Комитет против пыток ООН в 2012 году. Также государство пытается создать условия по привлечению молодых людей к контрактной службе – теперь возможно выбрать год службы по призыву или 2 контракта. Кроме того, как известно, в этот призыв в армию вновь массово будут набирать и молодых людей из Чечни. Это не большая цифра – около 500 человек.
Сколько молодых людей (какой процент) признаются годными? Как можно оценить здоровье призывников в целом?
Элла Полякова: Председатель Военно-врачебной комиссии Военного комиссариата Санкт-Петербурга Мурсалов в прошедшем призыве озвучил цифру 74% годности, но осенью этот процент, как правило, ниже. Мы это отмечаем также и в нашей работе. Однако к нам, как правило, приходит намного меньше граждан, годных по здоровью. Это можно объяснить тем, что граждане, которые не имеют права служить по здоровью, чаще пытаются защитить свое здоровье.
Уклонисты всегда считались проблемой военкоматов, растет или нет их число?
Элла Полякова: Уклонист – это человек, в отношении которого суд или должностное лицо принял соответствующее решение. В прошлом призыве Шойгу впервые озвучил реальную цифру – около 6 тысяч граждан, которых не могут призвать. Ранее Минобороны пугало всех мифической цифрой в 150-200 тысяч. Согласитесь, что реальная цифра на фоне примерно в 300 тысяч призывников в год, кажется смешной.
Есть ли интерес к Альтернативной гражданской службе, какую работу предлагают призывникам?
Элла Полякова: Да, интерес есть. Каждый призыв в Петербурге приблизительно 100 человек заявляют свое право не служить в армию, где-то треть добивается этого права, а уже треть из них идет служить. Остальные признаются негодными. Работа различная – среди лидеров мест прохождения сейчас Мариинская и Покровская больницы. Среди организаций вне сферы здравоохранения числятся, к примеру, такие как «Пассажиравтотранс» и Почта России.
Как обстоят дела с неуставными отношениями в армии, сократились ли случаи дедовщины? Повлияло ли на это сокращение срока службы?
Элла Полякова: Количество пыток и неуставных отношений сокращается, но не сходит на нет. Сокращение срока службы – это как раз главная причина позитивных изменений. Но и совместная работа правозащитников и Министерства обороны делает свое дело – армия небольшими шагами, но движется к тому, чтобы становится прозрачной структурой, на сколько это возможно, и мы рады подобной тенденции. Мы вместе должны защищать права человека.
С какими проблемами, нарушениями чаще всего сталкиваются призывники в Петербурге?
Элла Полякова: В первую очередь, традиционно, это медицинское освидетельствование – призыв без обязательной диагностики, военкоматы не запрашивают данные о состоянии здоровья молодых людей из поликлиник. Зачастую призывникам также необоснованно отказывают и в возможности пройти альтернативную службу, но таких ребят и призывать в армию фактически не получается. Однако тут важно отметить, что это солидарная ответственность, лежащая на плечах как государства, так и общества – молодые люди перед призывом обязаны обследовать свое здоровье и понять имеют ли право служить или нет.
В июне 2014 был принят закон, по которому призывник может выбирать способы поступления на военную службу: отслужить один год срочником или два года — по контракту? Можно ли сделать такой выбор этой осенью? И какие существуют ограничения?
Элла Полякова: Да, этот закон распространяется на призывников, которые пойдут служить осенью. Но только на тех, кто имеет высшее образование. Остальным сначала придется три месяца провести на срочной службе. Вообще подобные инициативы – это хорошо, однако существуют проблемы и у контрактников – чтобы повышать престиж службы необходимо создавать релевантные условия – обеспечивать жильем, социальными условиями и так далее.
В чем, по Вашему мнению, основная причина нарушений прав призывников?
Элла Полякова: Это, безусловно, отсутствие гражданского контроля со стороны общества. Граждане не умеют самостоятельно контролировать власть, а многие до сих пор закрывают глаза на коррупцию при призыве, на нарушения права граждан на здоровье. Однако сейчас мы все больше видим примеров того, как люди берут на себя ответственность и с нашей помощью решают не только собственные проблемы, но и начинают помогать другим.