"Баффетт - сильно. Никогда подобного не видел..."
Говард Баффетт (р. 1954) - директор корпорации Кока-Кола, сын миллиардера и сам миллиардер, по воле отца в 23 года стал фермером. Он пришел к филантропии не только по семейной традиции, скорее через идею нулевой обработки почвы. Баффетт открыл фонд своего имени и написал десятки книг и статей о сохранении биологического разнообразия. Он объездил мир с фотоаппаратом, сначала фиксируя красивые пейзажи, а затем только голод, бедность, жажду, войну, тяжкий труд, убогие дома - беды и нужды людей и других живых существ на планете. Выставку своих фотографий последних двух десятилетий он возит по всему миру. Этим летом она расположилась в залах первого этажа Михайловского (Инженерного) замка, филиала Русского музея.
Борис Миркин родился на 17 лет раньше Баффетта в Ленинграде. Сын портного и фармацевт по образованию, в 43 года он возмутился вводом войск своей страны в Афганистан и написал стихотворение. Этот текст видели несколько его знакомых, он не был нигде напечатан. Тем не менее, Миркин получил три года лагеря за антисоветскую пропаганду и клевету и, вернувшись из пермской политзоны в Ленинград, смог устроиться только токарем на заводе. Его реабилитировала та же судья, которая выносила ему приговор. Сейчас он пенсионер, член "Мемориала" и наш культуртрегер в хорошем смысле (см. название колонки). Он в курсе новых книг по истории, ходит на все выставки, на некоторые по несколько раз, потом рассказывает об увиденном в "Мемориале".
На Баффетте Миркин был трижды. Исписал полтетрадки копиями этикеток: «Баланс потерян» (Румыния, 2002) – молодой парень без ноги; «детский труд» (2003, Бангладеш) – девочка с 12-ю земляными кирпичами на голове; «Разбитые мечты» (Гватемала) – девочка в окне дома с разбитыми стеклами; «Патруль» (Афганистан, 2010) – американский солдат с автоматом с вертолета смотрит вниз на горный пейзаж; «Последний вздох» (Уганда) – умирающий истощенный мальчик и так далее. Но тут же и «Подзаправка» (лакающий воду леопард), пакистанский «Горный покой» и другие красоты. 100 стран мира на одной выставке. Контрапункт соблюден: красота и разнообразие противопоставлены нужде и хрупкости жизни.
Все фотографии имеют короткое и, как правило, лобовое авторское название, атрибутированы год и страна. В последние годы преобладает социальная фотография, подчеркивающая «хрупкость» человеческого состояния (проект Баффета Fragile: The Human Condition, 2009 – документация жизненных историй из 65-ти стран с предисловием Шакиры).
Аннотации в петербургских СМИ представляют выставку отстраненно: Баффетт «запечатлел красоту и нищету «третьего мира». Дикие животные и пейзажи Баффета невероятно красивы, согласен наш Миркин. Их разглядывают подолгу. На умирающих от голода детях Африки, детях на войне, детях на тяжелых работах, плачущих женщинах и измученных стариках редко кто задерживается, чаще проходят мимо.
Социальную фотографию у нас не принято показывать в Русском музее, она отнесена на задворки, в лофты и узкопрофессиональные площадки. Об этих проектах почти не пишут. Внятных рецензий на Баффетта, я не встретила. Показ его в филиале Русского музея, на мой непосвященный взгляд, все же представляется не выбором музейного менеджмента, а скорее выбором миллиардера площадки в центре города для своей откровенно миссионерской и просветительской акции. Для музея это (буду рада ошибиться), вернее всего, выгодное предложение, а не инициатива кураторов отдела современной фотографии.
Как пишет Екатерина Деготь, культура у нас до последнего времени удобного вписывалась «в финансовоцентричную картину мира», «понималась не как сфера образования или тем более сфера «общего», commons, не как интеллектуальное сопротивление разрушительной и опустошающей логике капитала и обслуживающего его маркетинга, но как, напротив, художественная поэтизация финансового пузыря, тем более эффективная, чем более она художественна, то есть якобы «незаинтересованная», «неполитическая», «профессиональная» и неполитически «качественная». В понятие этой качественности могла включаться и рефлексия, и даже доля поверхностной, ироничной и хорошо написанной критики».
Наш Миркин собирается зайти на выставку еще раз, говорит: «Сильно. Здорово. Не помню такого, никогда подобного не видел».
Выставка открыта до 13 августа 2012.
Ранее на Когита!ру:
Что увидел Борис Миркин 17-23 мая 2010?
Что Миркин увидел в июле 2010?
Культурные хроники августа 2010 от Бориса Миркина
Открытие выставки "Андрей Сахаров: тревога и надежда": фоторепортаж